Организация исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы
Матвеенко Е.Ю., учитель географии МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Долгое время классно-урочная система обучения являлась наиболее
эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Но происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых методик обучения, педагогических технологий, имеющих личностную направленность, развивающих навыки самостоятельного поиска информации, формирования у школьника универсального умения ставить и решать задачи для решения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Главной целью преобразований в образовании становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов обучения, использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности, как одного из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы.
Подобная структура исследовательской деятельности характерна для любой области гуманитарных или естественных наук, это своеобразный алгоритм исследователя. Но исследовательская деятельность учащихся имеет свои особенности – это учебное исследование, поэтому его главной целью является развитие личности ребенка, формирование навыков исследовательской культуры, а не научное открытие. Таким образом, целями исследовательской деятельности учащихся в школе будут:
Приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности;
Развитие способности к исследовательскому типу мышления;
Активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых, являющихся новыми и личностно-значимыми для конкретного учащегося).
Применяя метод организации исследовательской деятельности учащихся на протяжении нескольких лет, я пришла к выводу, что эта форма деятельности возможна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Именно соблюдение принципа добровольности занятий обучающихся исследовательской деятельностью, добровольного выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию обучения и личностного развития.
При консультировании выбора учеником темы исследования, я стараюсь учитывать определенные требования. Тема должна быть:
Интересна учащемуся, увлекать его;
Выполнима, решение ее должно быть получено участниками исследования;
Оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
Доступной, соответствовать возрастным особенностям учащегося.
При всем разнообразии ученических исследовательских работ, они должны подчиняться общим требованиям к исследовательской работе учащегося:
Должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в какой либо области знаний;
Должна представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создания технического устройства, доказательство какого-либо факта, выявление причин и свойств;
Работа должна содержать результаты исследований;
Должна соответствовать формальным критериям, содержать цели, задачи исследования, гипотезу, характеристику того, что известно по этой проблеме (обзор литературы по проблеме), методику исследования, завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования;
Главным этапом исследования является ее защита.
С первыми элементами исследовательской деятельности учащиеся сталкиваются на уроках при выполнении заданий и практических работ творческого характера, связанных с самостоятельным поиском необходимой информации, определением цели поиска, подведении итогов поиска и формулировке выводов. Например, на уроках географии подобный исследовательский характер носят практические работы и задания поискового характера по картам атласа, когда учащиеся самостоятельно «добывают» необходимую информацию, анализируют ее, делают выводы.
В своей практике организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе уже в 7-8 классе я начинаю привлекать учащихся к выполнению простейших исследовательских заданий при оказании практической помощи старшим учащимся. Например, при выполнении исследования качества воды реки Пены, брать пробы воды и проводить простейшие исследования помогают члены школьного юннатского кружка. При изучении строительной деятельности бобров выявлять бобровые поселения и ставить их на учет помогали также члены юннатского кружка (учащиеся 7- 8 классов).
Но все же основы выполнения научной исследовательской работы в современной российской школе должны закладываться во внеурочной деятельности по предмету в основной школе при проведении предпрофильной подготовки учащихся. Поэтому с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы и уровня их подготовки, каждое отдельное исследование может быть краткосрочным, или длительным, но разбитым на отдельные этапы исследования, или носить мониторинговый характер. Это могут быть исследования исторического, культурного, социально-значимого или краеведческого характера. Особое направление в исследовательской деятельности учащихся представляют исследования экологического направления, к которым предъявляются более жесткие требования, но они носят более яркий актуальный и практически значимый характер. Подобные экологические проекты, как правило, связаны с полевыми исследованиями и измерениями, кабинетные исследования представляют собой лишь анализ и обработку полученных результатов.
Широкие возможности для реализации исследовательской деятельности учащихся основной школы в рамках учебных занятий представляют элективные курсы. Перекликаясь с целями предпрофильной подготовки, исследовательские работы учащихся 8-9 классов ориентируют детей на самообучение, освоение практических умений и навыков, определение и самореализацию их собственных внутренних потребностей и возможностей, профессиональных интересов и образовательных приоритетов. Элективные пробные (предметно-ориентированные) курсы в виде творческих заданий, позволяют учащимся приобрести собственный практический опыт познавательной деятельности. Исследовательская деятельность в рамках элективных курсов основной школы носит исключительно разнообразный характер: наблюдение, эксперимент, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, математическая обработка данных и т.д. Перспективным признается использование в рамках элективных курсов коллективных форм обучения, в том числе и метод малых групп.
Но при организации исследовательской деятельности школьников неизбежно встает проблема руководства. Это объяснятся тем, что специальную подготовку организации подобной деятельности наши педагоги не проходили. А ведь работа педагога с одаренными детьми в области исследований по учебным предметам требует от учителя особой педагогической культуры, высокого мастерства, овладение практическими навыками оформления исследовательской работы и организация ее защиты, способность оценить не дисциплинированность и исполнительность ученика, а его творчество и инициативу, способность иметь и отстаивать свою позицию. Поэтому, в первую очередь, администрации школы, методическим объединениям педагогов необходимо организовать обучающие практические семинары, мастер-классы по обучению педагогов основам исследовательской деятельности, ее организации и руководству, по использованию компьютерных прикладных программ обработки текстовой, табличной, графической информации, по применению компьютерных методов поиска информации и подготовке презентации исследовательской работы. Необходимо также перенимать и распространять опыт тех педагогов, которые добились успехов в самореализации личности учащегося через исследовательскую деятельность. При этом необходимо всячески поощрять участие педагогов и учащихся в различных конкурсах ученических исследовательских работ, стимулировать и поддерживать наиболее одаренных и успешных исследователей, дать возможность юным исследователям опубликовать свои работы в различных научных сборниках. Необходимо учитывать, что исследовательские работы, выполненные обучающимися, становятся частью научно-методического обеспечения школы, с ними можно не только познакомиться, но и использовать их в практике.
