«ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ»
Муниципальное образовательное учреждение
Юговская средняя общеобразовательная школа
Аттестационная работа
«ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ»
Составитель:
Астафьева Л.В.
педагог физической культуры
Пос.Юг
2015 г.
Содержание:
Введение.
Общее понятие об осанке. Нарушение осанки.
Профилактика нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК.
Методика и средства ЛФК.
Приложение №1
Приложение №2
1. Введение.
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации является стержнем Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 гг. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Сложившаяся в системе физического воспитания детей школьного возраста ситуация вызвала потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать имеющиеся негативные тенденции.
В соответствии с п.6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин образовательного учреждения.
Физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Без развития физических качеств ребенок не сможет выполнять элементарные упражнения, а также различные виды деятельности, включающие движения. От этих навыков во многом зависит здоровье детей.
Придя в школу, ребёнок попадает в большое пространство различных школьных предметов (по сравнению с детским садом) и главная цель уроков физической культуры – это формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
На что больше всего внимание обращают учителя в классе, когда учащиеся пишут или читают? На осанку. Одной из первых задач обучения в системе физического воспитания сформулировано так «укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию» Значит,в первую очередь, необходимо соблюдение и сохранение осанки. Вот об этом поговорим поподробней.
2. Общее понятие об осанке. Нарушение осанки.
Осанка - это привычное положение тела непринуждённо стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы). Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением. Известны классические схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки:
I – основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от середины черепа, проходит у заднего края нижней челюсти, идёт по касательной шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через середину линии, соединяющей центры головок бёдер, проходит кпереди от коленных суставов, заканчивается немного кпереди от линии, соединяющей шопаровы суставы.
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости включает остальные типы по Штаффелю:
II тип осанки. Плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.
III тип осанки – круглая спина. Её основная характеристика – увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны и другие типы круглой спины св включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезание поясничного лордоза.
IV тип осанки по Штаффелю – сутулая спина.
·Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка.
3. Профилактика нарушений осанки.
Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов. Этиология – нерациональный режим, быт, условия труда, слабое физическое развитие. Соответственно, необходима профилактика.
Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребёнка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляется контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребёнка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учётом вида нарушений осанки и возраста ребёнка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
4. Показания и противопоказания к назначению ЛФК.
Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушением осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бёдер.
Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жёсткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большей амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечёт за собой ещё более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лёжа.
5. Методика и средства ЛФК.
Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3 – 4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.
Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5 – 2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребёнок с нарушением осанки должен пройти 2 – 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 – 2, 4 – 5, 1 – 2 недели).
В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним повторений. Создаётся зрительное восприятие правильной осанки и мысленное её представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребёнка.
В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лёжа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.
В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения 4 – 6 раз. Через 2 – 3 недели занятий обновляется 20 – 30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2 – 3 комплекса, для школьников 3 – 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.
В итоге совершенствуются навыки правильной осанки в усложнённых вариантах выполнения упражнений.