Управление процессом формирования познавательной деятельностью обучающихся основной школы (на материале детского объединения кружок краеведения «Мой край соловьиный»)
Управление процессом формирования познавательной деятельностью обучающихся основной школы
(на материале детского объединения кружок краеведения
«Мой край соловьиный»)
Дрёмова Инна Владимировна
Курский государственный университет
студентка 2 курса магистратуры
Индустриально-педагогического факультета,
педагогическое образование.
Учитель краеведения, педагог-организатор
МБОУ «Гимназия №1»
города Курчатова Курской области
Научный руководитель:
Бражник Оксана Юрьевна,
доцент к.п.н.
Аннотация
Данная статья рассматривает познавательный интерес как ведущий аспект в управлении процессом формирования познавательной деятельности обучающихся основной школы.. Рассматривает дидактические и методические условия развития познавательного интереса. Акцентирует внимание на проблемах повышения эффективности образовательного процесса. Рассматривает нестандартные формы преподавания учебного материала с целью повышения уровня познавательного интереса.
Ключевые слова: познавательный интерес, знания, дидактические условия, методические условия, образовательный процесс, учащиеся.
Inna Vladimirovna Dremova
Kursk State University2nd year student of Master’ Degrec
Industrial-pedagogical faculty, pedagogical education. Cjutrystudy Teacher, teacher and organizer
MBOU "Gymnasium №1"
the city of Kurchatov, Kursk region
Supervisor:Oksana Yurievna Brazhnikassociate Professor Ph. D.
Abstract
The paper focuses on cognitive interest as the main aspect of management of cognitive activity formation of secondary school studen
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе и подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Анализ вопросов модернизации педагогического образования невозможен без предварительного обращения к основному правовому акту, определившим основные направления совершенствования современного российского образования - Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года как основа реформирования педагогического образования, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 29.12.2014 года №2765-р «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».
В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Урок-это сложный педагогический аспект, обусловленный рядом факторов и явлений, зависящий не только от содержания дисциплины, но и от печатных, наглядных и технических средств обучения. Ни мало важным, является и состав обучаемых, их знания и умения, уровень сформированности познавательного интереса в изучении той, или иной дисциплины.
Управлять познавательной активностью обучающихся, их уровнем развития познавательно интереса должен педагог, создавая тесную связь с обучающимися. К.Д.Ушинский утверждал, «школа должна организовывать труд педагога и обучаемых так, чтобы учащиеся как можно больше трудились самостоятельно, а педагог руководил этим процессом и давал для него необходимые знания».
Увеличение количества уроков или продолжительности обучения – экстенсивный путь – вероятнее всего, приведет к ухудшению качества подготовки школьников. В системе школьного образования необходимо найти подход, который поможет от экстенсивного пути обучения перейти к интенсивному. Роль педагога из ретранслятора знаний преобразуется к субъекту организации и партнерства учащегося в процессе обучения. При этом объем учебного времени будет оптимизироваться, и удлиняться за счет самообучения, которое немыслимо без устойчивого познавательного интереса.
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать, отсюда нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Как сильное и очень значимое для человека образование.
Для того, чтобы управлять процессом формирования познавательной деятельности обучающихся, необходимо развитие познавательного интереса, что и является основой нашего исследования. Нами были выбраны три класса обучающихся, в двух из них уроки проводились в стандартной форме, в одном- материал урока излагался в нестандартной форме, а в качестве викторины.
ВИКТОРИНА «Мой край соловьиный»
Задание 1. Дата образования Курской области.
А) 13 июля 1934 г.; Б) 13 июня 1934 г.
В) 23 августа 1934 г.; Г) 13 августа 1934 г.
Задание 2. Что лишнее? Обоснуйте свой ответ.
А) Орловская; Б) Тамбовская; В) Воронежская; Г) Липецкая
Задание 3. Выберите правильный ответ. Самая западная точка Курской области расположена в ________ районе.
А) Глушковский; Б) Хомутовский; В) Рыльский; Г) Кореневский
Задание 4. Выберите правильный ответ. Уроженцем какого района Курской области является В.М. Клыков?
А) Советский; Б) Тимский; В) Черемисиновский; Г) Щигровский
Задание 5. Достопримечательностью дворца «Марьино» является монумент, установленный в 1903 году, какая птица в нём? _________________________.
Задание 6. Выберите правильный ответ. В каком населённом пункте располагался КП Центрального фронта?
А) с. Ольховатка; Б) с. Свобода; В) с. Тёплое; Г) п.г.т. Поныри
Задание 7. Выберите правильный ответ. В каком городе Курской области установлен памятник М.С. Щепкина?
А) Обоянь; Б) Суджа; В) Курск; Г) Рыльск
Задание 8. Назовите дату создания Центрально-Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника им. Проф. В.В. Алёхина _______________________ .
Задание 9. Выберите правильный ответ. Памятник дом Петра I находится в этом городе Курской области.