Проблемой я считаю нежелание и неспособность ряда педагогов школ заниматься исследовательской деятельностью. Какие существуют пути подготовки педагогов к исследовательской деятельности?
Я вижу следующие:
1. Курсы повышения квалификации (но в связи с кризисом, не всегда есть возможность пройти курсы).
2. Обучающие семинары для педагогов в рамках МО, ММО, проблемных творческих групп педагогов и т.д.
3. Научно-практические конференции – на районном уровне, в рамках Ассоциации, внутришкольные конференции, школьные Дни науки и т.д., которые дают опыт подготовки, проведения и защиты исследования. Необходимо сделать такие конференции традиционными, массовыми и популярными.
Я считаю, что необходимо уйти от практики выполнения разовых исследовательских работ, когда приходит в школу положение или приказ о проведении конкурсов исследовательских работ и мы берем ребенка и усиленно трудимся над выполнением этой исследовательской работы к конкретному сроку. Довольно часто в школе прослеживается негативное явление – педагог стремится «привязать» к себе хороших учеников и только с ними занимается исследованиями. Мы должны всем (!) детям привить навыки и умения исследовательской культуры, а не одному - двум выбранным нами одаренным детям. А значит, эта работа в школе должна быть системной, постоянной, и в ней должны участвовать все педагоги и задействованы не менее 90 % учащихся 8-11 классов.
Какой выход? Введение элективных и учебных курсов, кружков исследовательской направленности. Сейчас в литературе представлено огромное количество программ элективных и учебных курсов, в том числе и связанных с формированием исследовательской культуры. Было бы замечательно подключить психологов и ввести в практику проведение тренингов по развитию исследовательских способностей и совершенствованию основных умений и навыков проведения собственных исследований (есть такие тренинги у Савенкова Александра Ильича). Подобные элективные курсы целенаправленно развивают учебно-познавательную компетентность учащихся.
Хочется уберечь педагогов еще от одной ошибки – часто исследовательская работа представляется педагогу и ученику не как поиск новых знаний, а соблюдение правил оформления и выработка многочисленных формулировок, которые кажутся убедительными тем людям, которые сами этого не исследовали, но в силу ряда обстоятельств оценивают работы. И зачастую оценки за оформление работы оказываются выше оценки за полученные результаты.
С чего необходимо начинать организацию исследовательской деятельности?
Во-первых, с обеспечения разработки, легитимного утверждения и внедрения школьных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса. В пакет таких внутришкольных документов, обеспечивающих управленческо-методическое сопровождение осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся могут входить – циклограмма управления проектной и исследовательской деятельностью как школы в целом, так и отдельных учителей, положения о школьном научном обществе, о школьной научно-практической конференции, о школьном проекте, общешкольная «Программа общеучебных умений»;
Во-вторых, формирование и внедрение методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований, данные рекомендации способствуют повышению эффективности проблемно-ориентированного совершенствования профессиональной компетентности педагогов;
В-третьих, создание и внедрение методических рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность.
В–четвертых, создание базы данных об одаренных детях, желающих заниматься исследовательской деятельностью, базы данных учителей, работающих с одаренными детьми, базы данных исследовательских работ учащихся;
Применение различных видов диагностирования учащихся, педагогов, отражающего уровень исследовательской культуры, отношения к исследовательской деятельности, изучения затруднений учителей и учеников и т.д.
Итак, педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений, в том числе сугубо педагогических:
Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;
Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи;
Уметь увлечь учащихся дидактической ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей;
Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске; уметь избегать директивных указаний и административного давления;
Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;
Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своих поисков;
Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам;
Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых оригинальных идей направлений исследования;
Уметь закончить проведение исследования и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;
Как свидетельствует опубликованный опыт педагогов и мой собственный опыт организации учебно-исследовательской деятельности, эта форма образовательной деятельности способствует развитию интереса к обучению, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы. Самостоятельный поиск информации ведет к развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации, профессиональному самоопределению детей. При введении профильного обучения в российских школах именно выполнение творческой исследовательской работы по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена приводит к приобретению профессиональных знаний и навыков учащегося, его профессиональной самоориентации.
Подводя итог вышесказанному, я хочу привести слова Джона Коттона Дана (1856-1929 г.), основателя и президента Ассоциации специальных библиотек США: «Тот, кто берется учить других, сам никогда не должен прекращать учиться».
Использованная литература:
Матвеенко Е.Ю. Формы работы с одаренными детьми и проблемы подготовки учащихся к участию в эколого-исследовательских мероприятиях различного уровня. Доклад на августовской секции учителей-географов Ракитянского района. 2007.
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук». - Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»).
Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 3.
Рождественская И.В. Управление программой интеллектуально-творческого развития личности на основе исследовательской деятельности педагогов и учащихся //Исследовательская работа школьников. – 2007.- № 4. – с.44-51.
Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 4-8.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15