Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики Основы православной культуры, 4 класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Результаты освоения учебного курса.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношениюк материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных заданий;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учебно – методическое обеспечение курса
«Основы православной культуры»
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Технические средства: компьютерный комплекс, телевизор, DVD – проигрыватель.
Календарно-тематическое планирование модуля Основы православной культуры, 4 класс
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. По программе – 34 ч
№
п/п
Тема
Планируемые результаты
Кол-во часов
Дата
Примечание
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
по плану
факт
1
Россия – наша Родина
учиться работать по предложенному учителем плану.
выполнение действий по алгоритму.
выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина
1
2
Культура и религия
саморегуляция
учиться работать по предложенному учителем плану.
поиск и отбор необходимой информации
выражение своих мыслей, уметь договариваться, вести дискуссию, умение слышать, слушать и понимать партнера,
ценить и принимать ценности.
1
3
Человек и Бог в православии
1
4
Православная молитва
1
5
Библия и Евангелие
1
6
Проповедь Христа
1
7
Христос и Его крест
1
8
Пасха
саморегуляция, учиться работать по предложенному учителем плану.
поиск и отбор необходимой информации
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
нравственно-эстетическое оценивание.
1
9
Православное учение о человеке
1
10
Совесть и раскаяние
способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
построение логической цепи рассуждений.
выражение своих мыслей
нравственно-эстетическое оценивание.
1
11
Заповеди
саморегуляция
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
умение согласованно выполнять совместную деятельность: сотрудничать в совместном решении проблемы.
ценить и принимать ценности.
1
12
Милосердие и сострадание
оценка нравственных норм
извлечение необходимой информации.
умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
личностное переживание
1
13
Золотое правило этики
саморегуляция
поиск и отбор необходимой информации
1
14
Храм
учиться работать по предложенному учителем плану.
поиск и отбор необходимой информации
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
ценить и принимать ценности.
1
15
Икона
учиться работать по предложенному учителем плану
поиск и отбор необходимой информации
выражение своих мыслей
ценить и принимать ценности.
1
16
Творческие работы учащихся
саморегуляция
поиск и отбор необходимой информации
умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
1
17
Подведение итогов
1
18
Как христианство пришло на Русь
учиться работать по предложенному учителем плану
поиск и отбор необходимой информации
умение слышать, слушать и понимать партнера
нравственно-эстетическое оценивание
1
19
Подвиг
саморегуляция
выражение своих мыслей.
выражение своих мыслей
личностное переживание
1
20
Заповеди блаженств
саморегуляция
поиск и отбор необходимой информации
умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
ценить и принимать ценности.
1
21
Зачем творить добро?
понимать значение добра и зла
извлечение необходимой информации.
эмоциональное переживание.
1
22
Чудо в жизни христианина
учиться работать по предложенному учителем плану.
поиск и отбор необходимой информации
выражение своих мыслей, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
личностное переживание
1
23
Православие о Божием суде
1
24
Таинство Причастия
саморегуляция
учиться работать по предложенному учителем плану.
поиск и отбор необходимой информации
умение слышать, слушать и понимать партнера
ценить и принимать ценности, личностное переживание
1
25
Монастырь
1
26
Отношение христианина к природе
саморегуляция
извлечение необходимой информации.
выражение своих мыслей
личностное переживание
1
27
Христианская семья
поиск и отбор необходимой информации
умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
ценить и принимать ценности.
1
28
Защита Отечества
учиться работать по предложенному учителем плану.
извлечение необходимой информации.
выражение своих мыслей
ценить и принимать ценности.
1
29
Христианин в труде
саморегуляция
извлечение необходимой информации.
умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
нравственно-эстетическое оценивание.
1
30
Любовь и уважение к Отечеству
саморегуляция
поиск и отбор необходимой информации
выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.
1
31-32
Подготовка творческих проектов учащихся
адекватно оценивать себя и собеседников
Осуществляют поиск отбор и извлечение необходимой информации для выполнения заданий
сотрудничать в совместном решении задачи.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
2
33-34
Презентация творческих проектов
2
Примерные темы творческих работ обучающихся
Храмы Лысковского района
Православные иконы
Православные праздники
Отражение заповедей в литературных произведениях для детей
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала