Перспективно-тематический план по дисциплине Теоретические основы товароведения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
___________Т.И. Маслова
« » 2016 г.
Перспективно-тематический план
преподавателя Бутенко В.В.
по дисциплине ОП.02 Теоретические основы товароведения
Одобрен и рекомендован
с целью практического применения
цикловой комиссией товароведных дисциплин
Протокол №___ от «___» _____________2016г.
Председатель ЦК___________ В.В. Бутенко
Перспективно-тематический план разработан в соответствии с программой учебной дисциплины ОП.02 Теоретические основы товароведения утвержденной, в 2015 году
Разработчик: Бутенко В.В. – преподаватель товароведных дисциплин
Переутверждён цикловой комиссией товароведных дисциплин
«____»______________201__г Протокол №_____ ____________________
(подпись председателя ЦК)
«____»______________201__г Протокол №_____ _____________________
(подпись председателя ЦК)
«____»______________201__г Протокол №_____ _____________________
(подпись председателя ЦК)
«____»______________201__г Протокол №_____ _____________________
(подпись председателя ЦК)
Подпись преподавателя_______________________
Перспективно-тематический план работы
преподавателя Бутенко В.В.
на курс изучения дисциплины
Дисциплина ОП.02 Теоретические основы товароведения
Курс 2 Группа ТЭК-15-1/9
Специальность:
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Промежуточная аттестация 3 семестр – экзамен.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- для очной формы обучения на базе среднего общего образования
№ п\п
Распределение учебного
времени
Всего часов
В том числе:
СРС
Всего аудиторных часов
лекций (теоретических)
лабораторных занятий
практических занятий
семинарских занятий
Курсовая работа
1
Всего часов по учебному плану
106
70
42
-
20
8
-
36
2
Запланировано на
3 семестр
106
70
42
-
20
8
-
36
2. Общие компетенции, реализуемые в ходе выполнения программы дисциплины:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6);
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7);
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9);
3. Профессиограмма
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
- классифицировать товары;
формировать ассортиментную политику;
оценивать потребительские показатели качества;
определять градации качества товаров;
регулировать факторы, влияющие на сохраняемость;
расшифровывать маркировку и информационные знаки;
выявлять дефекты и причины их возникновения;
разрабатывать меры по использованию или уничтожению дефектной продукции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия товароведения объекты, субъекты и методы товароведения;
общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения;
физические и физико-химические свойства потребительских товаров;
понятия качества товаров, номенклатура потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;
факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик товаров;
методы контроля качества товаров и правила отбора проб из партий;
виды товарных потерь, причины возникновения, порядок списания.
5. Информационное обеспечение обучения
Основная учебная литература
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. – М.: Норма, 2007. - 448 с.
Дополнительная учебная литература
Алексеев Н.С. и др. Теоретические основы товароведения
непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1988. – 295 с.
Дитрих И.В. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров.
Учебное пособие для студентов ФМТТД специальностей 6.050301 «Товароведение и коммерческая деятельность» дневной и заочной форм обучения. – Донецк: ДонГУЭТ, 2006. – 19 с.
Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения
продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1998. – 287 с.
Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И.М. Лифиц. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. – 460 с.
Лойко Д.П. Теоретичні основи товарознавства: Навчально-наочний посібник
для студ. ден. і заоч. форм навчання напряму підготовки 6.030510 «Товарознавство і торговельне підприємництво» / Д.П. Лойко, О.Є. Сильченко –
Донецьк: ДонНУЕТ, 2012. – 219 с.
Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические
основы: учебник. - М.: Норма, 2007, 283с.
Оснач О.Ф. Товарознавство. – Київ: Центр навчальної літератури, 2004. – 219 с.
Полікарпов І.С., Шумський О.В. Товарна інформація. – К.: Центр навчальної
літератури, 2006. – 616 с.
9. Райкова, Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для
бакалавров / Е.Ю. Райкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 412 c.
