Урок – тренинг по культуре добрососедства с применением интерактивных технологий


Урок – тренинг по культуре добрососедства с применением интерактивных технологий
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
Дружба помогает, а вражда мешает
Оборудование:2 монеты, напечатанные слова «друг», «враг», «взаимопомощь», 5 одеял.
Оборудование классной комнаты: стулья по кругу, ковер, на доске тема и плакаты.
Ход урока
Минутка радости – эмоциональный настрой на урок «Поделись теплом»
Ребята, давайте посмотрим в окошко. Там светит солнце. Для чего нам оно необходимо. Давайте потянемся к нему ручками и возьмем в ладоши его тепло. А теперь отдадим тепло своему соседу, поделимся им.
Мозговой штурм.
Ребята, объясните как вы понимаете эти слова:
ДРУГ
ВРАГ
ВЗАИМОПОМОЩЬ
Упражнение «Танец рук»
3.1. Объединить детей в пары (детей желательно объединить таким образом, чтобы в паре оказались ребята, которые либо совсем не общаются между собой, либо их общение затруднено. В таком случае, эффективность данного упражнения будет более высокой.)
3.2. Ученики, объединенные в пары, располагаются таким образом, чтобы находиться друг от друга на расстояния вытянутой руки.
3.3. Дети закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба партнера открывают глаза, и каждый смотрит на пол между собой и партнером.
3.4. Учитель говорит примерно следующее: «Представьте себе, что вы куклы в кукольном театре. К вашей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимает вашу руку так, чтобы она покачивалась между тобой и товарищем где-то на высоте плеч.» дети выполняют действие.
3.5. «Теперь представьте себе, что ваша правая рука – дракон. Пусть он покружит в пространстве между тобой и товарищем. При этом его движения согласованы с действиями другого дракона». Дети выполняют действие в течении 10-15 секунд.
3.6. «А теперь представьте себе, что ваша правая рука – птица, радостно летящая. Представь себе, что обе птицы летают между вами, парят, выписывают круги, не касаясь друг друга.» дети выполняют действие в течении 10-15 секунд.
3.7. А теперь, ваша левая рука тоже вступает в полет. Руки не должны касаться. Разговаривать тоже нельзя. Только мимика. Удерживайте в поле зрения и свои руки, и руки партнера, и пусть у каждой «птицы» будет свой ритм полета. Дети выполняют действие в течении 4-5 минут. После этого опускают руки вдоль тела.
3.8. Дети протягивают друг другу руки – кончики пальцев вверх, ладони вперед – совсем медленно, пока они слегка не соприкоснутся. Скажите детям «Посмотрите друг другу в глаза и поблагодарите молча – только руками и глазами – за этот «Танец рук». Затем опустите руки, потянитесь немного и встряхните ноги».
3.9. Обсуждение:
Что вы чувствовали во время упражнения?
Легко ли было его выполнять?
Если трудно, то почему?
Можно ли одним словом охарактеризовать, что происходило? (вывести на понятие «взаимодействие»)
Когда легче выполнять упражнение, когда мы в ссоре или в дружбе? (подвести к выводу, о том, что ссора мешает нам взаимодействовать слаженно, тогда, когда это особенно важно. Попросить детей привести примеры ситуаций, в которых успех зависит от слаженности действий (например: командные соревнования, строительство и т.д.).
Упражнение «Сложи одеяло»
Слово учителя: «Ребята, только что мы с вами научились работать в парах без слов. А теперь, мы попробуем работать без слов в командах».
Упражнение «Сложите шерстяное одеяло» (работа с этим упражнением допускает использование реальной ткани, если есть такая возможность. В этом варианте упражнения можно ввести соревновательный момент. Вероятнее всего, победит та группа детей, которая смогла быстрее и успешнее согласовать свои действия. В таком случае вывод будет очевиден и очень показателен: согласованность, терпение, взаимоподдержка помогают достичь успеха.)
Цель: Закрепление навыка невербальной коммуникации, формирование навыка совместного творчества.
4.1. Объединить детей в малые группы (3-5 человек, можно по тому же принципу, что и в первом упражнении для закрепления эффекта).
4.2. Дети, объединенные в команды располагаются в классной комнате таким образом, чтобы у каждой группы было достаточно места для выполнения задания (не менее 4-5 м2 на группу).
4.3. Настроить детей на работу можно с помощью такого рассказа: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке одеяло. Потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде вы должны все вместе сложить одеяло».
4.4. Теперь дети в группах должны совместными усилиями «сложить шерстяное одеяло». На всю операция дается 2-3 минуты.
4.5. наблюдайте за тем, как идет работа в командах. Некоторые, вероятно работают согласованно и организованно, у других же возникают трудности с выполнением задания. Если дети испытывают какие-то затруднения, можно добавить время.
