Исследовательская работа по истории Каменные следы прошлого
Оглавление
Введение 1
Основная часть 3
Исследование камней археологией, этнографией и геологией. 3
2. «Каменные следы» прошлого на территории нашей страны. 4
3. История появления и использования нашими предками
крупных камней на территории деревни Красная Слобода
Суражского района. 6
Заключение 8
Список использованных источников и литературы
Приложение
-1-
Введение
Дивно сотворена Земля наша, украшенная бесконечными полями, густыми лесами, устремлёнными в небо вершинами гор и громадными чашами морей-океанов.
Далёкое прошлое оставило нам в наследство на Земле множество тайн. Некоторые из них ставят нас в тупик, а другие раскрываются довольно просто и не требуют проведения скрупулёзных исследований. Особую группу тайн составляют камни. Одни камни сияют золотом, серебром, разноцветным лучащимся, пламенеющим огнём, другие – просты, скромны, но тоже по-своему красивы. Камни являются немыми свидетелями прошлого. Часто время делает свои пометки на этих «следах прошлого», как бы загадывает человеку загадки. Нужно только не пройти мимо, заметить, уделить внимание, проявить интерес, и тогда эти немые свидетели прошлого заговорят, поведают удивительные и интересные истории о родной земле, о её культуре и даже религии.
Тема данной исследовательской работы – «Каменные следы» прошлого» важна и представляет интерес, поскольку история появления крупных камней в нашей деревне – в местности, в которой нет гор, использование этих камней нашими предками в религии, жизни, перемещение камней из одного места нашего населённого пункта в другое – это история родной земли, история моего народа.
Камни на протяжении тысячелетий были немыми свидетелями прошлого, они на каком-то этапе исторического развития помогали нашим предкам в религиозном культе, служили ориентиром путешественникам, делали родное селение необычным, отличающимся от других деревень. Можно даже сказать, что эти немые свидетели прошлого в какой-то мете могут служить визиткой деревни Красная Слобода Суражского района.
Целями данной исследовательской работы «Камни – немые свидетели прошлого» являются:
1) выяснить какие науки занимаются изучением камней
2) изучение истории появления крупных камней на территории деревни Красная Слобода Суражского района;
3) выясние того, как наши предки могли использовать эти камни в жизни;
4) определение значение данных камней.
При написании исследовательской работы были использованы следующие источники и литература:
- воспоминания жителей деревни Красная Слобода: Мехедовой Т.И. и Агибаловой Л.Е.;
-2-
- «География Брянской области» под редакцией Л.М. Ахромеева. Материал книги позволил глубоко познакомиться с географией Брянщины, её геологическим строением и рельефом, минералами, ландшафтом. Благодаря
этой книги удалось выяснить, как крупные камни попали на территорию нашего района;
- Гимбутас М. «Славяне. Сыны Перуна». Автор данной книги на основе археологических, исторических и лингвистических материалов реконструировал материальную культуру, религиозные представления и быт древних славян;
- книга для чтения по истории Отечества «Древняя Русь» (часть 1) рассказывает о жизни, быте и религии славянских племён;
- благодаря книге Тимофеева А.С. «История в таблицах и схемах» удалось установить этапы становления языческих религиозных верований у восточных славян, определить место и значение камней в язычестве;
- книга Хотона Б. «Великие тайны и загадки истории» помогла определить план и направления исследования данной работы «Камни – немые свидетели прошлого»;
- книга Орлова Н. «Драгоценные камни минералы» помогла выяснить свойства камней и минералов, о том, как камни служат человеку;
- материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На данном сайте находится большой обзор необычных камней, расположенных на территории нашей страны.
При написании исследовательской работы были использованы следующие методы исследования – беседа с жителями деревни Красная Слобода, работа с литературой о свойствах и значении камней, об особенностях становления языческих религиозных верований, анализ рельефа местности деревни.
-3-
Основная часть
1. Исследование камней археологией, этнографией и геологией.
В исследовании камней тесно переплетены археология, этнография, и даже геология. Камни представляют интерес как памятники, заполняющие ту нишу исторического познания, которая связана не только с материальной культурой древних народов, но и духовной. Культ камней отражает древнейшие представления людей о мироздании и месте человека в нем. Многие камни связаны с именами языческих богов, христианских святых, культом умерших предков.