А) Льгов; Б) Рыльск; В) Щигры; Г) Дмитреев-Льговский
Задание 10. Выберите правильный ответ.
Наибольшую площадь 111,5 тыс га в Курской области занимают следующие породы:
А)сосна В) береза
Б) дуб Г) осина
Задание 11. Выберите правильный ответ.
Территория области заливалась морем в последний раз:
А) в палеогене В) в триасе
Б) в неогене 4) в меловом периоде.
Задание 12. Выберите правильные ответы.
В 2013 г. статус «памятника природы» приобрели:
А) Урочище «Горналь» Б) Клюквенное озеро
В) Дендрологический парк
Г) Пушкаро-Жадинское местрождение лечебных торфов
Задание 13. Выберите правильные ответы.
В Суджанском районе находятся следующие памятники природы:
А)Урочище «Болото Борки» Б)«Петрова балка»
В)«Обнажения флороносных песчаников Г) Урочище «Меловое»
Задание 14. . Выберите правильный ответ.
С 1998 года Центрально-Черноземный заповедник является обладателем диплома Совета Европы. Этот статус имеют всего несколько заповедников России:
А)2 В)6 Б) 4 Г) 8
Задание 15.
Выберите правильный ответ.
Герб какого населенного пункта Курской области представлен на рисунке.
А) Рыльск Б) Дмитриев В) Суджа Г) Щигры
Нами был проведен опрос с целью выявления степени выраженности интереса к предметной деятельности, данные были представлены в таблице. Для выявления степени выраженности познавательной самостоятельности обучающегося была использована методика А. А. Горчинской.
Степень выраженности интереса к предметной деятельности по краеведению
Класс
9 А
9 Б
10 А
Кол-во обучающихся (%) с высшей степенью отрицания данного интереса
10
9
10
Кол-во обучающихся (%) с отрицанием интереса
10
9
10
Кол-во обучающихся (%) с слабо выраженным интересом
53
56
47
Кол-во обучающихся (%) с выраженным интересом
14
13
19
Кол-во обучающихся (%) с ярко выраженным интересом
14
13
14
Степень проявления познавательного интереса у обучающихся на уроках краеведения на констатирующем этапе эксперимента
Класс
9 А
9 Б
10 А
Средний балл
0,9
1,1
1,2
Проведенная методика показывает, что при выявлении среднего балла по каждому испытуемому учащемуся: (35,5%) обучающихся проявляют очень часто познавательный интерес на уроках проводимых в школе; остальные иногда проявляют познавательный интерес на уроках проводимых в школе; полное отсутствие же познавательного интереса на уроках у учащихся в школе не наблюдается. Каждый показатель, предложенный Г.И. Щукиной, у каждого учащегося проявляется по-разному. Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес проявляется у каждого школьника по-разному, индивидуально.
Анализируя результаты можно сказать, что в 9 классе средне выражены познавательные интересы, у 63% обучающихся, это чаще всего уже связано с выбором профессии. Другая группа учащихся со средней выраженностью познавательных интересов – их 37% обучающихся, представляют группу детей проявляющих любознательность, этот интерес проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Эти дети в равной степени интересуются всеми изучаемыми предметами в школе, далеко не всегда хорошо успевая по этим предметам. Дети в классе со слабой выраженностью познавательных интересов составляют 20% и это дети со слабо сформированными учебными умениями.
Степень проявления познавательного интереса у обучающихся на уроках
Средний балл
Контрольная группа
Экспериментальная группа
В начале
В конце
В начале
В конце
1,2
1,3
1,1
1,4
Сравнительные данные КО, УО, после реализации викторины, как нестандартной формы преподавания урока
Показатели усвоения знаний
Контрольная группа
Экспериментальная группа
В начале
В конце
В начале
В конце
качество обученности(КО)
66%
67%
66%
71%
уровень обученности(УО)
3.8
3.8
3.8
4.0
Анализируя эти данные, можно отметить, что разработанная методическая система викторины также положительно влияет и на усвоение знаний, которое мы связываем с развитием познавательного интереса.
Список литературы.
Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения.// Советская педагогика, 1957., №7., стр.32.
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся / М.Н. Арцев [текст] // Завуч для администрации школ. – 2005. – №6. – С. 4-30.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2008. – С. 55.
Бабина С.Н. Интегрирующая и систематизирующая функции образовательной области «Технология».//Наука и школа 2002.-№1 -40-41.
Балаев И.И.. Развитие познавательных интересов учащихся (на занятиях по химии в 8 классе)//Химия в школе.- 2005.- №5.-. с.47-48
Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005
Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994. –198 с.
А.А. Климов, А.Е. Волков, В.В.Галкин, Д.С.Каначук, П.Б.Мрдуляш, Д.С.Зуев,. Издательский дом «Дело» РАНХиГС
С.Л.Катанандова «Модернизация российского образования». ГУ ВШЭ, М.:202, с.17
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-р, утверждающее Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. – http://МИНОБРНАУКИ.РФ/documents/4952
WђЗаголовок 215