Методическое сообщение на тему Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»
Методическое сообщение на тему:
Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано
Подготовила:Костина Светлана Валерьевна
педагог дополнительного образования
в области музыкального искусства
г.Железногорск 2016 Содержание
1. Введение 2. Мотивы обучения 3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников 4. Условия формирования мотивации обучения в классе фортепиано 5. Концертная деятельность 6. Заключение 7. Список литературы
Концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано
1. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей. Изменяются взгляды на десятилетиями существовавшие положения вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. (слайд3) Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения, Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет (слайд4) : «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть каждому свою дорогу к музыке». (слайд5)
Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. (слайд 6 ) В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность даёт качественные результаты. (слайд7)
Однако, в литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке». (Слайд8)
Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.
Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске путей и средств формирования и повышения мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано. (слайд 9)
2. МОТИВ - это то, что побуждает человека к действию. Мотивам учения посвящён ряд исследований в отечественной педагогике и психологии – С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. По их мнению, учение, практическая деятельность учащихся побуждаются не одним, а множеством мотивов. (слайд 10)
Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с проблемой мотивации: В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.
Первая группа – мотивы, в основе которых лежат общественные цели, чувство долга перед родителями, учителями, товарищами. Большое значение при воспитании этих мотивов играет семья.
Вторая группа – мотивы, имеющие источником стремление к личному успеху. Психологической основой этих мотивов выступает чувство собственного достоинства, радости за успех при завершении деятельности. Формой отчётности при завершении работы над музыкальным произведением является академический концерт, где в полной мере может проявиться эта группа мотивов. Кроме этого почти каждый ребёнок привлекается к концертной деятельности разных уровней – это праздничные и классные концерты, вечера для родителей; а для детей, достигших больших успехов в исполнительской деятельности, – различные конкурсы.
Третья группа – мотивы, проистекающие из познавательных потребностей, стремления к новому, неизвестному. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, которая в полной мере может реализоваться в процессе обучения игре на фортепиано.
Большое значение имеет внутренняя мотивация.(слайд 11) Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учащихся. Для этого учитель на начальном этапе работы старается сделать предстоящую деятельность привлекательной для учеников, чтобы каждый из них сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. (слайд12) Начиная занятия с самыми маленькими учениками, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. (слайд13)
Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всё-таки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой.
3. (слайд14) Формирование мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано обеспечивается педагогическими принципами активизации учебно-познавательной деятельности, диалогической направленности и безотметочного оценивания.
Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который придёт ему на помощь». (слайд15) Интерес-это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес у ребенка возможно применив игровые формы, поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников. (слайд16) В авторской программе Е. В. Козыревой, посвященной формированию положительной мотивации, описан интересный игровой метод с применением игрушек. Для решения проблемы, связанной с воспитанием навыка самостоятельности детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов возможно использование игрушек. Ребенок, озвучивая каждого «из учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно. При неудачном исполнении желание ребенка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке также не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребенок, а персонаж, которого ребенок сам определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценки, ребенок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии. Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий, воспитать осознанный подход к пониманию поставленной задачи, с одной стороны, и стимулировать развитие произвольных процессов и рефлексии как профессиональных качеств - с другой. (слайд17) Так происходит переход от игровой деятельности к учебной, с её возрастающей ролью. Творческие задания также способствуют формированию внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся музыке. (слайд18) Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С.Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребёнка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. (слайд 19)
Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом « Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» лёгкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. (слайд20)
Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Именно благодаря исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.
Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический характер и обеспечивается принципом диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося. (слайд 21) Очень важно с первых занятий суметь завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося. В звене « Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются его коммуникативные и организаторские способности.
Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной, лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали и т. д. При этом надо помнить что урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово- экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Каждый ученик, изучающий какой – либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс тесно связан с воспитательным.
4. Условием формирования мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано является использование методов проблемно-развивающего обучения, групповой и коллективной учебной деятельности. Важным условием формирования положительной мотивации к обучению игре на фортепиано является подбор исполняемого репертуара. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой-либо пьесы целесообразно неоднократно проиграть музыкальное произведение, рассказать о композиторе и вместе с ребёнком пофантазировать, представить подходящие образы. Больше сказки, больше фантазии. Не уставая будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны, прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию, яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными. (слайд 22) Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано ансамблевое музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.(слайд 23) Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость общения, являясь стимулом для дальнейшего развития ребёнка.
5. Все выше перечисленные принципы и условия формирования мотивации младших школьников в классе фортепиано успешно реализуются в такой форме как концертная деятельность. (слайд 24)
Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.
(слайд 25) Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят.Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту. (слайд 26) В течение учебного года большинство обучающихся на музыкальном отделении нашей школы и обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. (слайд 27, 28) «Посвящение в музыканты», « День музыки», «Концерт для Деда Мороза», «Концерт для будущих первоклассников», «Концерт ансамблевой игры» и другие - это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Это их очень увлекает. (слайд 29, 30) Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники - это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.
6. (слайд 31) Привлечение детей к активной концертной деятельности – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.
Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода. Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.
Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Ярославль, 2005.
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –С-Петербург, 2006.
Маслоу А. Мотивация и личность.-Москва, 2004.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка, 1982.
Ниязов О методике работы с детьми.-С-Петербург, 2001.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. –М.: Просвещение, 1979.
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.
Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. – Начальная школа.- Вып. № 2, 2007.