Археологически – культовые камни бывают привязаны к древним волокам, располагались вблизи средневековых городищ и селищ, также соседствуют с могильниками – курганами, жальниками, сопками. Хотя археологические раскопки в большинстве случаев не выявили богатого находками культурного слоя возле культовых камней, тем не менее, культовые камни являются важными археологическими памятниками, подлежащими сохранению, так как являются неотъемлемой частью исторического наследия региона. Этнографический интерес к камням обусловлен тем, что многие из них связаны с древними преданиями, в первую очередь это упоминания связанные с христианством. Намного реже среди легенд связанно с языческими богами. Гораздо чаще в сохранившихся преданиях они ассоциируются с нечистой силой. От этих легенд нельзя требовать верности исторической, точности хронологической и географической, но всё же они драгоценны тем, что яркими чертами изображают характер давно прошедшего времени, его верования. Некоторые камни связываются с известными историческими деятелями, например княгиней Ольгой, Петром Первым.
Одной из причин длительной сохранности поклонения камням является приписываемая им легендами способность исцелять – дождевая вода, накапливающаяся в “следах”- в углублениях на камнях считалась лечебной, в некоторых районах предания приписывают такой воде способности исцелять от зубной боли, в других местах упоминаются исцеления от кожных и глазных болезней. По современным трактовкам камни могли быть пограничными знаками между владениями разных родов.
Традиция поклонения культовым камням в некоторых местах сохранялась вплоть до начала 20 века.
При некоторых культовых камнях были возведены церкви и часовни. Геологический фактор также играет немаловажную роль в изучении камней. Многие культовые камни расположены в местах отличных от
-4-
окружающего ландшафта – в урочищах. Устраивая свои капища, славяне учитывали фактор уникальности места – обычно это могла быть возвышенность необычной формы, остров, скала, мыс, овраг. Сакральное место должно было выделяться из окружающего ландшафта. Нередко это были места доминирующие над местностью.
Нужно отметить, что мелиоративные работы середины 20 века нанесли большой урон – были уничтожены многие культовые камни – частично взорваны, запаханы, сдвинуты со своих мест, от них остались одни этнографические заметки и названия. Но все же в некоторых местах еще можно увидеть эти древнейшие на нашей территории следы дохристианских верований. Так в деревни Красная Слобода Суражского района самый крупный камень, который является объектом исследования данной работы, первоначально находился на Петровой горе или Цигельне (приложение № 1). Но примерно 60 лет назад он был перемещен в другое место – с помощью трактора его притянули на территорию деревни. Один из местных жителей решил его расколоть и использовать как основу для фундамента дома. По непонятной причине камень остался цел. Возможно, у этого строителя не хватило сил расколоть, раздробить и уничтожить этот исторический источник.
Таким образом, при исследовании крупных камней, находящегося в деревне Красная Слобода Суражского района, можно использовать такие науки, как археология, этнография и геология.
С точки зрения археологии, данные камни являются памятниками, подлежащими сохранению, так как являются неотъемлемой частью исторического наследия региона.
Изучение этнографического материала, связанного с камнями, позволяет полнее воссоздать мифологические, религиозное представления наших предков об окружающем мире.
Геология позволяет сделать вывод, что данные камни были расположены в месте, отличном от окружающего ландшафта – на возвышенности.
2. «Каменные следы» прошлого на территории нашей страны.
На территории нашей страны в разных уголках встречаются камни необычных размеров. Трудно перечислить все эти «каменные следы прошлого», так как их очень много. Но среди них можно выделить те, которые отличаются от остальных своими размерами, насечками,
-5-
назначением, местом расположения, перееданиями и легендами, которые связаны с этими камнями.
Один из самых известных культовых камней ленинградской области - "камень-пятница" расположен деревни Конезерье. Предание гласит, что в этом камне вода не пересыхает даже в самую жаркую погоду говорят, что "камень выдавливает из себя вечную воду" (приложение № 2).
По всему Карельскому перешейку разбросаны огромные валуны, иногда довольно причудливой формы. Их оставил мощный ледник, растаявший около десяти тысяч лет тому назад. Первые жители этого края, древние саамы и карелы, верили, что у этих камней имеется душа. Иначе как бы они возникли здесь, на ровном месте? Этим камням поклонялись, им приносили жертвы. Особенно интересны жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками глубиной 5-7 сантиметров. Из 26 известных учёным таких камней Карельского перешейка 18 находятся на территории Приозерского района. Недавно неподалёку от посёлка был обнаружен неизвестный науке жертвенный камень (приложение № 3). Он довольно внушительных размеров, высотой около двух метров. Эти камни появились здесь с IX века. Их почитали переселенцы из Западной Финляндии. Зачем они выдалбливали лунки? На этот вопрос этнографы отвечают так. Язычники сжигали тела умерших соплеменников и захоранивали пепел рядом со священным камнем, на котором делали небольшое углубление. Раз в год родственники приходили сюда, чтобы помянуть покойника. Они пили молоко и ели кашу, а в ямку на камне клали зёрна и капали молоко. Эта была умилостивительная жертва духу предка. В наши дни снова возродился этот языческий обычай - есть на кладбище у свежей могилы. С точки зрения Православной Церкви, это, конечно же, грех.
