Урок алгебры Показательные уравнения и неравенства (11 класс) 
Тема урока: Показательные уравнения и неравенства
Тип урока: урок комплексного применения знаний и навыков.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная
Цели для обучающихся:
Триединая цель урока:
После проведения учебного занятия обучающийся:
будет знать:
основные алгоритмы решения показательных уравнений и неравенств; «быстрые»+ «средние»+часть «медленных» 
будет уметь:
1) использовать алгоритмы для решения показательных уравнений и неравенств; «быстрые»+ «средние»+часть «медленных»
2) применять комплекс знаний для решения показательных уравнений и неравенств уровня B и  нестандартных задачах; «быстрые»+часть «средних» 
образовательная:
1) обобщение знаний и умений обучающихся по применению методов решения показательных уравнений и неравенств. 
2) организация  деятельности обучающихся по формированию умений:
решать показательные уравнения и неравенства; 
применять комплекс знаний для решения задач уровня В, С; (дополнительные возможности для талантливых и одаренных);
 развивающая:
развитие умения работать во времени;
формирование самоэффективности, самомотивации;
воспитательная:
формирование толерантности, умения работать над учебной проблемой.
Учебное занятие работает на темы:  логарифмические уравнения и неравенства, итоговая аттестация
Приводимые к квадратным – Васюк, 
К одному основанию – Лягушина
Вынесение множителя за скобку - Дубровский
Ресурсы учебного занятия: 
папки с заданиями для групп 1-3, стикеры, клей, магниты;
обучающее-коррекционные карточки; 
плакаты;
высказывание;
разноуровневые тренировочные задачи;
листы самооценивания работы на уроке.
Структурный элемент учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучаемого
Результат совместной деятельности с позиции обучаемого
ВЫЗОВ
Задачи этапа:
1) обеспечить психологический настрой;
2) подготовить класс к активному обучению;
3) раскрыть общую цель урока;
Обеспечивает психологический настрой.
Обеспечивает мотивацию учения.
Беседа по высказыванию
Предлагает каждому ученику заполнить лист «ЦЕЛИ», в зависимости от своих целей обучения на уроке обучающимися (см. Приложение)
Актуализация знаний по теме:
степени (домино);
установи соответствие – неравенство – промежуток;
кластер разбей на группы (по алгоритмам  решения)
у каждой группы уравнения и неравенства, которые они должны разбить на группы, в зависимости от алгоритма решения; (алгоритм определяется случайным образом)
Таким образом, мы повторили  методы решения показательных уравнений и неравенств.
Дает инструктаж по дальнейшей работе (с использованием МАРШРУТНОЙ КАРТЫ урока).
Обеспечивает психологический настрой – прием «Я желаю тебе .»
Психологический настрой
Самоорганизация
Организуют работу по повторению основных понятий – степень (показатель, основание), линейное неравенство (деление на отрицательное число, запись промежутков, двойные неравенства),
алгоритмы решения показательных уравнений и неравенств  
Думают, анализируют, устанавливают соответствие.
Дополняют и корректируют ответы товарищей
Комфортная психологическая обстановка, желание работать.
Умеют  ставить личные учебные цели
Самоорганизация
Проведено повторение и коррекция основных  понятий теории. 
ОСМЫСЛЕНИЕ
Задачи этапа: 
1) формировать навык применения в стандартных и нестандартных учебных задачах различного уровня сложности;
2) выявить и скорректировать трудности, непонимание.
Организует работу по выполнению различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания
Наблюдает за ходом работы, отвечает на вопросы обучающихся.  Мотивирует на выполнение заданий.
1-2 группы работают самостоятельно. Помощь учителя минимальна.
3 группа работает вместе с учителем. Роль учителя – наблюдать, побуждать к учебному диалогу.
Технологические карты для групп см. Приложение.
 Само и взаимопроверка по КЛЮЧАМ
Совместная отработка практических умений и навыков в различных учебных ситуациях
Вместе - думают, решают, предлагают, отстаивают, аргументируют.
Диалог 
УЧЕНИК-УЧЕНИКИ (1-2 группа), 
УЧЕНИК-УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ (3 группа)
Осуществляют самопроверку.
Определяют свои «проблемные» зоны
Самоорганизация, совместная работа.
Формируются умения  применять положения теории в различных учебных ситуациях
Формируются умения работать в группе над общей задачей 
3) обеспечить понимание обучаемыми цели, содержания и способов выполнения Д/з
Постановка домашнего задания:
1)  §  читать, типовые задания отрабатывать 
2)  выполнить ________
4) для сдающих ЕНТ      № ______________
Записываю Д/з, задают уточняющие вопросы.
Запись Д/з.