4.6. Обсуждение:
Что помогло команде успешно справиться с заданием?
Что затрудняло выполнение задания? (для учителя: крайне важно вести обсуждение таким образом, чтобы дети говорили не о конкретных личностях, а о качествах и чертах характера, затруднявших выполнение упражнения)
Что предпринимали ребята, чтобы преодолеть препятствия?
Физическая минутка
«Австралийский дождь»
Ладони – пальцы- плечи – ноги – ступни – ступни – ноги – плечи – пальцы – ладошки.
«Ценная монета»
У меня в руках очень ценная монета. А ценная она потому, что вам необходимо будет передавать её друг другу и очень беречь, чтобы она не упала. Давайте попробуем в первый раз просто по передавать её.
Что помешало команде успешно справиться с заданием?
Мешало ли вам, когда кто – то начинал нервничать, беспокоиться?
Что вы чувствовали, когда в ваших руках была монета, а когда она падала?
Зависело ли ваше желание выиграть от того, дружите ли вы с человеком в команде или нет? Как вы ему передавали монету: чтобы она упала? ( это могло привести к проигрышу команды).
Как вы думаете, а то , что члены команды были бы в ссоре, это бы помешало выполнить задание или нет.
«Разжать кулачок» (без рук)
Кому-то удало разжать кулачок?
Как удалось? Что вы для этого делали?
А те кто разжал – когда вам захотелось разжать кулачок?
Что чувствовали, когда его вам разжимали? Не разжигали?
Видите, как бывает не приятно, когда ты к человеку со всей душой, хочешь с ним общаться, дружить, а он от тебя отворачивается и не хочет.
(случаи из жизни детей)
«Эмоциональный телефон» (передать эмоции и отгадать их. Как тяжело бывает иногда угадать, как важно уметь это делать).
«Социометрия» (описать но не внешность)
Карусель «Мы похожи».
Дети становятся в 2 круга. Переходя по кругу они говорят человеку, который стоит на против чем вы похожи, а тот чем вы отличаетесь.
Что было труднее: найти отличия или то, чем вы похожи?
У нас есть сходные черты, есть то, чем мы отличаемся. Все мы разные и это не повод ругаться, боятся этого. Это очень хорошо, что все люди разные. Мы имеем права на эти отличая, и никто не может нас заставить быть другими.
Итог урока
Что мы сегодня делали на уроке?
Какие качества необходимы для успешного выполнения работы в команде?
Важны ли были при выполнении задания пол, национальность и т.д.? (вывести детей на вывод о том, что важным в данной ситуации является желание и умение работать вместе и достигать успеха)
Если мы относимся к человеку как к врагу, помогает ли нам это при выполнении совместных дел?
Мы начали наш урок минуткой радости. Давайте закончим его тем же. Подарим друг другу виртуальный (ненастоящий) подарок.
Урок – тренинг по культуре добрососедства с применением интерактивных технологий
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.


Учитель: С.Н. Кладка
Урок – тренинг по Культуре добрососедства с применением интерактивных технологий
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
Дружба помогает, а вражда мешает
Оборудование:2 монеты, напечатанные слова «друг», «враг», «взаимопомощь», 5 одеял.
Оборудование классной комнаты: стулья по кругу, ковер, на доске тема и плакаты.
Ход урока
Минутка радости – эмоциональный настрой на урок «Поделись теплом»
Ребята, давайте посмотрим в окошко. Там светит солнце. Для чего нам оно необходимо. Давайте потянемся к нему ручками и возьмем в ладоши его тепло. А теперь отдадим тепло своему соседу, поделимся им.
Мозговой штурм.
Ребята, объясните как вы понимаете эти слова:
ДРУГ ВРАГ ВЗАИМОПОМОЩЬ
Упражнение «Танец рук»
3.1. Объединить детей в пары
3.2. Ученики, объединенные в пары, располагаются таким образом, чтобы находиться друг от друга на расстояния вытянутой руки.
3.3. Дети закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба партнера открывают глаза, и каждый смотрит на пол между собой и партнером.
3.4. «Представьте себе, что вы куклы в кукольном театре. К вашей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимает вашу руку так, чтобы она покачивалась между тобой и товарищем где-то на высоте плеч.»
3.5. «Теперь представьте себе, что ваша правая рука – дракон. Пусть он покружит в пространстве между тобой и товарищем. При этом его движения согласованы с действиями другого дракона». действие в
3.6. «А теперь представьте себе, что ваша правая рука – птица, радостно летящая. Представь себе, что обе птицы летают между вами, парят, выписывают круги, не касаясь друг друга.» дети выполняют действие в течении 10-15 секунд.