На вершине горы, расположенной у реки Плюссы в Псковской области находится семь каменных ступеней площадью около 2 метров каждая. Наверху россыпью навалены грубо отесанные камни. Под ними какой-то провал или пещера. Вообще наличие большого количества валунов здесь сложно объяснить природным происхождением, возможно, здесь был могильник, городище, капище (приложение № 4).
Среди каменных древностей северо-западной Руси попадаются инженерно-расчетные памятники. Называются эти камни "вавилонами" и представляют собой систему вписанных друг в друга квадратов, при помощи которых архитекторы могли рассчитать взаимные соотношения между разными мерами длины (в древней Руси существовало несколько единиц измерения длины - простая сажень, маховая, косая, великая и т.д.). Наиболее известные
-6-
"вавилоны" северо-западного края находятся в Изборске, недалеко от креста Трувора, высеченные на огромных каменных плитах (приложение № 5).
«Каменные загадки» можно встретить не только на поверхности земли, но и под водой. Интересны подводные конструкции Чудского озера – каменные валы (приложение № 6). Эти валы располагаются недалеко от берега, рассмотрение схемы их расположения наталкивает на мысль, что это человеческое рукотворное произведение.
Особый интерес вызывают камни, которые не имеют отношения к культам древности, но составляют особую категорию свидетельств о средневековой политике и дипломатии. Ярким примером этого могут служить пограничные камни Столбовского мира 1649 г. (приложение № 7).
Таким образом, можно сделать вывод, что на территории нашей страны в разных уголках встречаются камни необычных размеров. Вызывает интерес места их расположения, назначение для наших предков, легенды и предания, связанные с ними.
3. История появления и использования нашими предками крупных камней на территории деревни Красная Слобода Суражского района.
В четвертичный период территорию нашей области покрывал ледник, пришедший из Скандинавии. Ледник оставил и создавал холмы, гряды и песчаные равнины, большое количество обломочного материала – валуны, гальку, гравий, крупнозернистый песок, смешанные с глинистым материалом. Эти породы ледник переносил на своей поверхности, передвигал перед собой. Подтверждение движения ледника по территории деревни Красная Слобода являются – изрезанный и заболоченный рельеф местности, крупные валуны. Предметом исследования данной работы является камень, который отличается очень большим размером. Он расположен на территории деревни. Размеры этого валуна - ________________
После таяния ледника, спустя некоторое время, территория нашего края начала постепенно заселяться и осваиваться людьми. Сюда дошли славянские племена, пришедшие с Дуная в 7 – 8 веках.
Славяне занимались охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством и земледелием.
-7-
На начальном этапе развития люди не имели религии. Длительный период в истории человечества был безрелигиозным. Человек не знал истинных
причин явлений окружающей природы, всё в ней казалось таинственным и загадочным.
На основе схемы «Этапы становления языческих религиозных верований у восточных славян» (приложение № 8) можно сделать вывод, что первый этап становления религиозных верований – это появления фетишизма. Фетишем мог стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека.
Представляется возможным, что на этом этапе исторического развития фетишем для жителей нашей местности мог стать большой камень, находящийся в нашей деревне. Во-первых, он своим большим размером отличался от других камней, во-вторых, этот камень предположительно (по воспоминаниям, дошедшим до наших дней среди жителей деревни), находился на возвышенности, которую называли наши предки Петрова гора или Цигельня. На этапе политеизма также возможно использование данного камня славянами. В летописях нет никаких известий о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутренний вал окружался частоколом. В центре стоял деревянный столб (идол), а рядом жертвенник, где и сейчас находят кости животных, принесённых в жертву (приложение № 9). Места, где поклонялись идолам, назывались «капища» (от старинного «капь» - изображение, идол), а те, где приносились жертвы (требы), - «требища». Возможно, первоначально, в глубокой древности, жертвенниками служили горы, скалы, камни огромной величины. Подтверждением данного предположения может служить православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили".
Описание славянского капища и требища полностью соответствует данным нашей местности. Во-первых, место, где первоначально находился камень – это гора. Во-вторых, у людей нашей деревни на протяжении веков это место считалось особым, здесь не строили дома, не распахивали огорода. Камень находился на горе, и вполне мог служить жертвенником, на котором
-8-
совершались жертвоприношения. Возможно, со времён язычества, территория вокруг Петровой горы или Цигельни бала покрыта костями
жертвенных животных. И может быть, поэтому до сих пор, именно сюда, на гору, в центре которой вырыта яма, жители деревни свозят умерших домашних животных и птиц.