Интернет- ресурсы
1. www.stq.ru/ Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс].
2. www.spros.ru/ Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос» [Электронный ресурс].
3. www.asq.org. – Официальный сайт Американского общества качества [Электронный ресурс].
4. http://www.znaytovar.ru/ На сайте представлена подборка статей, посвященных характеристике потребительских свойств товаров, вопросам экспертизы и идентификации, обнаружения фальсификации товаров.
5. http://www.falshivkam.net/ На сайте представлено большое количество статей и иллюстраций к ним, посвященных способам фальсификации товаров, методам борьбы с ними. Описаны меры по защите товарных знаков, представлен обширный музей фальсифицированных товаров.
6. http://www.rospotrebnadzor.ru/ Официальный сайт Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс].
7. www.cnpe.spb.ru – Центр независимой потребительской экспертизы [Электронный ресурс].
6. Отчет преподавателя по выполнению плана
1. Выполнение учебного плана
Курс
№ группы
Кол-во учебных часов (аудиторных)
Лабораторно- практических работ
по плану
фактически
по плану
фактически
лекции
семинары
лекции
семинары
лаборат.
практич.
лаборат.
практич.
2
ТЭК-15-1/9
42
8
-
20
2. Изменения рабочей программы, внесенные в перспективно-тематический план (с аргументами и пояснениями)
№ занятия
Содержание дополнений и изменений
Общее количество часов
3. Разделы, темы программы, не пройденные в полном объеме
(с аргументами и пояснениями) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Преподаватель: В.В. Бутенко
4. Тематический план на 3 семестр
№ занятия
Вид и тип занятия
Название разделов, тем программы (содержательных модулей), темы занятия
Кол-во часов
Формы и методы контроля
Наглядные пособия и ИОР
Внеаудит.
работа
Учебно-методичес
кая лите-ратура
аудиторных
внеаудиторных
3 семестр
Тема 1. Введение. Основные понятия товароведения
6
2
1
лекция
Лекция №1 Предмет, цели и задачи товароведения. Основные категории, их взаимосвязь
1. Предмет, цели и задачи товароведения
2 .Принципы товароведения
3. Связь товароведения с другими учебными дисциплинами
4. История и направления развития товароведения
2
Фронтальный
опрос
Презен
тация
[1] c.3-7
2
лекция
Лекция №2 Объекты и субъекты товароведной деятельности
1. Объекты товароведной деятельности
2. Субъекты товароведной деятельности
2
Фронтальный
опрос
Схема
[1]c.7-17;
[2] c.8-10
3
лекция
Лекция №3 Методы товароведения
·1.Классификация методов, применяемых в товароведении
2.Эмпирические или экспериментальные методы
3.Практические методы
2
Тестиро
вание
Схема
[1]c.17-27;
[2]c.10-13
Основные этапы становления товароведения как науки о товаре
2
Реферат
Тема 2. Факторы, формирующие качество товаров
4
2
4
лекция
Лекция №4 Свойства исходных материалов и их влияние на качество товаров
1.Понятие свойства товаров
2. Химические свойства материалов и готовых
изделий, их классификация.
3.Физические свойства материалов и готовых изделий
4.Другие свойства товаров.