Принятие его обучаемыми.
РЕФЛЕКСИЯ
Задачи этапа:
1) Выявить главные моменты урока.
Организует работу по саморефлексии учебной деятельности.
Заполнение карты «Цели»
Размышление о своей работе на уроке
Думают, проводят саморефлексию.
По желанию зачитывают свои записи.
Саморефлексия по достижению поставленной в начале урока цели
Размышление о своей работе
Метод  уравнивания оснований
Вынесение  общего множителя за скобки
Метод  замены переменной (приведение к квадратному)
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. 
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
 А. Дистервег
20
1
33
23
8
27
25
32
34
81
2-1
1/2
2-6
1/64
63
216
3-4
1/81
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
ОРО.(по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415 
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО. (по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО.(по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415 
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО. (по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО.(по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415 
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО. (по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415
3) 13 EMBED Equation.3  1415
2 уровень.(по 2 балла)
4) 2х+3 - 5(2х =3(2-1
5) 0,253-0,5х = 8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 3х+2 + 4(3х+1 = 21
5) 40,5х-2,5 =8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 2х+3 - 5(2х =3(2-1
5) 0,253-0,5х = 8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 3х+2 + 4(3х+1 = 21
5) 40,5х-2,5 =8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 2х+3 - 5(2х =3(2-1
5) 0,253-0,5х = 8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 3х+2 + 4(3х+1 = 21
5) 40,5х-2,5 =8
3 уровень.(4 балла)         
6) 22х -3
· 2х -4 = 0
3 уровень. (4 балла)        
6) 25х - 2
·5х + 15 =0
3 уровень.(4 балла)         
6) 22х -3
· 2х -4 = 0
3 уровень. (4 балла)        
6) 25х - 2
·5х + 15 =0
3 уровень.(4 балла)         
6) 22х -3
· 2х -4 = 0
3 уровень. (4 балла)        
6) 25х - 2
·5х + 15 =0
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
ОРО.(по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415 
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО. (по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО.(по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415 
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО. (по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО.(по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415 
3) 13 EMBED Equation.3  1415
ОРО. (по 1 баллу)
1) 13 EMBED Equation.3  1415
2) 13 EMBED Equation.3  1415
3) 13 EMBED Equation.3  1415
2 уровень.(по 2 балла)
4) 2х+3 - 5(2х =3(2-1
5) 0,253-0,5х = 8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 3х+2 + 4(3х+1 = 21
5) 40,5х-2,5 =8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 2х+3 - 5(2х =3(2-1
5) 0,253-0,5х = 8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 3х+2 + 4(3х+1 = 21
5) 40,5х-2,5 =8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 2х+3 - 5(2х =3(2-1
5) 0,253-0,5х = 8
2 уровень.(по 2 балла)
4) 3х+2 + 4(3х+1 = 21
5) 40,5х-2,5 =8
3 уровень.(4 балла)         
6) 22х -3
· 2х -4 = 0
3 уровень. (4 балла)        
6) 25х - 2
·5х + 15 =0
3 уровень.(4 балла)         
6) 22х -3
· 2х -4 = 0
3 уровень. (4 балла)        
6) 25х - 2
·5х + 15 =0
3 уровень.(4 балла)         
6) 22х -3
· 2х -4 = 0
3 уровень. (4 балла)        
6) 25х - 2
·5х + 15 =0
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»  разноуровневая самостоятельная работа
В заданиях 1-4 укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 
1) 313 EMBED Equation.3  1415
·13 EMBED Equation.3  141513 EMBED Equation.3  1415=1
А) [-4;-2];     B) (-2;-1);     C) [-1;0];     D) (1;2).
2)  413 EMBED Equation.3  1415=13 EMBED Equation.3  1415
A) (-4;-2);      B) (1;2);     C) [2;4];     D) (4;6).
3) 413 EMBED Equation.3  1415- 213 EMBED Equation.3  1415=24
A) (2;4);     B) [1;2];     C) (0;1);     D) [4;6].
4)   313 EMBED Equation.3  1415+313 EMBED Equation.3  1415+313 EMBED Equation.3  1415=39
A) [-2;0];     B) [2;4];     C) (4;9];     D) (0;2).
5) Найдите сумму корней уравнения:
      49 
· 713 EMBED Equation.3  1415-50 
· 13 EMBED Equation.3  1415+1=0
     A) 1;     B) 2;     C) -2;     D) 50. 
6) Найдите произведение корней уравнения:
     613 EMBED Equation.3  1415=1
    A) -2;     B) 0;     C) 1;     D) 4.
7) Решите неравенство:  0,413 EMBED Equation.3  1415 
· 0,16.
