Методическая разработка Школа Лидера

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением отдельных предметов
Кировского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан





«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель РМО педагогов-психологов Директор СОШ № 45
Кировского района с углубленным изучением
__________Салова Т.Л. отдельных предметов
«___»__________201__г. _______Р.Р.Рамазанов
«___»__________201__г.








Дополнительная образовательная программа
«Школа Лидера»

Срок реализации программы– 1 год
Возраст обучающихся – 14-17 лет






Разработчик – Васюк Д.А.,
педагог-психолог второй категории






г.Уфа

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
Пояснительная записка
Актуальность данной программы
Цель программы
Задачи программы
Ожидаемые результаты
Технологии обучения
Условия реализации
Критерии оценки
Содержание программы
Учебно-тематический план
Методическое обеспечение программы
Методы, на которых базируется программа
Оборудование для занятий
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы










Индекс, адрес учреждения
450076, г. Уфа, улица Пушкина, 67
Тел./ факс: (347)272-11-80

Полное название образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения
Рамазанов Раиль Рифгатович

Ф.И.О. рецензента программы
Моисеева Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития БГПУ им.М.Акмуллы

Контактная нформация, включающая (код города) номер телефона, факса, E-mail, ресурс в сети Интернет
Тел./ факс: (347)272-11-80

school45-ufa@yandex.ru


ФИО разработчика программы
Педагог-психолог Васюк Дарья Андреевна

Название программы
Дополнительная образовательная программа
«Школа лидера»

Целевые группы
Обучающиеся 14-17 лет (9-11 классов)

Цель программы


Направленность
обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля
Социально-психологическая

Задачи программы
Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.


Срок реализации программы
Вид программы
Учебный год (2 занятия в месяц)

Авторская

Уровень реализации
среднее (полное) общее образование

Уровень освоения
общекультурный

Способ освоения содержания образования
креативный, эвристический

Краткое содержание программы.

Программа состоит из 9 разделов: «Лидер», «Поведение лидера», «Общение лидера», «Командообразование», «Лидер ли я в группе?», «Игровая диагностика».

























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Школа Лидера» - это социально-психологическая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заключается социально-психологическая направленность программы.
Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров.
Данная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Программа представляет собой систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников.
Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля.
Задачи:
Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
Программа, в целом, позволяет сформировать социально-трудовую компетентность в аспекте овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении.
Решение поставленных задач позволяет сформировать такой аспект ценностно-смысловой компетенции, как умение ставить цели для своих действий и поступков, принимать решения. Кроме того - развить эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку, как аспект компетенции личностного самосовершенствования.
Решение этих задач направлено на формирование коммуникативной компетентности, в частности – знание способов взаимодействия с окружающими, владение социальными ролями в коллективе.
Кроме того, благодаря реализации программы формируется общекультурная компетенция, в частности осведомленность в таком социальном явлении, как психология групп, информационнуая компетентность, в частности, готовность самостоятельно обрабатывать и передавать информацию.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей.
Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет. Специальных требований к знаниям при участии в программе нет.
Работа «Школы Лидера» планируется в режиме очно-заочных занятий. С сентября каждого года предполагается набор группы обучающихся в состав которых входит по 2-3 человека от каждого класса. «Школа Лидера» работает весь учебный год по 2 занятию в месяц продолжительность занятий 1 часа, таким образом, программа рассчитана на 18 занятий (18 часов).
Ожидаемые результаты:
Получение практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и организаторским технологиям.
Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.
Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.
Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
Самостоятельная реализация коллективно-творческих дел обучающимися.
В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения программы каждый участник проекта получает школьный сертификат о прохождении курса «Школа Лидера».
Технологии обучения: лекции, ролевые игры, тренинги умений, деловые игры, групповые дискуссии.
Условия реализации:
- программа может быть реализована в рамках кружковой работы
- предполагает постоянный состав группы
- форма занятий групповая: в рамках спецкурса – целый класс, в рамках кружка: 15-18 человек
- предполагает 2 занятия в месяц в течение года (18 занятий – 18 часов)
Критерии оценки: оценка выносится по результатам анкетирования, психологического тестирования, реализации проектов обучающихся.
































2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Занятие 1: «Лидер». Создание условий для развития лидерского потенциала. Ознакомление с понятием: ученическое самоуправление.
Занятие 2: «Самовыражение лидера». Формирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с правовыми основами деятельности ученического самоуправления.
Занятие 3: «Поведение лидера». Развитие навыков уверенного поведения. Ознакомление с различиями и возможностями органов самоуправления и детских общественных организаций.
Занятие 4: «Общение лидера». Ознакомление подростков с приёмами конструктивного, бесконфликтного общения, с моделями ученического самоуправления.
Занятие 5: «Командобразование» Ознакомление участников с алгоритмом создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.
Занятие 6: «Командобразование - 2» Получение подростками опыта принятия важных для группы людей решений (как элемента лидерского поведения). Ознакомление с выборными технологиями формирования органов ученического самоуправления.
Занятие 7: «Лидер ли я в группе?» Развитие навыков группового взаимодействия, в частности, осознание участниками собственной позиции в группе. Ознакомление с организацией деятельности органов ученического самоуправления.
Занятие 8: «Игровая диагностика». Ознакомление с игровыми методами и способами выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей.
Занятие 9: Подведение итогов реализации программы. Деловая игра «Лидер».



3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема раздела
Кол-во часов
Теоретические занятия
Кол-во
часов
Практические занятия
Кол-во
часов

1


Лидер


2
Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление
0,5
Знакомство с группой и программой.
Проработка некоторых лидерских качеств.
1,5

2
Самовыражение лидера
2
Приемы и способы самораскрытия; самовыражения.
Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

0,5
Обучение приемам и способам самораскрытия.
Упражнения на развитие навыков самовыражения.
Обучение постановке целей.
Отработка навыков преодоления препятствий.
1,5

3
Поведение лидера
2
Информации о способах уверенного поведения.
Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.
0,5
Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

1,5

4
Общение лидера
2
Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга.
Модели ученического самоуправления.
0,5
Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.

1,5

5
Команда лидера
2
Беседа о необходимости работы в команде.
Алгоритм создания команды.
Проектирование системы ученического самоуправления.
0,5
Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.
1,5

6
Команда лидера - 2
2
Информирование подростков о различных стилях лидерства.
Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.
0,5
Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.
1,5

7
Лидер ли я
в группе?
2
Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности.
Организация деятельности органов ученического самоуправления.
0,5
Групповая работа посредством игровых методов и арт-терапевтических методов.

1,5

8
Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе
2
Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров.

0,5
Проигрывание игровых методов в группе.

1,5

9
Деловая игра «Лидер»
2


Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.
2


ИТОГО:
18

4

14


























4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, медиапроектор, нетбук.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, сборники из серии «В помощь школьному психологу».
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.













5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГА

Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.
Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост. – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2006.
2. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.- сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
4. Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
























13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 115