3.7. А теперь, ваша левая рука тоже вступает в полет. Руки не должны касаться. Разговаривать тоже нельзя. Только мимика. Удерживайте в поле зрения и свои руки, и руки партнера, и пусть у каждой «птицы» будет свой ритм полета. Дети выполняют действие в течении 4-5 минут. После этого опускают руки вдоль тела.
3.8. Дети протягивают друг другу руки – кончики пальцев вверх, ладони вперед – совсем медленно, пока они слегка не соприкоснутся. Скажите детям «Посмотрите друг другу в глаза и поблагодарите молча – только руками и глазами – за этот «Танец рук». Затем опустите руки, потянитесь немного и встряхните ноги».
3.9. Обсуждение:
Что вы чувствовали во время упражнения?
Легко ли было его выполнять?
Если трудно, то почему?
Можно ли одним словом охарактеризовать, что происходило? (вывести на понятие «взаимодействие»)
Когда легче выполнять упражнение, когда мы в ссоре или в дружбе? (подвести к выводу, о том, что ссора мешает нам взаимодействовать слаженно, тогда, когда это особенно важно. Попросить детей привести примеры ситуаций, в которых успех зависит от слаженности действий (например: командные соревнования, строительство и т.д.).
Упражнение «Сложи одеяло»
Слово учителя: «Ребята, только что мы с вами научились работать в парах без слов. А теперь, мы попробуем работать без слов в командах».
Упражнение «Сложите шерстяное одеяло»
В таком случае вывод будет очевиден и очень показателен: согласованность, терпение, взаимоподдержка помогают достичь успеха.)
4.3. «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке одеяло. Потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде вы должны все вместе сложить одеяло».
4.6. Обсуждение:
Что помогло команде успешно справиться с заданием?
Что затрудняло выполнение задания? (для учителя: крайне важно вести обсуждение таким образом, чтобы дети говорили не о конкретных личностях, а о качествах и чертах характера, затруднявших выполнение упражнения)
Что предпринимали ребята, чтобы преодолеть препятствия?
Физическая минутка
«Австралийский дождь»
Ладони – пальцы- плечи – ноги – ступни – ступни – ноги – плечи – пальцы – ладошки.
«Ценная монета»
У меня в руках очень ценная монета. А ценная она потому, что вам необходимо будет передавать её друг другу и очень беречь, чтобы она не упала. Давайте попробуем в первый раз просто по передавать её.
Что помешало команде успешно справиться с заданием?
Мешало ли вам, когда кто – то начинал нервничать, беспокоиться?
Что вы чувствовали, когда в ваших руках была монета, а когда она падала?
Зависело ли ваше желание выиграть от того, дружите ли вы с человеком в команде или нет? Как вы ему передавали монету: чтобы она упала? ( это могло привести к проигрышу команды).
Как вы думаете, а то , что члены команды были бы в ссоре, это бы помешало выполнить задание или нет.
«Разжать кулачок» (без рук)
Кому-то удало разжать кулачок?
Как удалось? Что вы для этого делали?
А те кто разжал – когда вам захотелось разжать кулачок?
Что чувствовали, когда его вам разжимали? Не разжигали?
Видите, как бывает не приятно, когда ты к человеку со всей душой, хочешь с ним общаться, дружить, а он от тебя отворачивается и не хочет.
(случаи из жизни детей)
«Эмоциональный телефон» (передать эмоции и отгадать их. Как тяжело бывает иногда угадать, как важно уметь это делать).
«Нарисовать цветок»
«Социометрия» (описать но не внешность)
Карусель «Мы похожи».
Дети становятся в 2 круга. Переходя по кругу они говорят человеку, который стоит на против чем вы похожи, а тот чем вы отличаетесь.
Что было труднее: найти отличия или то, чем вы похожи?
У нас есть сходные черты, есть то, чем мы отличаемся. Все мы разные и это не повод ругаться, боятся этого. Это очень хорошо, что все люди разные. Мы имеем права на эти отличая, и никто не может нас заставить быть другими.
Итог урока
Что мы сегодня делали на уроке?
Какие качества необходимы для успешного выполнения работы в команде?
Важны ли были при выполнении задания пол, национальность и т.д.? (вывести детей на вывод о том, что важным в данной ситуации является желание и умение работать вместе и достигать успеха)
Если мы относимся к человеку как к врагу, помогает ли нам это при выполнении совместных дел?
Мы начали наш урок минуткой радости. Давайте закончим его тем же. Подарим друг другу виртуальный (ненастоящий) подарок.
Дружба помогает, а вражда мешает
17 ноября в 8 50 в кабинете 2 класса
Урок – тренинг по культуре добрососедства с применением интерактивных технологий
Тема. Всегда ли нам легко общаться. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
Учитель: С.Н. Кладка