Конспект НОД Тема: Ознакомление со звуком [д] «Дружок — язычок учит правильно говорить»
Конспект НОД
Тема: Ознакомление со звуком [д] «Дружок - язычок учит правильно говорить»
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [д]. Упражнять в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, звонкий звук). Тренировать в четком правильном произношении звука [д] в слогах и словах. Тренировать в определении местоположения звука [д] слове. Закрепить навык звукового анализа и синтеза прямых слогов. Тренировать в образовании существительных множественные числа. Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память общую и мелкую моторику. Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу
Планируемый результат:
развитие интегративных качеств: умеет слушать собеседника, отвечать на вопросы, используя в речи простые распространенные предложения
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком [д], схемный материал в пеналах, схемный материал для доски, карточки, «Звуковичок», «Дружок-язычок», мяч.
Содержание нод:
I. Организационный момент
Дети стоят на ковре:
Ребята, разгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришёл: «Если б не было его, не сказал бы ничего» это язык, наш «Дружок-язычок».
- Какой один и тот же звук есть в этих словах?
(ДОМ, ДЫМ, ДЫНЯ, ДУХИ)
- Ребята, а вы догадались, какой звук «Дружок-язычок» будет учить нас правильно произносить? Тогда проходите на свои места.
II. Основная часть
1. Сообщение темы: Мы будем учиться правильно произносить звук [Д], а помогать нам будет «Дружок-язычок».
2. Повторение: Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О, Э, Ы. Почему они гласные? (правило) Каким цветом обозначаем в схеме?
3. Артикуляция и характеристика звука [д]
а) Показ и рассказ артикуляции:
- Я буду рассказывать, а «Дружок-язычок» будет показать, что нужно делать. Звук (д) произносится так же, как звук (т), только ещё добавляем голос. Губы улыбаются, рот приоткрыт, кончик языка (показ) упирается (толкает) верхние зубы, горлышко работает (звенит).
б) Артикуляционная гимнастика.
- Приготовили зеркала.
- Что делает язычок, когда произносим звук [д] ?
- Давайте потренируем язычок – «Чистим
· верхние зубы» делаем под счёт до 10. «Молоточек» (показ картинки символа+чтение стихов).
в) Изолированное произношение (Д)
1. Индивидуально.
2. Хором.
г) Характеристика звука (появляется «Звуковичок»). Звук (Д) – согласный, твёрдый, звонкий.
- Звук [д] – какой? (согласный)
- Почему?
- Согласный, какой? (твердый, глухой) .
- Почему твёрдый?
- Почему звонкий?
- И так, звук [д] – согласный, твердый, глухой на схеме обозначаем синим квадратом. (Дети повторяют: индивидуально, хором)
4.Физкультминутка.
Услышать звук [д] – присесть.
1. Слоги – ДА-ТО-ДО-КА-ХИ-ДЫ-УДУ
2. Игра с «Дружком-язычком»
Язычок на спортплощадке
Занимается зарядкой
Хотя это нелегко,
Потянулся высоко,
Наклонился низко,
Поднялся быстро
Очень ловко скачет. (1-2-3-4-5-6-7-8-9-10)
5.Тренировочные упражнения ( «Дружок-язычок» - слушает) .
а) Слоги – дидактическая игра «Запомни и повтори»
ДА-ДО-ДУ (хором и индивидуально) .
б) Слова – дидактическая игра «Прятки» определить место положение звука [Д] в слове (начало, середина, конец, используя карточки и квадратики синего цвета) ДОМ, ПЕДАЛИ, ВОДА, ДУХИ, ДЫМ, ЛИДА. (картинки выставляются на доску).
6. Дидактическая игра «Одни и много»? ( с мячом «Дружок-язычок» слушает)
ДОМ – ДОМА
ДЫНЯ – ДЫНИ
МЕДАЛЬ – МЕДАЛИ
ПОМАДА – ПОМАДЫ
САД – САДЫ
ПЕДАЛЬ – ПЕДАЛИ
6. Логоритмика
-Однажды в лес пошли гулять - А-О –У-И-Э-Ы.
-Ты можешь их пересчитать- А-О –У-И-Э-Ы.
-Тут вышел из лесу медведь- А-О –У-И-Э-Ы
-И начал громко так реветь- А-О –У-И-Э-Ы
-И разбежались кто куда- А-О –У-И-Э-Ы
8. Звуковой анализ слога (до).
1) Фронтально на доске.
2)Дидактическая игра «Живые звуки».
3)Индивидуальное составление схемы на столах.
4) «Чтение» схемы [какой это звук? ].
«Дружок-язычок» хвалит детей.
III. Рефлексия
Расскажите, дети, какой звук вы сегодня учились правильно произносить в слогах, словах?
«Дружок-язычок» доволен, хвалит вас (захлопали в ладоши) .
15