Статья. Игра в жизни детей дошкольного возраста.
Статья. Игра в жизни детей дошкольного возраста.
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольноговоспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как онибудут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческойигре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшееусловие успешного руководства творческими играми — умение завоевать довериедетей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, еслипедагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслыдетей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своихпланах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может лии должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у негоесть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательствовзрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточнымуважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игруувлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы,хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого видадеятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников,помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания вигре — влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета,распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры — это то явлениежизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия,праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости отинтересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могутсоздаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определеннойпрофессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногдаразыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ,ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляетличные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли своииндивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавтасочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому ролимогут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игрразнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий,общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игрна бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игречасто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводитдочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут напраздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, которыйопределяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами вдочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенкупервые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди,которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклыпривлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы ибабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачемтебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами,выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведениеребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об ихобращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям,к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых,дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольноймебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизньв детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно вмладших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игреотражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события:новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинствоигр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садахребята возят в самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети безустали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждойреспублики, каждой области. Такимобразом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разнымпрофессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя — помочь ребятаморганизовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Неследует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети вигре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируютимеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если импредложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то этобудет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобырешить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимопонять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данномугерою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, чтовыбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребностьотражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которыеон питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своейновизной. Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненныхвпечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путьуправления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние навоображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра,недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Еслиограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, неосознавая значения их труда. В результате игра будет бедной,малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовымиподвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественнойлитературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открываетперед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «чтотакое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр.Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы ихпоступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героевлитературных произведений.Сильноевлияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло вбыт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игрывозникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях,которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления,педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребятто, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядноенапоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальноезанятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобыподсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра илитеатра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают,объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит незверей, а кукол, которые заболели гриппом. Маленькиедети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием.Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способнывыбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитательспрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде?Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детейзадумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становитсясодержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт,более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересныеразличные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания обэкскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителемигры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного ипрочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечьдетей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Нопедагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересуетих. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личностикаждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогикидетского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний ивзаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок неутрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, икапитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он,может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Еслиже игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль,игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей,способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организацииигры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется бытьглавным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешатьспоры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справитьсяс этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность иорганизаторские умения. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес иготовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.Игра важна и для подготовки ребенка к будущему.