Урок физической культуре в 5 классе «Путешествие в страну Гимнастика».

Урок физической культуре в 5 классе «Путешествие в страну Гимнастика».
Учитель : Слонов С.А.
Тема урока: Путешествие в страну Гимнастика.
Цель деятельности учителя:
1. Формировать правильную осанку при выполнении ОРУ.
2. Совершенствовать технику выполнения кувырка вперед и стойки на лопатках.
3. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Цель урока: Закрепить универсальные учебные действия и умения посредством средств и методов физической культуры и спорта.
УУД:
Личностные универсальные учебные действия:
1. Научить ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «здоровье», «мир», «настоящий друг».

Познавательные учебные действия:
1. Формировать навыки ходьбы и бега, закрепить умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагируя на сигналы.
2. Формировать умения сохранять устойчивое положение на уменьшенной площади опоры (гимнастическая скамейка), в разных позах и быстрой смене положения тела.
3. Упражнять в выполнение ОРУ с гимнастической скакалкой.
4. Упражнять в выполнение строевых упражнений разученных ранее, продолжить обучение перестроению из одной колоны в три, в движении.
5. Учить преодолевать полосу препятствий.
6. Совершенствовать изученные акробатические упражнения.
7. Научить наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
8. Научить навыкам простого ориентирования.

Регулятивные учебные действия:
1. Содействовать развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, ловкости, силы.
2. Развивать творчество, инициативу в двигательных действиях.
3. Прививать интерес к здоровому образу жизни.
4. Способствовать повышению общего функционального состояния организма.
5. Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и функционального свода стопы


Коммуникативные учебные действия:
1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместной двигательной деятельности.
2. Прививать детям стойкий интерес к гимнастике, поддерживать в них жизненный оптимизм и здоровый соревновательный дух, поощрять творчество и разнообразную двигательную деятельность.
3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Место проведения: спортзал
Инвентарь :
Гимнастические маты, гимнастический козел, обручи, гимнастическая скамейка, стенка, свисток, легкоатлетические барьеры, гантели, подвесная перекладина, мостик.
Пособие : карта путешествия и препятствий.


Методическая карта урока:
1. Организация класса. Введение в ситуацию общения (подготовительная часть урока):
1. Сообщение задач урока, настроить учащихся на деятельность.
2. Формирование навыков ходьбы и бега (разновидности передвижений)
3. Упражнять в выполнении строевых упражнений, изученных ранее (повороты на месте, перестроение из одной колоны в две, три в движении)
4. Совершенствование техники выполнения комплекса ОРУ с гимнастической скакалкой.


2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (основная часть урока):
1. Совершенствование технику акробатических элементов.
2. Закрепление и совершенствование навыков лазанья по шведской стенке, по гимнастической скамейке.
3.Учить простейшим навыкам ориентирования.


3. Рефлексия учебной деятельности на уроке (заключительная часть урока):
1. Учить выполнять правильно очищающие дыхательные упражнения.
2. Способствовать понижению нагрузки, проверки внимания.
3. Подведение итогов урока.


Частные задачи
Содержание
Дозирование нагрузки
Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (12 мин)

1. Организовать детей
1) Построение,  приветствие.
20 сек
Обратить внимание на форму, причёски девочек. Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальным и поточным способом.
Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в путешествие в страну Гимнастика. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути путешественников, нам послужит наш спортивный,  гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. От вас требуется - включить своё воображение, представить себя в неизвестной стране и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю вы отлично справитесь с заданием. Надеюсь, вам наше путешествие понравиться. 


2) Сообщение задач урока, формы его  проведения и требование выполнения правил техники безопасности.
1 мин



 3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие.  
20 сек


2. Подготовить  организм к основной части урока
Ходьба
1мин
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится центре спортивного зала, показывая упражнения. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.


1) на носках, руки вверх;
0,5 круга



2) на пятках, руки за спиной;
0,5 круга



3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд;
0,5 круга



4) перекатом с
0,5 круга



пятки на носок, руки расслаблены;




Бег по кругу в  колонне по одному;
2мин
Следить за техникой бега, работой ног и рук.


Приставным шагом ,правым боком, руки на поясе
1 круг
Прыжок как можно выше




Приставным шагом левым боком, руки на поясе
1 круг



С высоким подниманием бедра, руки вперед
1 круг
Выше колени.





