Добровольная подготовка к военной службе
Занятие 42
Учебные вопросы: 1. Добровольная подготовка к военной службе.
2. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.
3. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
4. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Цель: – изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной
службе.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?
Получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по ОВС в образовательном учреждении и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военкомата;
медицинское освидетельствование;
2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?
Получение необходимых знаний в области обороны,
медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости – проведение
лечебно-оздоровительных мероприятий.
3. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?
В образовательных учреждениях при изучении обязательного курса ОБЖ.
4. Кто проводит подготовку граждан по военно-учетным специальностям?
Образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в
которых такая подготовка является частью профессиональной образовательной программы.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО).
5. Перечислите основные требования к качествам специалистов на командных должностях.
Качества организатора, воспитателя и специалиста;
хорошая, разносторонняя физическая подготовка;
ясная и разборчивая речь;
умение кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, ставить задачу;
знание основ педагогики, принципов обучения и воспитания;
обладание знаниями и навыками, чтобы в короткие сроки освоить военную профессию 1-2 кл. 6. Какие качества необходимы для исполнения обязанностей на операторских должностях?
Развитая оперативная и долговременная память;
способность к длительной концентрации внимания;
умение выделить в информации главное;
точность и быстрота восприятия;
хорошая координация движений;
эмоциональная устойчивость;
аккуратность и ответственность.
7. Какими качествами должен обладать военный водитель?
Высокой нервно-психической устойчивостью;
развитой зрительной и слуховой памятью;
быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
умением сохранять работоспособность;
нормальным цветоощущением.
8. Перечислите должности специального назначения и технические воинские должности.
Разведчик, сапёр, пожарный, водолаз, техник-инженер, техник-ремонтник.
III. Объяснение нового материала
1. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» она предусматривает:
занятия военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную
подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов;
обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном,
муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования.
Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.
2. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
Граждане, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.
Технические и военно-прикладные виды спорта включают:
авиамодельный спорт;
автомодельный спорт;
автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях;
вертолетный спорт;
водно-моторный спорт (скоростные соревнования и туризм на моторных судах);
воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;
греблю на ялах;
гребно-парусное многоборье;
дельтапланерный спорт;
дельталётный спорт;
морское многоборье;
мотоциклетный спорт;
мотобол;
парашютный спорт;
планерный спорт;
подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование,
туризм и охоту под водой с применением специального снаряжения;
пожарно-прикладной спорт;
радиоспорт;
ракетомодельный спорт;
самолетный спорт;
служебное собаководство;
стрельбу пулевую;
судомодельный спорт.
3. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граждан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляется в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах.
Согласно ст. 19 Закона «О воинской обязанности и военной службе» образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в кадетских школах (кадетских школах-интернатах).
Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела, воспитание у них высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, лётная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.
Деятельность суворовских военных училищ, нахимовских военно-морских училищ, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, музыкальных кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов) регулируется Положением о суворовских училищах, Положением о военно-музыкальных училищах, Типовым положением, иными правовыми актами.
В училища принимаются граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья, имеющие соответствующие установленным правилам приема уровень образования и возраст. Приём в училища проводится на конкурсной основе. Заявление (рапорт) о приёме в училище подается родителями или лицами, их заменяющими, ежегодно в установленный срок (на имя военного комиссара по месту жительства или командира воинской части).
Для отдельных категорий граждан установлены льготные условия приёма в училища. Сироты или оставшиеся без попечения родителей зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского обследования. Правом внеконкурсного зачисления в училища пользуются: дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих стаж военной службы 20 лет и более; дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих стаж военной службы 20 лет и более; дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также дети военнослужащих, воспитывающиеся без матери (отца).
Суворовские училища:
Екатеринбургское;
Казанское;
Московское;
Санкт-Петербургское;
Северо-Кавказское, г. Владикавказ;
Тверское;
Ульяновское;
Уссурийское;
Нахимовское училище, г. Санкт-Петербург.
Кадетские корпуса:
Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус;
Военно-космический кадетский корпус, г. Санкт-Петербург;
Военно-технический кадетский корпус, г. Тольятти;
Кронштадтский морской кадетский корпус;
Кадетский корпус радиоэлектроники, г. Кемерово;
Кадетский корпус Железнодорожных войск, г. Санкт-Петербург;
Омский кадетский корпус.
Московское военно-музыкальное училище, г. Видное Московской области.
Во всех Суворовских, Нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского и Военно-космического) срок обучения – 3 года, в военно-музыкальном училище – 4 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском и Военно-космическом кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класс. Все подростки, поступившие в Суворовские, Нахимовское училища или кадетские корпуса, берут на себя обязательства после окончания названных образовательных учреждений продолжить учебу в военном вузе.
В кадетскую школу принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья. Правила приема в кадетскую школу определяются учредителями кадетской школы и закрепляются в уставе кадетской школы. Зачисление детей в кадетскую школу производится по заявлению родителей (законных представителей). Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу пользуются: дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).
Содержание обучающихся в училищах осуществляется на основе полного государственного обеспечения. За содержание кадетов в кадетской школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в установленном порядке. В исключительных случаях по решению учредителей родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание кадетов в кадетской школе-интернате полностью или частично.
Кадеты кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечиваются форменным обмундированием, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями и хозяйственным инвентарем.
Кадеты кадетской школы-интерната из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации.
4. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.
Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов.
Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят граждане мужского пола. Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» – 30 дней. Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» – 75 дней, в том числе 30 дней – в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования и 45 дней – после защиты дипломных проектов.
В период военного обучения студенты сдают зачёты и экзамены, которые учитываются наравне с оценками, полученными по другим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.
Гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.
В настоящее время в 35 ВУЗах России сохранились военные кафедры, в том числе в 11 ВУЗах Москвы. На базе 27 ВУЗов к 2008 году созданы военно-учебные центры, в том числе в 7 ВУЗах Москвы.
IV. Заключительная часть
Домашнее задание: учебник, стр. 72-75, вопросы 1-3 на стр. 75.
15