A) [1,5; + 
·);  B) [-0,5; + 
·); 
C) (-
·; 1,5]; D) (- 
·; -0,5]. 
 8) Решите неравенство:  13 EMBED Equation.3  1415 
· 13 EMBED Equation.3  1415.
A) (-
·; -6];   B) (-
·; -12];   
C) [-6; +
·);  D) (-
·; 1,5].
  9)  Найдите число целых отрицательных решений неравенства   13 EMBED Equation.3  1415 < 2
     A) 1;      B)  0;        C) 5;      D) 6.
В заданиях 1-4 укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 
1) 313 EMBED Equation.3  1415
·13 EMBED Equation.3  141513 EMBED Equation.3  1415=1
А) [-4;-2];     B) (-2;-1);     C) [-1;0];     D) (1;2).
2)  413 EMBED Equation.3  1415=13 EMBED Equation.3  1415
A) (-4;-2);      B) (1;2);     C) [2;4];     D) (4;6).
3) 413 EMBED Equation.3  1415- 213 EMBED Equation.3  1415=24
A) (2;4);     B) [1;2];     C) (0;1);     D) [4;6].
4)   313 EMBED Equation.3  1415+313 EMBED Equation.3  1415+313 EMBED Equation.3  1415=39
A) [-2;0];     B) [2;4];     C) (4;9];     D) (0;2).
5) Найдите сумму корней уравнения:
      49 
· 713 EMBED Equation.3  1415-50 
· 13 EMBED Equation.3  1415+1=0
     A) 1;     B) 2;     C) -2;     D) 50. 
6) Найдите произведение корней уравнения:
     613 EMBED Equation.3  1415=1
    A) -2;     B) 0;     C) 1;     D) 4.
7) Решите неравенство:  0,413 EMBED Equation.3  1415 
· 0,16.
A) [1,5; + 
·);  B) [-0,5; + 
·); 
C) (-
·; 1,5]; D) (- 
·; -0,5]. 
 8) Решите неравенство:  13 EMBED Equation.3  1415 
· 13 EMBED Equation.3  1415.
A) (-
·; -6];   B) (-
·; -12];   
C) [-6; +
·);  D) (-
·; 1,5].
  9)  Найдите число целых отрицательных решений неравенства   13 EMBED Equation.3  1415 < 2
     A) 1;      B)  0;        C) 5;      D) 6.
В заданиях 1-4 укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 
1) 313 EMBED Equation.3  1415
·13 EMBED Equation.3  141513 EMBED Equation.3  1415=1
А) [-4;-2];     B) (-2;-1);     C) [-1;0];     D) (1;2).
2)  413 EMBED Equation.3  1415=13 EMBED Equation.3  1415
A) (-4;-2);      B) (1;2);     C) [2;4];     D) (4;6).
3) 413 EMBED Equation.3  1415- 213 EMBED Equation.3  1415=24
A) (2;4);     B) [1;2];     C) (0;1);     D) [4;6].
4)   313 EMBED Equation.3  1415+313 EMBED Equation.3  1415+313 EMBED Equation.3  1415=39
A) [-2;0];     B) [2;4];     C) (4;9];     D) (0;2).
5) Найдите сумму корней уравнения:
      49 
· 713 EMBED Equation.3  1415-50 
· 13 EMBED Equation.3  1415+1=0
     A) 1;     B) 2;     C) -2;     D) 50. 
6) Найдите произведение корней уравнения:
     613 EMBED Equation.3  1415=1
    A) -2;     B) 0;     C) 1;     D) 4.
7) Решите неравенство:  0,413 EMBED Equation.3  1415 
· 0,16.
A) [1,5; + 
·);  B) [-0,5; + 
·); 
C) (-
·; 1,5]; D) (- 
·; -0,5]. 
 8) Решите неравенство:  13 EMBED Equation.3  1415 
· 13 EMBED Equation.3  1415.
A) (-
·; -6];   B) (-
·; -12];   
C) [-6; +
·);  D) (-
·; 1,5].
  9)  Найдите число целых отрицательных решений неравенства   13 EMBED Equation.3  1415 < 2
     A) 1;      B)  0;        C) 5;      D) 6.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«5» - 11 баллов
«4» -7-10 баллов
«3» - 3-6 баллов
«2» - менее 3 баллов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Примерное время
Карта «ЦЕЛИ»
1
Разминка – для каждой карточки найдите соответствующую пару
2-4
Уравнивание оснований. Объясните алгоритм решения.  Найдите уравнения и неравенства, решаемые по этому алгоритму.  Презентуйте  свою работу
3-5
«Умники и умницы». Тесты решают, те кто сдает ЕНТ, самостоятельную работу выполняют те, кто сдает экзамен.
