РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии
Приложение
к ОПОП по специальности СПО
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
2015 г.Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»
Разработчик: Скоробогатова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины..
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
65
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные категории и понятия философии
Введение. Что такое философия?
Лекция. Содержание учебного материала
2
1.
Предмет философии
2
2.
Специфика философии
2
3.
Разные формы философствования
2
4.
Функции философии: мировоззренческая, методологическая,
гуманистическая и практическая
2
5.
Философия и ее значение в формировании мировоззрения. Типы
Мировоззрения.
2
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе (входное тестирование).
1
Тема 1.1. Основной вопрос философии
Лекция. Содержание учебного материала
2
1.
Вечные вопросы философии
2
Бытие, небытие
2
3
Материя
2
4
Сознание
2
Контрольные работы (входное тестирование)
Самостоятельная работа составление таблицы «Основные категории и понятия философии».
1
Тема 1.2. Категория человека в философии и основные понятия
(Филвософская антропология)
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Концепции человека в истории философии
2
Природа и сущность человека
2
Тема 1.3. Проблема человека в философии
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Проблема происхождения человека
3
Система ценностей и идеалов, свобода и ответственность
2
4
Жизнь и смерть, смысл жизни
2
Самостоятельная работа составление опорной схемы: «Взаимосвязи основных категорий и понятий философии»
1
Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества
Тема 2.1. Философия античного мира и средних веков
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Милетская школа: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена
2
2
Пифагор и его школа
2
3
Диалектика Гераклита Эфесского
2
4
Элейская школа, скептицизм Ксенофана
2
5
Атомизм Левкиппа, Демокрита
2
6
Софистика
2
7
Античный гуманизм, Сократ
2
8
Теория Эллинизма. Киники, Эпикурейцы, Стоики
2
9
Неоплатонизм, Плотин
2
10
Средневековая философия-«служанка» богословия
2
11
Патристика
2
12
Схоластика
2
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
0,5
Контрольная работа на тему: «Философия античного мира и средних веков»
Тема 2.2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Гуманизм философии эпохи Возрождения
2
2
Эмпиризм философии эпохи Нового времени (Ф.Бэкон)
2
3
Рационализм философии эпохи Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц)
2
4
Сенсуализм философии эпохи Нового времени (Дж.Локк)
2
5
Философия Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро)
1
6
Немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах)
1
7
Иррационализм (А.Шопенгауэр)
1
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
0,5
Тема 2.3. Пост классическая западная философия
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Иррационализм Ф. Ницше
1
2
Феноменология (Э.Гуссерль)
1
3
Герменевтика (В. Дильтей, Х Гадамер)
1
4
Аналитическая философия
1
5
Экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр)
1
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
1
Тема 2.4. Русская философская мысль
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Философия в России до революции
2
Новейшая философия в России
Контрольные работы: написание теста на тему: «Исторические типы и формы философии»
Самостоятельная работа составление конспекта на тему «Главные философские направления ХХ века»
1
Раздел 3. Основы философского учения о бытии
Тема 3.1. Онтология – наука о бытии.
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Основные понятия: бытие, материя, онтология, материальное, идеальное, субстанция, монизм, дуализм, субстракт
2
2
Основные этапы развития понимания материи
1
3
Формы организации материи
2
4
Субстрактно-субстанциональное понимание материи
2
Контрольная работа. Тестирование по понятийному аппарату.
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе
0,5
Тема 3.2. Атрибутивное понимание материи. Законы диалектики
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Атрибуты явления: качество, количество, время, пространство, движение, развитие.
2
2
Атрибуты сущности: закономерность и закон, возможность и действительность
2
3
Закон перехода количественных изменений в качество (категории: мера, скачок, эволюция, революция)
2
4
Закон единства и борьбы противоположностей (категории: противоречие, противоположность, борьба)
2
5
Закон отрицания отрицания (категории: тезис, антитезис, синтез)
2
Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.
0,5
Тема 3.3. Генезис философской мысли
Семинар. Содержание учебного материала
2
1
Основные структурные уровни материи
2
Бытие как проблема. Судьба проблемы бытия в XXI в.
3
Проблема человека в истории философии
Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.
1
Раздел 4. Сущность процесса познания
Тема 4.1. Чувственное и рациональное познание
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Познание как процесс
2
2
Чувственное познание и его формы
2
3
Рациональное познание и его формы
2
4
Взаимосвязь чувственного и рационального познания
3
Контрольная работа по теме: "Чувственное и рациональное познание"
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе
0,5
Тема 4.2. Сознание и мышление
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Сознание как важнейшая философская категория
2
2
Возникновение и развитие сознания
2
3
Свойства, функции, элементы сознания
2
4
Сознание и бессознательное
2
5
Мышление и язык
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме мышления.
0,5
Тема 4.3. Концепции истины и научное познание
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Истина и заблуждение
2
2
Виды истины. Истина относительная и абсолютная
2
3
Способы проверки истинности
2
4
Практика – критерий истины
2
5
Объективный характер истины
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме истины.
0,5
Раздел 5. Основы религиозной, философской, научной картин мира
Тема 5.1 Особенности религиозной картины мира
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Условия формирования картин мира. Исторический характер формирования картин мира
1
2
Основные элементы религиозной картины мира
2
3
Классификация религий
2
4
Функции религии
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов, по проблеме религиозной картины мира
1
Тема 5.2 Философская картина мира
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Функции философии. Философия как мировоззрение, наука, методология
2
2
Структура философского знания
2
3
Философские школы и направления
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме философской картины мира.
0,5
Тема 5.3 Особенности научной картины мира
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Этапы формирования научной картины мира
2
2
Особенности научной картины мира
2
3
Функции науки
2
Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сравнительный анализ картин мира и проблема познания»
1
Тема 5.4. Сравнительный анализ картин мира и проблема познания.
Семинар. Содержание учебного материала
2
1
Картина мира, как система интуитивных представлений о реальности.
Универсальная картина мира.
2
Религиозное сознание.
Специфика современной научной картины мира: динамичность, противоречия.
Многообразие картин мира.
Раздел 6. Условия формирования личности, свободы и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Тема 6.1
Условия формирования личности
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Человек, индивид, индивидуальность, личность
2
2
Факторы, влияющие на становление личности
2
3
Роль идеала в совершенствовании личности
2