С захлестыванием голени, руки произвольно
1 круг
Пятками касаться ягодиц.



Переход на спортивную ходьбу, руки согнуты в локтях
0,5 круга




Ходьба
30 сек



1) выполнение  дыхательных  упражнений;


1 круг
Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее  вдоха.


2)  получение скакалок, ходьба.
 
Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке.


Перестроение для выполнения (ОРУ) перестроение в две шеренги
30 сек


3. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины
ОРУ со скакалками
5мин
Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивидуально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать.


1)И.П.- основная стойка , руки вниз, скакалка вчетверо.1-наклон головы в право, 2- наклон головы влево,3- наклон головы вперед,4- И.П.
6-8 раз
Спина прямая, плечи не поднимать, руки напряжены, скакалка натянута.


2) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.
6-8 раз
Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку.


3) И.П. –  ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П.
6-8 раз
Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать.


4) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо.
6-8 раз
Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться.


5) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.
6-8 раз
Энергичный мах, вперёд не наклоняться.


6) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги.
6-8 раз
Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч.


7) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие.  То же на другой ноге.
3 раза
Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя.


8) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П.
6 раз
При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности).


9) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4  – прыжки на левой ноге; 1 – 4  – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе.
по 2 раза
Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках.


Перестроение в одну колонну.
20 сек
Скакалки повесить на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки.

4. Объяснение прохождения маршрута
Выдача задания для прохождения туристического маршрута
1 мин
Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препятствия и соответствующего ему гимнастического упражнения.

II. Основная часть (24 мин)

1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута.
Полоса препятствий
9 мин
 


1) ) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями.


 
Пройти по перевернутой гимнастической скамье



2) Пройти по кочкам в болоте.
 
Прыжки из обруча в обруч (8 шт.) выполнять с ноги на ногу.


3) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников.
 
Выполнение задания поточным способом. Любым способом перелезть через легкоатлетический барьер, проползти под навесной перекладиной, перепрыгнуть или перелезть через гимнастического козла и пролезть под такими же препятствиями (3 шт.)


4) подъем в гору и спуск с горы
 
Подняться любым способом по наклонной скамейке на гимнастическую стенку, залезть до верху и спуститься вниз по лестнице.


5) Проползти на животе по скамье.
 
Лежа на животе проползти по скамье. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт.)по середине спортзала.


Изображение деревьев и животных:
4 мин
Вопрос детям: «Ребята, посмотрите какая красивая березовая роща, давайте посадим здесь еще несколько молодых березок, позовем жить сюда ежика, рака и построим мост через речку. С помощью каких акробатических упражнений вы можете изобразить берёзовую рощу, убегающего ёжа и мост через глубокую реку ?».


берёзовая роща – стойка на лопатках;
 
Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах).


ёжик – кувырки вперёд слитно.

Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину.


Мост через глубокую реку – мост из положения лежа на полу

При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки. Выполнить фронтально


Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа) Речь учителя: «Ребята, представьте себе, солнце спряталось за тучи, а нам надо возвращаться домой. Хорошо, что у нас есть и карта, и компас. Но нужно уметь ориентироваться в лесу и по местным признакам. Кто знает по каким признакам можно ориентироваться в лесу?»
3 мин
Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя.
Ориентирование:
- по мхам и лишайникам (растут с северной стороны); - по муравейникам (расположены с южной стороны); - по веткам ( больше с южной стороны, меньше с северной).


Отправление в обратный путь
8
Пройти полосу препятствий в обратном порядке и вернуться на исходную позицию.

III. Заключительная часть (4 мин)

1. Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений.
1) Построение
10 сек
Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и  научиться правильно дышать.


2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу.
20 сек



3) Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю.
по 2 акта
(30сек)


2.  Организованное завершение урока.
1) Подведение итогов урока.
2) Рефлексия:
- Какие впечатления от урока? - Какой участок пути был самым трудным? - Достаточна ли нагрузка? ощущается ли усталость, тяжесть в мышцах? - Что больше всего понравилось? - Что больше всего запомнилось? - Что узнали нового? - Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни? - Кто заметил в пути что-нибудь интересное, необычное?
1 мин
2 мин
Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи.












13PAGE 15


13PAGE 14215




15