РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии

Приложение
к ОПОП по специальности СПО
09.02.03 Программирование в компьютерных системах























Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии












2015 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»


Разработчик: Скоробогатова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»

Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

условия реализации программы учебной дисциплины..


13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
65

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17

Итоговая аттестация в форме зачёта



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Основные категории и понятия философии
Введение. Что такое философия?
Лекция. Содержание учебного материала
2



1.
Предмет философии

2


2.
Специфика философии

2


3.
Разные формы философствования

2


4.
Функции философии: мировоззренческая, методологическая,
гуманистическая и практическая

2


5.
Философия и ее значение в формировании мировоззрения. Типы
Мировоззрения.


2


Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе (входное тестирование).
1


Тема 1.1. Основной вопрос философии
Лекция. Содержание учебного материала
2



1.
Вечные вопросы философии




2
Бытие, небытие

2


3
Материя

2


4
Сознание

2


Контрольные работы (входное тестирование)




Самостоятельная работа составление таблицы «Основные категории и понятия философии».
1


Тема 1.2. Категория человека в философии и основные понятия
(Филвософская антропология)
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Концепции человека в истории философии




2
Природа и сущность человека

2

Тема 1.3. Проблема человека в философии
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Проблема происхождения человека




3
Система ценностей и идеалов, свобода и ответственность

2


4
Жизнь и смерть, смысл жизни

2


Самостоятельная работа составление опорной схемы: «Взаимосвязи основных категорий и понятий философии»
1


Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества




Тема 2.1. Философия античного мира и средних веков

Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Милетская школа: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

2


2
Пифагор и его школа

2


3
Диалектика Гераклита Эфесского

2


4
Элейская школа, скептицизм Ксенофана

2


5
Атомизм Левкиппа, Демокрита

2


6
Софистика

2


7
Античный гуманизм, Сократ

2


8
Теория Эллинизма. Киники, Эпикурейцы, Стоики

2


9
Неоплатонизм, Плотин

2


10
Средневековая философия-«служанка» богословия

2


11
Патристика

2


12
Схоластика

2


Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
0,5



Контрольная работа на тему: «Философия античного мира и средних веков»



Тема 2.2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Гуманизм философии эпохи Возрождения

2


2
Эмпиризм философии эпохи Нового времени (Ф.Бэкон)

2


3
Рационализм философии эпохи Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц)

2


4
Сенсуализм философии эпохи Нового времени (Дж.Локк)

2


5
Философия Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро)

1


6
Немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах)

1


7
Иррационализм (А.Шопенгауэр)

1


Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
0,5


Тема 2.3. Пост классическая западная философия
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Иррационализм Ф. Ницше

1


2
Феноменология (Э.Гуссерль)

1


3
Герменевтика (В. Дильтей, Х Гадамер)

1


4
Аналитическая философия

1


5
Экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр)

1


Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
1


Тема 2.4. Русская философская мысль
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Философия в России до революции




2
Новейшая философия в России




Контрольные работы: написание теста на тему: «Исторические типы и формы философии»




Самостоятельная работа составление конспекта на тему «Главные философские направления ХХ века»
1


Раздел 3. Основы философского учения о бытии




Тема 3.1. Онтология – наука о бытии.
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Основные понятия: бытие, материя, онтология, материальное, идеальное, субстанция, монизм, дуализм, субстракт

2


2
Основные этапы развития понимания материи

1


3
Формы организации материи

2


4
Субстрактно-субстанциональное понимание материи

2


Контрольная работа. Тестирование по понятийному аппарату.




Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе
0,5


Тема 3.2. Атрибутивное понимание материи. Законы диалектики
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Атрибуты явления: качество, количество, время, пространство, движение, развитие.

2


2
Атрибуты сущности: закономерность и закон, возможность и действительность

2


3
Закон перехода количественных изменений в качество (категории: мера, скачок, эволюция, революция)

2


4
Закон единства и борьбы противоположностей (категории: противоречие, противоположность, борьба)

2


5
Закон отрицания отрицания (категории: тезис, антитезис, синтез)

2


Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.
0,5


Тема 3.3. Генезис философской мысли
Семинар. Содержание учебного материала
2



1
Основные структурные уровни материи




2
Бытие как проблема. Судьба проблемы бытия в XXI в.




3
Проблема человека в истории философии




Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.
1


Раздел 4. Сущность процесса познания




Тема 4.1. Чувственное и рациональное познание
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Познание как процесс

2


2
Чувственное познание и его формы

2


3
Рациональное познание и его формы

2


4
Взаимосвязь чувственного и рационального познания

3


Контрольная работа по теме: "Чувственное и рациональное познание"




Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе
0,5


Тема 4.2. Сознание и мышление
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Сознание как важнейшая философская категория

2


2
Возникновение и развитие сознания

2


3
Свойства, функции, элементы сознания

2


4
Сознание и бессознательное

2


5
Мышление и язык

2


Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме мышления.
0,5


Тема 4.3. Концепции истины и научное познание
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Истина и заблуждение

2


2
Виды истины. Истина относительная и абсолютная

2


3
Способы проверки истинности

2


4
Практика – критерий истины

2


5
Объективный характер истины

2


Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме истины.
0,5


Раздел 5. Основы религиозной, философской, научной картин мира




Тема 5.1 Особенности религиозной картины мира
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Условия формирования картин мира. Исторический характер формирования картин мира

1


2
Основные элементы религиозной картины мира

2


3
Классификация религий

2


4
Функции религии

2


Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов, по проблеме религиозной картины мира
1


Тема 5.2 Философская картина мира
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Функции философии. Философия как мировоззрение, наука, методология

2


2
Структура философского знания

2


3
Философские школы и направления

2


Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме философской картины мира.
0,5


Тема 5.3 Особенности научной картины мира
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Этапы формирования научной картины мира

2


2
Особенности научной картины мира

2


3
Функции науки

2


Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сравнительный анализ картин мира и проблема познания»
1


Тема 5.4. Сравнительный анализ картин мира и проблема познания.
Семинар. Содержание учебного материала
2



1
Картина мира, как система интуитивных представлений о реальности.
Универсальная картина мира.




2
Религиозное сознание.
Специфика современной научной картины мира: динамичность, противоречия.
Многообразие картин мира.



Раздел 6. Условия формирования личности, свободы и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды




Тема 6.1
Условия формирования личности
Лекция. Содержание учебного материала
2



1
Человек, индивид, индивидуальность, личность

2


2
Факторы, влияющие на становление личности

2


3
Роль идеала в совершенствовании личности

2