Таким образом, можно предположить, что крупный камень, находящийся на территории нашей деревни могли использовать наши предки на разных этапах становления языческих религиозных верований – на этапе фетишизма и политеизма.
Заключение
В конце работы можно сделать следующие выводы и обобщения. Особую группу исторических тайн составляют камни. Камни являются немыми свидетелями прошлого. Они на протяжении тысячелетий были немыми свидетелями прошлого. На каком-то этапе исторического развития камни помогали нашим предкам в религиозном культе, служили ориентиром путешественникам, делали родное селение необычным, отличающимся от других деревень.
В исследовании камней тесно переплетены археология, этнография, и даже геология. Камни представляют интерес как памятники, заполняющие ту нишу исторического познания, которая связана не только с материальной культурой древних народов, но и духовной. Культ камней отражает древнейшие представления людей о мироздании и месте человека в нем. Многие камни связаны с именами языческих богов, христианских святых, культом умерших предков.
С точки зрения археологии, камни являются памятниками, подлежащими сохранению, так как являются неотъемлемой частью исторического наследия региона.
Изучение этнографического материала, связанного с камнями, позволяет полнее воссоздать мифологические, религиозное представления наших предков об окружающем мире.
Геология позволяет сделать вывод, что данные камни были расположены в месте, отличном от окружающего ландшафта – на возвышенности.
На территории нашей страны в разных уголках встречаются камни необычных размеров. Трудно перечислить все эти «каменные следы прошлого», так как их очень много. Но среди них можно выделить те, которые отличаются от остальных своими размерами, насечками, назначением, местом расположения, перееданиями и легендами, которые связаны с этими камнями.
-9-
Предметом исследования данной исследовательской работы является крупный камень, расположенный в деревне Красная Слобода Суражского района. Вообще на территории деревни находится несколько камней, но изучаемый камень отличается своими размерами. Он попал сюда в четвертичный период, когда территорию нашей области покрывал ледник, пришедший из Скандинавии. Ледник оставил и создавал холмы, гряды и песчаные равнины, большое количество обломочного материала – валуны, гальку, гравий, крупнозернистый песок, смешанные с глинистым материалом. Эти породы ледник переносил на своей поверхности, передвигал перед собой. Подтверждение движения ледника по территории деревни Красная Слобода являются – изрезанный и заболоченный рельеф местности, крупные валуны.
Первоначально изучаемый камень находился на Петровой горе или Цигельне (приложение № 1). Но примерно 60 лет назад он был перемещен в другое место – с помощью трактора его притянули на территорию деревни. Один из местных жителей решил его расколоть и использовать как основу для фундамента дома. По непонятной причине камень остался цел. Возможно, у этого строителя не хватило сил расколоть, раздробить и уничтожить этот исторический источник.
Как же и когда наши предки могли использовать исследуемый нами объект? На основе схемы «Этапы становления языческих религиозных верований у восточных славян» (приложение № 8) можно сделать вывод, что первый этап становления религиозных верований – это появления фетишизма. Фетишем мог стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека. Представляется возможным, что на этом этапе исторического развития фетишем для жителей нашей местности мог стать большой камень, находящийся в нашей деревне. Во-первых, он своим большим размером отличался от других камней, во-вторых, этот камень предположительно (по воспоминаниям, дошедшим до наших дней среди жителей деревни), находился на возвышенности, которую называли наши предки Петрова гора или Цигельня. На этапе политеизма также возможно использование данного камня славянами. В летописях нет никаких известий о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутренний вал окружался частоколом. В центре стоял деревянный столб (идол), а рядом жертвенник, где и сейчас находят кости животных, принесённых в жертву (приложение № 9). Места, где поклонялись идолам, назывались «капища» (от старинного «капь» - изображение, идол), а те, где приносились жертвы (требы), - «требища». Возможно, первоначально, в глубокой древности, жертвенниками
-10-
служили горы, скалы, камни огромной величины. Подтверждением данного предположения может служить православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили".
Описание славянского капища и требища полностью соответствует данным нашей местности. Во-первых, место, где первоначально находился камень – это гора. Во-вторых, у людей нашей деревни на протяжении веков это место считалось особым, здесь не строили дома, не распахивали огорода. Камень находился на горе, и вполне мог служить жертвенником, на котором совершались жертвоприношения. Возможно, со времён язычества, территория вокруг Петровой горы или Цигельни бала покрыта костями жертвенных животных. И может быть, поэтому до сих пор, именно сюда, на гору, в центре которой вырыта яма, жители деревни свозят умерших домашних животных и птиц.