2
Тестиро
вание
Презен
тация
[2]c.140-196
5
лекция
Лекция №5 Химический состав и свойства товаров
1.Классификация химических веществ
2.Вода
3. Сухие неорганические вещества
4. Сухие органические вещества
2
Тестиро
вание
Схема
[2]с.173-184
Определение основных свойств товара и их отличительные особенности
2
Реферат
Презен
тации
Тема 3. Основополагающие характеристики товаров
10
4
6
4
6
лекция
Лекция №6 Потребительские свойства товаров
1.Понятие потребительских товаров
2.Номенклатура потребительских
свойств и показателей
3.Характеристика показателей потребительских свойств
2
Индиви
дуальный
опрос
Схема
[1]c. 85-105;
[2] c. 25-30;
[3]c.125-158
7
практическое
Практическая работа №1 Анализ номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
[1]c. 85-105;
[2 c. 25-30;
8
лекция
Лекция №7 Особенности потребительских свойств продовольственных товаров
1.Пищевая ценность продовольственных товаров: понятие, свойства и показатели их характеризующие
2
Фронтальный
опрос
Видео
ролик
[2] c.13-16,
23-173
252-278
9
практическое
Практическая работа №2 Расчет пищевой (энергетической) ценности товаров однородных групп
2
Фронтальный
опрос
Инструкционные
карты
[2] c.13-16,
23-173
252-278
10
практическое
Практическая работа № 3 Правовое регулирование безопасности продукции. Виды и способы подтверждения соответствия
2
Фронтальный
опрос
Инструкционные
карты
[3]c.152-178
Определение потребительских свойств, их характеристика
4
Презен
тация
[1] c.59-74,
80-85
Тема 4. Классификация и кодирование потребительских товаров
10
4
2
2
2
11
лекция
Лекция №8 Классификация как метод товароведения
1.Классификация – понятие, признаки и значение
2.Виды классификации
3.Методы классификации, их характеристика
2
Индиви
дуальный
Схема
[1]c.59-74,
80-85;
206-224
[3] с.62-74,
217-401
12
практичееское
Практическая работа № 4 Изучение методов классификации и кодирования. Вычисление штрих-кодов товаров
2
Пись-менный опрос
Инструкционные
карты
[1]c.59-74,
80-85;
206-224
13
лекция
Лекция №9. Виды классификаторов. Кодирование товаров
1.Понятие классификатора и цели применения
2. Особенности структуры и системы классификации товаров
3. Особенности структуры и системы классификации товаров согласно ТН ВЭД
4. Структура кода ТН ВЭД
2
Фронтальный опрос
Видео
ролик
[1]c.206-224
[2] с. 61-115
14
семинарское
Семинар №1 Применение классификации в товароведении
2
Семи-нар - беседа
[1]c.206-224
[2] с. 61-115
Сравнительный анализ методов кодирования
2
Реферат
[2] 242-278
[3] 245-282
Тема 5. Виды, свойства, показатели ассортимента
6
2
2
2
15
лекция
Лекция №10 Виды, свойства и показатели ассортимента товаров
1. Основные понятия
2.Классификация ассортимента товаров
3.Свойства и показатели ассортимента
2
Фронтальный
опрос
Схема
[2] 242-278
[3] 245-282
16
практическое
Практическая работа № 5 Формирование ассортимента товаров повседневного спроса в торговой сети
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
Влияние перечня социально-значимых товаров на формирование торгового ассортимента
2
Реферат
[1] c.105-112;
[2] c.30-49;
[3] c.117-125
Тема 6. Качество товаров
18
8
4
2
4
17
лекция
Лекция №11 Понятие о качестве товаров. Показатели качества
1.Основные понятия
2.Свойства и показатели качества
2
Фронтальный
опрос
[1]с.200-205;
[2] с.167-172
18
практическое
Практическая работа №6 Установление показателей качества однородных групп товаров
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
[1]с.224-267;
[3] с.49-60,
159-177
19
лекция
Лекция №12 Оценка уровня качества. Дефекты товаров
1.Понятие и этапы оценки качества
2.Градации качества
3.Несоответствия и дефекты товаров
2
Фронтальный
опрос
[1]с.224-267
[2]с.200-210
[3]c.159-177
20
практическое
Практическая работа №7 Изучение правил отбора проб при выборочном контроле качества товарных партий
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
[2] c.228-251
21
лекция
Лекция №13 Количественная характеристика товаров
1. Основные понятия
2. Контроль качества и количества товарных партий
2
Фронтальный
опрос
Схема
[2] c.16-17;
228-251
22
лекция
Лекция №14 Идентификация и прослеживаемость товаров
1.Идентификация и прослеживаемость товаров
2
Фронтальный
опрос
Видео
ролик
[3] c.16-17;
228-251
23
семинарское
Семинар №2 Качество товара как объект управления
2
Семи-нар-беседа
[3]с.245-282;
Роль идентификации в товароведной деятельности.
