Методическая разработка общешкольного мероприятия «Слет юных туристов»

Методическая разработка общешкольного мероприятия «Слет юных туристов»

Учитель географии, ОБЖ СОШ № 13 г. Нерюнгри,
Сорокатый Александр Иванович

Цели и задачи.
Турслет проводится с целью формирования у обучающихся практических навыков и умений поведения в походных условиях ответственного отношения к природе, совершенствования их физического развития. В ходе подготовки и проведения турслета решаются задачи популяризации детско-юношеского туризма как комплексного воспитательного средства, пропаганды здорового образа жизни, выявления лучших команд школы.
Участники.
В турслете принимают участие обучающиеся 5-11-х классов. Состав команды: для участия в конкурсной программе – весь класс, для полосы препятствий – 6 человек (3 М + 3Д). Каждая команда (класс) должна иметь запас дров для костра, питьевую воду, мешки для мусора, 6 пар рабочих перчаток для соревнований на полосе препятствий, медицинскую аптечку, посуду для приготовления и приема пищи.

Снаряжение, используемое в ходе проведения слета:
Палатка (классическая, двускатная) для установки и снятия на этапе соревнований, палатка (навес) для судейской бригады, указатели «Старт» и «Финиш», маркировочная веревка для ограничения судейского лагеря, веревка основная (диам. 10-12 мм) для организации переправ – 2Х40 и 2Х20 м, системы страховочные – 6 шт, карабины страховочные – 15 шт., аптечка медицинская, носилки санитарные, котел для кипячения воды, мегафон, протоколы судейские на каждый этап и вид соревнований, сводный судейский протокол
Особенности организации слета. В состав оргкомитета, занимающегося подготовкой и проведением слета входят представители администрации школы учитель ОБЖ и члены Совета старшеклассников. В состав судейской коллегии входят учителя, не имеющие классного руководства и приглашенные спасатели (представители городской поисково-спасательной службы). А в каждой команде –участнице слета в целях усиления безопасности обязательно присутствуют представители родительского комитета класса.
Программа слета.
9-00 – организованный выход колонной от школы к месту проведения слета.
9-30 - 10-00 – прибытие на место слета, распределение комендантом бивачных мест для каждой команды, подготовка команд к соревнованиям.
10-00 – 13-00 – соревнования на туристской полосе препятствий.
13-00 – 15-00 – конкурсная программа.
15-00-16-00 – подведение итогов, подготовка к закрытию (уборка бивачных мест).
16-00 - объявление победителей, закрытие слета.
В ходе школьного «Слета юных туристов» традиционно проводятся следующие виды соревнований и конкурсов:
ТПП (туристская полоса препятствий)
- снятие палатки на старте и установка на финише;
- подъем по веревке на схватывающем узле;
- спуск по веревке спортивным способом;
- переправа по бревну (с перилами или без в зависимости от условий);
- разжигание огня с кипячением воды (0,5 л);
- переправа по параллельным веревкам;
- навесная переправа;
- маятниковая переправа.
Для прохождения ТПП каждому участнику необходимо иметь рабочие перчатки, а команде – спички и дрова для разжигания костра.
Организация быта в полевых условиях. Учитывается оснащение группы, наличие необходимого снаряжения, правильность подбора посуды для варки и приема пищи, состояние бивачного места команды. Максимальное количество баллов - 20
Конкурс походной кухни. Блюда, приготовленные командами, оцениваются по позициям:
- наименование.
- оригинальность оформления,
- использование даров природы,
- съедобность и вкусовые качества.
Максимальное количество баллов - 10
Конкурс туристской песни. Оценивается соответствие песни заданной (туристской ) тематике, количественный состав исполнителей.
Максимальное количество баллов -10
Определение победителей.
Общекомандное место определяется по наименьшей сумме мест, занятых командой во всех конкурсах и соревнованиях. Победители в конкурсе «Организация быта в полевых условиях» определяются по наименьшему количеству штрафных баллов (см. приложение «Таблица штрафов»), в ТПП – по лучшему времени прохождения полосы (с учетом штрафных баллов).
Команды, не имеющие результатов по одному из видов программы, занимают места после команд с полным зачетом.
Зачет проводится по возрастным группам: 5-6, 7-8, 9-11-е классы
Награждение.
Команды, занявшие призовые места в общекомандном зачете, награждаются дипломами. Команды, занявшие призовые места по отдельным видам - грамотами

Приложение №1
Таблица штрафов.
Этап ТПП:
Потеря снаряжения (за единицу) – 1 балл;
Не прохождение этапа участником – 5 баллов;
Потеря устойчивости на этапе – 2 балла;
Не завинченная муфта карабина – 3 балла;
Падение с бревна – 3 балла;
Неправильное движение по параллельным веревкам – 2 балла;
Общий перекос палатки – 2 балла;
Складки на палатке – 1 балл;
Использование дополнительной спички (свыше трех судейских) – 1 балл;
Двое на этапе – 3 балла;
Работа без перчаток – 3 балла;
Неправильное положение веревки при спуске – 3 балла.
Примечание - 1 штрафной балл соответствует 10 секундам

Этап «Организация быта в полевых условиях».
Штраф 3 балла: отсутствие ленты-ограничителя, неправильное хранение дров и инструментов, отсутствие эмблемы.
Штраф 5 баллов: беспорядок и грязь в лагере, необорудованное кострище.
Штраф 10 баллов: порча и уничтожение зеленых (живых) растений, нарушение ТБ при приготовлении пищи и заготовке дров, курение и нецензурные выражения, грубое отношение к сверстникам, неуважительное отношение к судьям.
ПАМЯТКА
участнику школьного турслета
Участники слета обязаны:
- строго соблюдать нормы и правила поведения в ходе слета;
- знать правила соревнований и выполнять их;
- неукоснительно выполнять правила по охране природы и технике пожарной безопасности;
- перед закрытием слета тщательно очистить место своего бивака и прилегающей территории, весь мусор унести с собой.