Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций».
Современное состояние образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс.
Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.
В настоящее время в дополнительном образовании большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учащихся, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.
Главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы образовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и, соответственно, быть чуть впереди.
Поэтому в Городском Доме детского творчества уделяется такое внимание внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса нашего учреждения.
Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессу программирования образовательной деятельности детей. Педагогам, в системе дополнительного образования, открыт простор для творческого поиска, апробирования и внедрения педагогических методик и технологий для создания фонда собственных разработок учебно-методических материалов, обеспечивающих качество освоения и продуктивную результативность образовательной программы.
Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития. И такой формой является проектная и исследовательская работа с учащимися.
Проектной деятельностью я занимаюсь с 2011 года и за это время накопился банк творческих проектов, методическое и наглядное сопровождение к ним.
СЛАЙД 2
Например: карты с видами народной росписи, древними символами и знаками, которые применяются в народной росписи (работа «Красота русской души»),
СЛАЙД 3
мини-книги «Добрые и поучительные истории от Хранителей Югры»,
СЛАЙД 4
образцы туесов народов Сибири (работа «Стилизация предметов быта народов Сибири. Туес.»), огромный наглядный материал по культуре народов ханты и манси СЛАЙД 5
и сами Хранители – наша последняя работа «Нетрадиционные игрушки «Хранители Югры» как средство этнокультурного и экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», на примере которой я расскажу о формировании ключевых компетенций в проектно-исследовательской деятельности.
Я занималась проектной деятельностью с учащимися разной возрастной категорией: школьниками младшего, среднего и старшего звена. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное – помочь ученику поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи не только педагога. Почему не только педагога, я расскажу позже.
Работа над любой исследовательской или проектной работой начинается с вопроса своим ученикам: «Кто хочет поучаствовать в научно-практической конференции?» И почти всегда я вижу вот такое выражение лиц моих учеников.
СЛАЙД 6
С удовольствием соглашалась только Настя Колмакова, которая участвовала во всех, кроме последней конференции.
СЛАЙД 7
Связано это со спецификой нашей направленности (прикладной деятельностью). К нам приходят дети, которые чаще всего не самые успешные в школе, которые не принимают участие в публичных выступлениях. К нам они приходят, чтобы тихо делать свои поделки и общаться друг с другом.
Так и получилось в прошлом учебном году. На вопрос об участии дала согласие только Настя и потом после долгих уговоров и обещаний, что ребенок не будет выступать на защите – Струева София – рукодельница и очень скромная девушка. Она и предложила тему для нашего проекта и готова была придумывать и изготавливать всех Хранителей.
Так мы определились с темой проекта. Были определены роли каждой девочки в проекте – Настя занимается в основном теорией и помогает Софии в изготовлении Хранителей, София – практической работой и изучает теоретический материал по теме проекта.
Но так получилось, что в начале работы выяснилось, что Настя не сможет участвовать в проекте по причине ее выступления на конкурсе в это же время с Людмилой Анатольевной.
Как я уговаривала Софию одной участвовать в проекте, я пропущу)))СЛАЙД 8
На этом 1 этапе была определена тема проекта, цель, задачи, актуальность и значимость рассматриваемой темы, распределены обязанности среди членов команды, изучена литература, ресурсы сайтов в сети Интернет, прошли консультации с сотрудником музея Стрельцовой Марией Георгиевной и нашим педагогом Козыревой Ольги Сергеевны – специалистом по валянию.
И возвращаясь к компетенциям, можно говорить о том, что на этом этапе у данной ученицы были сформированы следующие ключевые компетенции:
СЛАЙД 9
Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
-способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
-добывание знаний непосредственно из окружающей среды;
-владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
СЛАЙД 10
Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
-владение современными средствами информации, информационными технологиями;
-умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
СЛАЙД 11
2 этапом нашей работы была практическая деятельность – это придумывание образов Хранителей, изготовление эскизов, шаблонов и непосредственное изготовление самих Хранителей, а также демонстрационного материала (кукол народов Сибири, обереги и пр).
СЛАЙД 12
На этом этапе были сформированы общекультурные компетенции.
-познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
-духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
-культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
СЛАЙД 13
На следующем 3 этапе София проводила мини-занятия с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста, которые занимаются в объединениях ГДДТ. Для этого ей пришлось научиться составлять конспекты занятий и проводить занятия с детьми. Тогда же по конспектам были изготовлены мини-книги «Добрые и поучительные истории от Хранителей Югры».
На этом этапе неоценимую помощь нам оказала Ориховская Инна Владимировна – психолог ГДДТ, которая проводила работу с Софией по преодолению ее страха перед аудиторией и поднятием ее самооценки, что в дальнейшем помогло Софии хорошо выступить
СЛАЙД 14
на конференции в ГДДТ на «Знайке», в городской конференции «Шаг в будущее» и на конференции в городском музее.
В этот период сформировались следующие компетенции:
СЛАЙД 15
Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
-навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
-умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
-иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
СЛАЙД 16
Ценностно-смысловые:
-способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
-уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий;
-уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
СЛАЙД 17
Освоив все этапы работы над проектом, учащиеся приобретают широкий круг компетенций, позволяющих им ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни.
Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этой работе, потому, что была проделана огромная работа, как самой ученицей, так и специалистами, которые ей помогали. Поэтому в начале выступления я сказала, что помочь ученику поверить в свои силы задача не только педагога.
И меня радует, что наш проект продолжает свое существование: уже появились два новых Хранителя (Хранитель легенд и сказок и Хранитель северного солнца, который расскажет о празднике прилета серой вороны), проводятся занятия с ними.
СЛАЙД 18
В прошлом месяце был создан наш совместный проект с Ириной Алексеевной «Хранители Югры», который занял 1 место в городском конкурсе проектов «Творчество».
СЛАЙД 19
Хранители съездили в Ханты-Мансийск на выставку «Югра тур 2015», где получили высокую оценку, как организаторов выставки, так и гостей.
Благодарю за внимание!