4
[2] с.20-23;
Тема 7. Товароведные характеристики товаров
6
4
2
24
лекция
Лекция №15 Стадии и этапы технологического жизненного цикла товаров
1. Основные стадии и этапы технологического жизненного цикла товаров
2. Форма кривой жизненного цикла
2
Фронтальный
опрос
Схема
[1] c.59-74,
80-85
25
лекция
Лекция №16 Формирующие факторы
1.Проектирование и разработка продукции
2.Сырье как формирующий фактор
3.Технология производства
2
Фронтальный
опрос
Схема
[1]c.206-224
Изучение правил отбора проб при выборочном контроле качества товарных партий
2
Реферат
[1] c. 61-115
Тема 8. Факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик
14
4
2
2
6
26
лекция
Лекция №17 Факторы, влияющие на сохранение качества товаров
1.Факторы, сохраняющие качество товаров: упаковка, хранение, предпродажная обработка, реализация.
2.Послепродажное обслуживание и потребление
2
Фронтальный
опрос
Схема
27
лекция
Лекция №18 Тара и упаковочные материалы
1.Требования к таре и упаковке
2.Классификация тары и упаковки
2
Фронтальный
опрос
Видео
ролик
[1] с.62-74,
217-401
28
практическое
Практическая работа №8 Анализ влияния состава, вида упаковки и способов обработки продукции на условия и сроки годности (хранения)
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
[1] с.62-74,
217-401
29
семинарское
Семинар №3 Упаковка как фактор сохранности качества товаров
2
Семи-нар-конфе-ренция
[1]с.224-267
Особенности условий и сроков хранения (годности) продовольст-венных товаров
2
Табли
ца
[1]с.159-177
Значение упаковки как средства рекламы товаров
4
Реферат
[1] с.159-177
224-267
Тема 9. Информация о товарах
14
4
2
2
6
30
лекция
Лекция №19 Виды и средства товарной информации
1.Виды и формы товарной информации
2.Требования к товарной информации
3.Средства товарной информации
4.Технические документы
2
Фронтальный опрос
[3]с.245-282;
31
лекция
Лекция №20 Информационные знаки
1.Информационные знаки маркировки
2.Классификация и характеристика информационных знаков
2
Индиви
дуальный
опрос
Визуальные
симолы
[3]с.278-282
32
практическое
Практическая работа №9 Маркировка товаров и расшифровка информационных знаков
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
[3]с.245-282;
278-282
33
семинарское
Семинар №4. Спрашивали – отвечаем
2
Семи-нар- конференция
[3] с. 61-115
«Маркировка как средство идентификации товаров»
«Право потребителя на информацию о товаре»
6
Реферат
[3] с. 61-115
Тема 10. Виды потерь, причины возникновения, порядок списания
10
2
2
6
34
лекция
Лекция №21 Товарные потери, их классификация. Порядок списания. Меры по предупреждению и снижению потерь
1.Виды потерь
2.Количественные (нормируемые) потери
3. Качественные (актируемые) потери
4.Порядок списания количественных и качественных потерь
5.Меры по предупреждению и снижению потерь
2
Фронтальный опрос
[2] 242-245
[4] 18-19
35
практическое
Практическая работа №10 Определение товарных потерь
2
Тестиро
вание
Инструкционные
карты
[1] с.49-60,
159-177
Государственное регулирование товарных потерь
6
Реферат
[1] c.59-74,
80-85
Всего за 3 семестр
106
42
20
8
36
экзамен
Преподаватель: В.В. Бутенко
=ђЗаголовок 1“ђЗаголовок 3Заголовок 4“ђЗаголовок 515