Методические указания по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Социальная психология для заочного отделения
Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский кинофотохимический колледж
Методические указания
по учебной дисциплине ОГСЭ.05
Социальная психология
для студентов заочного отделения
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2015
Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Разработчик:
Болдырев Е. П., преподаватель Переславского кинофотохимического колледжа
Рассмотрена на заседании кафедры ________________
________________________
________________________
Рассмотрена научно-методическим советом колледжа
Утверждаю Заместитель директора по УР
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ /______________________/
_________Е. В. Белова
«____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.05 Социальная психология
Раздел, тема
Основные дидактические единицы на заочном отделении
Кол-во часов
для аудиторной работы
Кол-во часов для самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии
Предмет социальной психологии, значение и место теории в социально-психологической науке
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
История отечественной социальной психологии. Становление современной социальной психологии за рубежом
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 2. Социальная психология общения и взаимодействия людей
Понятие и виды общения
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Многоплановый характер общения
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Социальные и межличностные отношения
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Психология слушания
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Искусство договариваться
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 3. Психология социальных сообществ
Проблема группы в социальной психологии
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Основные понятия: предмет исследования, типология и уровни развития больших групп
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Социально-психологическая сущность толпы
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Малые группы, их структура и динамика
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Межгрупповые отношения
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Лидер и лидерство
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Функции и эффективность социальных организаций
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 4. Социальная психология личности
Характеристика социально-психологических теорий личности
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Социально-психологические типы личности
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности
4
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 5. Социально-психологический аспект проблемы деятельности
Социально-психологический аспект проблемы деятельности
2
4
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
10
42
Темы контрольной работы
Социальная психология как наука.
Методы социально-психологического исследования.
Общественные и межличностные отношения.
Содержание, функции и виды общения
Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны.
Невербальное общение и его виды.
Диалог как форма общения.
Имидж: понятие, способы и приемы формирования.
Способы психологического воздействия в общении.
Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.
Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.
Теории лидерства в отечественной и зарубежной психологии.
Психология межгрупповых отношений.
Основные социально-психологические теории личности.
Социализация личности: понятие, стадии и механизмы.
Семья как социальная общность.
Психологическое содержание семейных конфликтов.
Отклоняющееся поведение: понятие, причины появления, виды.
Социально-психологические условия и причины делинквентного поведения несовершеннолетних.
Социально-психологическая характеристика производственного конфликта.
Методические указания по написанию и оформлению
контрольной работы
«Социальная психология» в структуре дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений.
При изучении «Социальной психологии» студенты должны освоить общие социально-психологические закономерности общения, взаимодействия людей, приобрести знания о психологических процессах, протекающих в малых и больших группах. Студенты должны приобрести умение анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в ней индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологический связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной их деятельностью. Реализация программы обеспечит социально-психологическую компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма.
Контрольная работа студента должна подробно раскрывать избранную тему, показывать умение анализировать изучаемые материалы и письменно излагать их, сопровождая собственными рассуждениями и аргументацией. Объем контрольной работы должен составлять 10-12 страниц формата А4 при компьютерном наборе или в объеме 18-тистраничной ученической тетради при рукописном выполнении контрольной работы.
Контрольная работа должна показывать хорошие знания темы, рассматриваемой в ней, и умение автора правильно формулировать ее основные положения, раскрывать их значение в научном познании и практической деятельности.
Тема контрольной работы выбирается в соответствии с ее номером, совпадающим с номером студента по списку в журнале. Работа, выполненная по любой другой теме без согласования с преподавателем, к проверке не принимается.
План по каждой теме состоит из введения, 2-3-х вопросов, заключения и списка литературы.
Рекомендуется выполнять контрольные работы в следующем порядке:
- проработать изучаемую дисциплину по учебнику и учебным пособиям с самого начала, включая тему Вашей контрольной, ибо усвоить ее в отрыве от предыдущих невозможно (см. Тематический план);
- распределить подготовленный таким образом материал по вопросам данной темы;
- изложить его в соответствии с вопросами плана работы, осмысливая информацию как целое и приводя ее в систему.
Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст пишется разборчивым почерком или печатается 14 шрифтом с одинарным интервалом.
Изложение темы надо снабдить справочным аппаратом. С этой целью цитаты заключаются в кавычки и делается ссылка на источники. В тексте (в скобках) или в конце страницы, под чертой приводятся выходные данные цитируемого источника, из которого заимствована цитата. Для этого указывают: фамилию и инициалы автора или коллектив авторов, название издания (книга, брошюра или статья), место и год издания, страницы издания. Ссылки на источники следует делать и тогда, когда в работе приводятся цифровые данные, высказывания и тому подобные материалы. Если они взяты из статей газет, журналов, то необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или газеты, год и месяц, номер или дату их выпуска. Например: Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 23.
Если материал источника не цитируется а перефразируется студентом, то ссылку следует начать с пометы - "См.:" Например: См.: Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб. 1996. С. 37.
Без указания источника приводимые цитаты, цифровой материал и т. п. теряют свое значение, достоверность. Их подчас становится невозможно проверить.
После освещения темы нужно составить список использованной литературы, в котором авторы изданий или названия изданий (как правило, в виде сборников) приводятся в алфавитном порядке. Например:
1. 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012
2. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5, с.15 – 22
В конце работы надо поставить личную подпись и дату.
Вопросы к дифференцированному зачету
Предмет, задачи и функции социальной психологии
Социальная психология за рубежом
Развитие отечественной социальной психологии
Методы социальной психологии
Этапы и организация социально-психологического исследования
Сущность личности, ее психологическая структура
Социализация человека
Стадии процесса социализации
Социальное поведение личности
Социальный интеллект и социальная компетентность личности
Типы личности
Социально-психологическое взаимодействие людей. Виды взаимодействия
Человек как субъект взаимодействия
Сущность функции и структура общения
Общение как обмен информацией. Средства общения
Общение как межличностное взаимодействие
Функции и трудности общения
Характеристика профессионального общения
Общение как познание и понимание людьми друг друга
Понятие социальной группы и виды групп
Межличностные отношения в группе и ее структура
Понятие и виды малых неформальных групп
Возникновение и развитие малой неформальной группы
Малые группы и их социально-психологические феномены
Эффективность групповой деятельности и межгрупповое взаимодействие
Стадии и уровни развития группы
Личность в группе
Признаки больших социальных групп и движений
Психология больших социальных групп и массовых социальных движений
Социально-психологические проблемы семьи
Социально-психологическая сущность толпы
Характеристика различных видов толпы
Понятие и виды конфликтов,
Структура, функции, стадии протекания конфликтов
Урегулирование конфликтов
Сущность социально-психологического воздействия
Психология пропаганды
Стиль лидерства
Массовая коммуникация и реклама
Общая характеристика и типы стихийных групп
Список литературы и интернет-ресурсов
Основная учебная литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2011
Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.Н. Сухов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012
Дополнительная учебная литература:
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008
Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2009
Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Академия, 2008
Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Академия, 2008
Интернет-ресурсы:
http://www.psychology.ru – «Психология на русском языке»
http://psychology.net.ru/articles - «Мир психологии»
http://www.psycheya.ru - «Психея», сайт психологического факультета Самарского университета
15