15-18
«Повторим». Наклейте карточки домино.
5-7
Резерв.
Карта «Цели», рефлексия.  
2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Примерное время
Карта «ЦЕЛИ»
1
Разминка – для каждой карточки найдите соответствующую пару
2-4
Вынесение общего множителя за скобку. Объясните алгоритм решения.  Найдите уравнения и неравенства, решаемые по этому алгоритму.   Презентуйте  свою работу
3-5
«Умники и умницы». Тесты решают, те кто сдает ЕНТ, самостоятельную работу выполняют те, кто сдает экзамен.
15-18
«Повторим». Наклейте карточки домино.
5-7
Резерв.
Карта «Цели», рефлексия.   
2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Примерное время
Карта «ЦЕЛИ»
1
Разминка – для каждой карточки найдите соответствующую пару
2-4
Замена переменной (приведение к квадратному). Объясните алгоритм решения. Найдите уравнения и неравенства, решаемые по этому алгоритму.   Презентуйте  свою работу
3-5
«Умники и умницы». Для сдающих ЕНТ – тесты, для сдающих экзамен - самостоятельная работа.
«Повторим». Наклейте карточки домино.
5-7
Резерв.
Карта «Цели», рефлексия.    
2 
КЛЮЧ 
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ОТВЕТ
C
C
A
D
C
B
C
A
B
«5» - 11 баллов,  «4» -7-10 баллов,  «3» - 3-6 баллов,  «2» - менее 3 баллов
КЛЮЧ 
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ОТВЕТ
C
C
A
D
C
B
C
A
B
«5» - 11 баллов,  «4» -7-10 баллов,  «3» - 3-6 баллов,  «2» - менее 3 баллов
КЛЮЧ 
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ОТВЕТ
C
C
A
D
C
B
C
A
B
«5» - 11 баллов,  «4» -7-10 баллов,  «3» - 3-6 баллов,  «2» - менее 3 баллов
РЕЗЕРВ.     «МЕГАМОЗГ»
1) Решите неравенство: 13 EMBED Equation.3  1415. Не забудь о «нулях» знаменателя)))
2) При каких значениях а уравнение имеет действительные корни: 
 13 EMBED Equation.3  1415 . Подсказка: вспомни, от чего зависит количество корней квадратного уравнения.
3) Решите неравенство: 913 EMBED Equation.3  1415- 1713 EMBED Equation.3  1415- 213 EMBED Equation.3  1415
РЕЗЕРВ.     «МЕГАМОЗГ»
1) Решите неравенство: 13 EMBED Equation.3  1415. Не забудь о «нулях» знаменателя)))
2) При каких значениях а уравнение имеет действительные корни: 
 13 EMBED Equation.3  1415 . Подсказка: вспомни, от чего зависит количество корней квадратного уравнения.
3) Решите неравенство: 913 EMBED Equation.3  1415- 1713 EMBED Equation.3  1415- 213 EMBED Equation.3  1415
РЕЗЕРВ.     «МЕГАМОЗГ»
1) Решите неравенство: 13 EMBED Equation.3  1415. Не забудь о «нулях» знаменателя)))
2) При каких значениях а уравнение имеет действительные корни: 
 13 EMBED Equation.3  1415 . Подсказка: вспомни, от чего зависит количество корней квадратного уравнения.
3) Решите неравенство: 913 EMBED Equation.3  1415- 1713 EMBED Equation.3  1415- 213 EMBED Equation.3  1415
[0; +()
х ( 0
[0; +()
х ( 0
(-(; 5)
х< 5
(-(; 5)
х< 5
[-3; 5)
-3( х< 5
[-3; 5)
-3( х< 5
(-(; -5]
х ( -5
(-(; -5]
х ( -5
[0; +()
х ( 0
[0; +()
х ( 0
(-(; 5)
х< 5
(-(; 5)
х< 5
[-3; 5)
-3( х< 5
[-3; 5)
-3( х< 5
(-(; -5]
х ( -5
(-(; -5]
х ( -5
[0; +()
х ( 0
[0; +()
х ( 0
(-(; 5)
х< 5
(-(; 5)
х< 5
[-3; 5)
-3( х< 5
[-3; 5)
-3( х< 5
(-(; -5]
х ( -5
(-(; -5]
х ( -5
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (для учителя)
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало её более эффективной
тормозило выполнение задания
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
-взаимодействие
-взаимопонимание
-были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении заданий?
Какой стиль общения преобладал в работе?
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? 
в группе сохранилось единство и партнерские отношения
единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание заданий для совместной работы
сами задания оказались неинтересными, трудными
ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
0
х
5
x
5
х
-3
-5
x
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native