РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «Основы философии»
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта
им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «Основы философии»
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.01. «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте», 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт в автомобильном транспорте», Примерной программой учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» на основании Заключения Экспертного совета № 088 от «22» марта 2011 г. (Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2011 г. № 1).
Разработчик:
Тригубенко Николай Николаевич, преподаватель первой категории БТМиАТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.03. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». ФГОС предусматривают дисциплину «Основы философии» в качестве обязательной дисциплины. Это обусловлено важностью философских знаний и умений для формирования квалифицированного специалиста среднего звена. Современный специалист должен иметь представление о фундаментальных жизненных ценностях, уметь нестандартно и логично размышлять, уметь находить логические решения общественных проблем. Философские знания и умения способствуют формированию активной гражданской позиции выпускника, что является необходимым условием формирования в России гражданского общества и демократического государства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профильном социально-гуманитарном образовании на третьем курсе техникума. Она обеспечивает более углубленное изучение философских проблем современного общества, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. Учебная информация, представленная в содержании программы, расширяет возможности социализации студентов, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников техникума, поступивших на базе основного общего образования, к освоению программ высшего профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на выполнение следующих задач:
- ознакомить студентов с основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
- дать студенту знания, которые будут способствовать формированию у него логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентаций и идеалов;
- помочь студенту преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;
- сформировать мировоззрение и способность ориентироваться в общественно-политических процессах.
Цель программы: повлиять на становление и формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации студентов, осознание ими своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- соотносить общие социальные и природные процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значимым социальным и политическим событиям.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов; самостоятельная работа обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные занятия
–
практические занятия
28
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрено
–
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено
–
подготовка практикоориентированных работ проектного характера
домашняя работа
24
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Предмет
философии и
ее история
45
Тема 1.1.
Предмет, значение и место философии в духовной культуре
Содержание учебного материала
1
1
2
2
2
продуктивный
1
Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни.
2
Становление философии. Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, наука, религия, жизненная мудрость, философия. Сущность философских проблем. Основные направления философии. Предмет и определение философии. Структура философского творчества. Типы философствования.
Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Самостоятельная работа обучающихся:
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- реферирование;
философское сочинение.
Тема 1.2.
Философия Древнего
мира и средневековая
философия
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
репродуктивный
1
Философия Древней Индии и Китая. Сущность учений Будды и Конфуция.
2
Античная философия. Философские системы Аристотеля, Платона как высшее выражение философской мысли Древней Греции.
3
Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского
Практические задания:
Моё отношение к философии буддизма и конфуцианства. Эссе
«Философские школы Древней Греции» - тестовое задание. «Основные отличия Античной философии от средневековой европейской философии» - устное задание
Самостоятельная работа обучающихся:
творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»;
чтение и конспектирование рекомендованной литературы.
Тема 1.3.
Философия
Возрождения и Нового
времени
Содержание учебного материала
1
2
1
2
2
4
2
2
репродуктивный
1
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
2
Немецкая классическая философия.
3
Марксистская философия
Практические занятия:
«Особенности средневековой философии и философии эпохи Возрождения» - заполнить таблицу;
«Философия И. Канта и Г. Гегеля» - заполнить таблицу;
«Русская религиозная философия 19-нач. 20 веков» - семинар
Самостоятельная работа обучающихся:
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы; - отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений.
Тема 1.4.
Современная
философия
Содержание учебного материала
2
1
2
2
2
репродуктивный
1
Основные направления философии ХХ века: неотомизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
2
Научно-философское учение В.И. Вернадского
Практические занятия:
«Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание
«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с учебником
Самостоятельная работа обучающихся:
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы.
Раздел 2.
Структура и основные направления философии
27
Тема 2.1. Учение о бытии и теория познания
Содержание учебного материала
1
2
2
2
2
2
2
2
продуктивный
1
Онтология – учение о бытии.
Происхождение и устройство мира. Современные онтологические
представления. Материя, пространство, время, причинность, целесообразность.
2
Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.
Практические занятия:
Работа с философским словарем
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
Конспектирование материала учебника
Самостоятельная работа обучающихся:
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- ответы на логические задания;
- выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»
Тема 2.2.
Этика и социальная
философия
Содержание учебного материала
1
1
2
2
2
2
2
2
продуктивный
1
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
2
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности
Практические занятия:
Значение этики. Эссе
Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии
Философия о глобальных проблемах современности. Эссе
Самостоятельная работа:
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- ответы на логические задания.
Всего
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете по общественным дисциплинам.
Оборудование учебного кабинета: плакаты, экран.
Технические средства обучения: компьютер (ноутбук), проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники
Аблеев С.Р. Лекции по философии: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005.
Волошин А.В. Венок мудрости Эллады. М.: Дрофа, 2003.
Кохановский В.П. и др. Философия для средних и специальных учебных заведений: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2006.
Мананикова Е.Н. Философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. СПб.: Питер, 2006.
Орлов СВ. История философии. СПб.: Питер, 2006.
Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 2002.
Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998.
Русские мыслители. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004.
Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 2006.
Хрестоматия по философии: учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2007.
Средства обучения
1. Конспекты по философии
2. Карточки для самостоятельной работы
3. Проблемные задания
4. Тесты как раздаточный материал
5. УМК по дисциплине
Интернет ресурсы
1. humanities.edu.ru – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию
2. ido.edu.ru – федеральный фонд учебных ресурсов.
3. sputnik.mto.ru – рекомендации по изучению обществознания на профильном уровне.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Устный опрос, тестирование, зачет по темам, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Устный опрос, письменный опрос, тестирование, решение ситуационных задач
Дифференцированный зачёт
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
15