Таким образом, можно предположить, что крупный камень, находящийся на территории нашей деревни могли использовать наши предки на разных этапах становления языческих религиозных верований – на этапе фетишизма и политеизма.
В настоящее время этот камень – достопримечательность деревни, любимое место игры для детей. Он, можно сказать, является экзаменатором ловкости для ребятишек. Не каждый ребёнок может на него залезть Ребёнок начинает понимать, что он повзрослел и подрос, как только покоряет неприступный бастион – залезает на камень. Для малышей это занятие является развитием ловкости, силы. Для детей школьного возраста данный камень это часть истории родного края, его культуры, религии, связующее звено между природой и историей, между прошлым и настоящим.
Список использованных источников и литературы
Воспоминания жителей деревни Красная слобода Суражского района Брянской области Мехедовой Т.И. и Агибаловой Л.Е.
2. «География Брянской области» /Под редакцией Л.М. Ахромеева, Брянск 1995.
3. Гимбутас М. «Славяне. Сыны Перуна» -М., 2004.
4. «Древняя Русь». Книга для чтения по отечественной истории Часть 1, Брянск 1995.
5. Орлова Н. «Драгоценные камни и минералы» -М., 2000.
6. Тимофеева А.С. «История в таблицах и схемах» Санкт-Петербург, 2008.
7. Хотона Б. «Великие тайны и загадки истории» Харьков, 2008.
8. Материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приложение № 1
Приложение № 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Один из самых известных культовых камней Ленинградской области - "камень-пятница" у дер.Конезерье. Предание гласит, что в этом камне вода не пересыхает даже в самую жаркую погоду ("камень выдавливает из себя вечную воду").
Приложение № 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Общий вид священного жертвенного камня
у д. Кривко(Карельский перешеек).
Приложение № 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Скопление камней на вершине горы
у реки Плюсся
(Псковская область)
Приложение № 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Вавилоны» в Изборске
(недалеко от креста Трувора)
Приложение № 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Каменные загадки» можно встретить не только на поверхности земли, но и под водой. Интересны подводные конструкции Чудского озера – каменные валы. Эти валы располагаются недалеко от берега. Рассмотрение схемы их расположения наталкивает на мысль, что это человеческое рукотворное произведение.
Приложение № 7
Пограничные камни Столбовского мира 1649 г.
(данные памятники не имеют отношения к культам древности, но составляют свою, особую категорию свидетельств о средневековой политике и дипломатии в истории края)
Плоский камень в р-не ур. Шала (2 км к западу от ст. Жарок)
"Великий" камень (на стыке границ Кировского, Тосненского и Киришского районов)
Камень у дороги Шапки – Любань у оз. Мустолка
Камень в р-не пос. Жары
Плоский камень на р. Тосне у ур. Верховье (на повороте реки)
Камень на поле у берега Оредежа в 1 км ниже по течению Клетного ручья (д. Клетно)
"Мама" камень у ур. Мама Камень (отмечен на карте)
Плоский камень на Осиновой горке (в районе ур. Кордон Корбинский, около 7 км к востоку от ст. Дивенская)
Камень у дер. Кемск (4 км к западу от д. Бол. Ящера на Киевском шоссе)
Камень у дороги в р-не д. Липово (в 13 км от ст. Мшинская по бывшей ж.д.)
Камень у быв. озера Тренога (одно из маленьких болот в верховьях р. Ранницы)
Камень на берегу р. Луги при впадении в нее р. Ранница (между д. Муравейно и д. Вяз). Информация об этом камне получена от историка Алексея Крюкова. В тексте договора он почему-то не упоминается.
Камень в русле р. Луги при впадении в нее р. Киношки (Кинешки) в 7 км выше по течению д. Кленно (у ж.д. станции Кленна Гдовской ж.д.)
Приложение № 8
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение № 9
Орлова Н. Драгоценные камни и минералы –М., 2000 с.3
Хотон Б. Великие тайны и загадки истории Харьков, 2008 с.13
Материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна –М., 2004 с. 125
Воспоминания жителей деревни Красная Слобода Суражского района Мехедовой Т.И. и Агибаловой Л.Е.
Материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
География Брянской области /Под ред. Л.М. Ахромеева Брянск 1995 с.17
Тимофеева А.С. История в таблицах и схемах Санкт-Петербург 2008 с.8
Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна –М., 2004 с. 184