Литературная игра по басням И.А. Крылова 
И.А.Крылов.
Литературная игра «В мире басен Крылова» для 5 класса
Люблю, где случай 
есть пороки пощипать.                                                                                               
Цель: привлечь интерес к творчеству И.А. Крылова
Задачи:
Развитие интереса к творчеству И.А.Крылова
Развитие интереса к изучению литературы
Развитие чувства сопереживания
Способствовать развитию коллективного творчества
Воспитывать желание сопричастности к общему делу
Описание игры:
Игра проводится на параллели 5-х классов (между двумя классами), либо в классе командами. Класс разбивается на команду и группу поддержки.  
( Оформление. Портрет  И.А.Крылова, иллюстрации к басням,  выставка книг Крылова.)
Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.
Прошло уже более двухсот сорока лет со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели. Они как и прежде учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля (14 февраля по новому стилю) 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана, который получил офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец оставил военную службу и поселился в Твери, стал мелким чиновником.
Детство и отрочество Ивана Андреевича прошли в тяжёлых условиях в Твери. Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. Будущий баснописец не учился в школе. Но он всегда тяготел к знаниям, и способностями он обладал отменными. Он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать, Мария Алексеевна, ходила читать и отпевать усопших в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец в 1777 году начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». 
С самого начала службы Иван Андреевич познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной ситуацией человеческого бесправия.
В 17771790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 14 лет он написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобличил нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.
Далее И.А. Крылов издает журнал «Почта духов» (1789). В нем писатель публикует сатирические послания, которые обличают злоупотребления государственных чиновников.
 В 1792 г. И.А. Крылов выходит в отставку. В этот период, уже живя в Петербурге, писатель покупает печатает типографию, и печатает в ней  сатирический журнал «Зритель».  В этом же году выходит в свет его повесть «Каиб». Крылов занимается политической сатирой.  Его творчество вызывает огромнейшее недовольство у Екатерины II и Крылову приходится на время уехать из  Петербурга и жить то  в Москве, то и Риге.
В 1812 Иван Крылов стал работать библиотекарем в только что открывшейся Публичной библиотеке. На этом поприще он прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году. 
И.А. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но и отличным составителем библиографических указателей и славяно-русского словаря.
16 декабря 1811 И.А. Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль он получил в 1818 году). С 1829 года Крылов является почетным членом Петербургского университета. В 1841 году, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, Иван Крылов был первым утвержден ординарным академиком. 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности. 
Скончался И.А. Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. 12 мая 1855 памятник Крылову был открыт в Петербурге в Летнем саду.    
Задания для станции «Блиц-опрос»
В каком городе родился Крылов?
(в Москве)
Какое образование получил и почему?
(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)
Кто был первым наставником Крылова в детстве?
(мама)
Каков любимый жанр творчества Крылова?
(басня)
Что такое басня?
(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)
Писатель, сочиняющий басни?
(баснописец)
Что означает слово «квартет»?
(Музыкальное произведение для четырёх инструментов.)
Где установлен памятник Крылову?
(в Петербурге, в Летнем саду)
Как в народе прозвали Крылова?
(«дедушка»)  
 Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет?
(библиотекарь)
 Город, с которым связано детство К
·рылова
(Тверь)      
Важная часть в басне, вывод-поучение
(мораль)
Задания для станции «Викторина»
Кто из персонажей говорит? Из какой басни?
1.                      - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
             Моё
С песком и илом?
(Волк, «Волк и ягнёнок»)
2.                      - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
                        При красоте такой и петь ты мастерица
(Лисица, «Ворона и лисица»)
3.                      - Все про очки лишь мне налгали;
                       А проку нб волос нет в них.
(Мартышка, «Мартышка и очки»)
4.                   - Кумушка, мне странно это:
                       Да работала ль ты в лето?
(Муравей, «Стрекоза и муравей»)
5.                      - Послушай-ка, дружище!
                        Ты, сказывают, петь великий мастерище.
(Осёл, «Осел и соловей»)
6.                      - Вот то-то мне и духу придает, 
                         Что я, совсем без драки, 
                     Могу попасть в большие забияки.
(Моська, «Слон и Моська»)
7.                     - А вы, друзья, как ни садитесь,
                   Все в музыканты не годитесь. 
(Соловей, «Квартет»)
8.                     - Я ваш старинный сват и кум.
(Волк, «Волк на псарне»)
 9.                     - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.
(Свинья, «Свинья под дубом»)
10.                      - Кот Васька плут! Кот Васька вор!
                        И Ваську-де, не только что в поварню, 
                        Пускать не надо и на двор,
                        Как волка жадного в овчарню.
(Повар, «Кот и повар»)
Задания для станции «Угадай»
 Из какой басни эти строки:   
1. Да только воз и ныне там.
                           («Лебедь, Щука и Рак».)
      2. Вертит очками так и сяк:
           То к темю их прижмёт,
           То их на хвост нанижет,
           То их понюхает, то их полижет; 
           Очки не действуют никак.
                            («Мартышка и очки»)
      3. У сильного всегда бессильный виноват;
           Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
              Но мы Историю не пишем.
                               («Волк и Ягнёнок».)
        4. Голубушка! Как хороша!
              Ну что за шейка, что за глазки!
              Рассказывать, так, право, сказки!
                                («Ворона и Лисица».)
       5. Он порча, он чума, он язва здешних мест!
                                (А Васька слушает да ест)
                                («Кот и повар»)
       6. Вот то-то мне и духу придаёт,
              Что я совсем без драки,
               Могу попасть в большие забияки.
                               («Слон и Моська»)
Задания для станции «Телеграмма»
  Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо):
“Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы.
С благодарностью ученики 5 “Б” класса СОШ № 1.” 
Очки	“Мартышка и Очки”
Ларец	“Ларчик”
Тарелка и ложка	“Демьянова уха”
Зеркало	“Зеркало и Обезьяна”
Задания для станции «Почемучка»
Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.
         а). «Слона-то я и не приметил»;
         б). «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
         в). «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;
         г). «На задних лапках я хожу»;
         д). «Да только воз и ныне там»;
         е). « рыльце у тебя в пуху».
Задания для станции «Домашнее задание»
ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ.
Используемая литература:
Калюжная Л., Иванов Г. 100 великих писателей. – М.: ВЕЧЕ, 2004. – 592 с.
Крылов И.А. Басни. – М.: РОСМЭН, 2000. – 120 с.
Крылов И.А. Басни. Комедии. Повесть. – М.: АСТ, «Олимп», 2000. – 528 с. – (Школа классики)                                                                                                                                          
Директор___________
Организаторы_______
__________________
                                                     2014
Грамота
_________________
ученикам 5.1 класса за особый артистизм при инсценировании басен Крылова.
«На задних лапках я хожу»;
«Да только воз и ныне там»;
« рыльце у тебя в пуху».
«Слона-то я и не приметил»;
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;         
15