Понятие системы языка.системы языка. Единицы языковой системы. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова. 
Предмет: Русский язык
Класс:  8  класс
Тема  урока: Понятие системы языка. Единицы языковой системы. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова.  №3
Дата проведения: 
Цель: Дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях. устанавливать связь новой для учащихся информации о русском языке с раннее приобретенными знаниями.
Задачи:  ученик 
Повторяет и закрепляет знания о разделах русского языка; сведения из раздела «Фонетика и орфография»
Продолжает  развивать навыки краткой записи устного сообщения; производить фонетический разбор;
Воспитывает в себе уважительное отношение к языку.
Тип урока: урок - практикум
Технологии:  исследовательская работа, самостоятельная работа, создание эмоционально – нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Методы: практический, совершенствование усвоенных навыков, самостоятельная работа,.
Формы: эвристическая беседа, работа в парах и мини-группах, организация самостоятельной работы, рефлексия.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, тексты, РТ
Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика оценивание Оборудование
5
мин
15 мин
4 мин
5
мин
5 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин
Этап вызова:
Приветствие.
Психологический настрой на урок: «Комплимент» 
Запись темы урока. Определение цели.
Актуализация знаний
Этап осмысление:
1.Слово учителя
2.  Работа в группах
ФИЗМИНУТКА
3. Упражнение
4. Повторение фонетического порядка разбора.
Повторение Орфографии «И-Ы после Ц»
Контроль.
Этап рефлексии.
Домашнее задание.
Оценивание. - Учитель раздает каждому участнику по пять листочков бумаги и просит написать на них пять разных позитивных качеств (например, самый умный, самый обаятельный и привлекательный и т.п.). Затем все листочки складываются в шапку.
- В парах в виде кластера запишите «Разделы русского языка», что они изучают.
       Работа со словарем
-Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
-Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?
-Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
- Какая из этих четырёх единиц самая простая?  Самая сложная?
- Назовите уровни языковой системы.
- Сделайте вывод вышесказанному.
- Сегодня мы повторим один из разделов русского языка «Фонетика»
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически. В скобках укажите звуки, обозначенные подчеркнутыми буквами.
Выполните фонетический разбор слов: яркий, листьев, огненный, кажется.
- Вставьте пропущенные буквы , обозначьте орфограмму.
Подчеркни слова, в которых 
1 вариант только глухие согласные
Шалость, ножницы, чаша, хотеть, ручка, игрушка, степь, пора, чайник.
2 вариант только звонкие согласные
 Рука, редиска, стекло, жар, люди, сарай, книга, вода, игла.
-Напишите 5 предложений о том, что узнали на уроке.
Повторить знания по разделу «Фонетика". Выполнить  упражнение в карточке.
Приветствуют учителя.
Каждый ученик пишет 5 разных качеств, складывает в шапку, а затем вытаскивают поочередно и читают.
Высказывания учеников.
Работа в парах. Обсуждение и корректировка  кластеров.
Совокупность элементов, единиц, частей, объединённых по общему признаку или назначению. Например, периодическая система элементов Менделеева, международная система единиц)Звуки речи - морфемы - слова - предложения. Общее их назначение - участие в передаче понятий, мыслей, чувств человека.
Это многоуровневая система, построенная по иерархическому принципу: из единиц фонетического уровня строятся единицы морфемного уровня, дальше идут единицы лексического уровня, а из лексических единиц  - единицы синтаксического уровня. ( от простого  к сложному)
Звук речи - морфема - слово - предложение.
Фонетический, морфемный, лексический, синтаксический.
Работа в группах - создание кластера «Фонетика» (звуки речи)
ФОНЕТИКА
                        Звуки речи
       Согласные                    Гласные         
Зв.   Глух.   Тв.  Мягк.   Ударн.  Безуд.
Свет осени.
  Только осенью [   ] [   ] можно оценить красоту таких деревьев [   ]  [   ]  [   ]  как ясень [   ] осина рябина [   ] и клён [   ].
  Высокая большая рябина  вся [   ]  в красных бусах а маленькая рябинка это живая лесная сказка. Села [   ]  в высокую [   ]  траву жар – птица и распустила свой огненный хвост.
   Ясень не такой яркий как рябина. У его [   ]  листьев спокойный жёлтый [   ] цвет. Осенью веришь [   ]  что название «ясень» происходит от слова «ясный»
   Но королева [   ] [   ]  осеннего леса это осина. Летом на простушку осину [   ]  не обращают [   ]  внимания. Листья [   ]  у неё [   ]невзрачные ствол серенький[  ]  Но осенью осина превращается в красавицу. Её листья  [   ] становятся [   ] желтыми малиновыми пурпурными огненными багряно- лиловыми почти чёрными [   ].
Овац..я, молодц.., ц..ган, ц..клон, сестриц..н, организац..я,инц..дент, ц..плёнок, ц..ркуль, рац..я, бац..лла, ц..рюльник, информац..я, панц..рь, круглолиц..й,  на ц..почках, делегац..я, ц..нковый, транскрипц..я.
Вставьте пропущенные О или Е (Ё). Распределите данные слова в три колонки: 1) о,е (ё) в корне; 2) в суффиксе, 3) в окончании.
Ч..рный, горяч.., овраж..к, шапч..нка, в горяч..м, ш..пот, чарующ.., свеж.., свеч..й,в больш..м, крыж..вник, береж..т, плащ..м, печ..т, в свеж..м, еж..вый, ж..лтый,  ж..нглер, стереж..т, кипуч.., ж..рнов, ож..г (руки), ож..г (руку), тяж..лый, пш..нный, ш..л, реш..тка, ш..лк, ш..рох, ч..лн, луж..к, отц..м, товарищ..м, бойц..в, плющ..м, крыш..й, беч..вка, ж..лоб, разж..ванный, ч..тный, ч..рточка, печ..нка. Невербальное
Взаимопроверка по ключу 
самопроверка по ключу
взаимопроверка по ключу
Оценка работы учащихся на уроке. Листочки бумаги.
Слайд №1
Лист А3, фломастеры.
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 3
Слайд № 3
Слайд № 3
Слайд № 4
Лист Ф3, фломастеры
Слайд № 5
Слайд № 6
Карточка
Слайд № 7
Карточка
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
карточка
В корне В суффиксе
 В окончании