Конспект по литературному чтению Сравнительный анализ басен Эзопа и А.Крылова


Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова. Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать
развивать творческие способности уч-ся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение 3 класс», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для уч-ся, рисунки и творческие работы учеников

Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Подготовка уч-ся к работе по теме урока.
- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
- Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них вновь прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
- Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
Перед вами на экране тест,откройте ваши тетради ,сейчас вы быдете искать верные ответы.
Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.
I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,
II вариант – к И. А. Крылову
(Слайды теста – презентация)
1. Жил:
а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .
2. Родился:
а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3. В жизни был:
а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
-Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово баснописец выносится на доску)
- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
· 10'-12 '
-Поможет нам в этом план сравнения басен информационно-рабочих картах.


План сравнения басен:
Название басни.
Время написания.
Форма написания (стихотворная, прозаическая)
Композиция ( сюжет, мораль)
Характеры героев.
- Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».
-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям. (Чтение басни детьми по ролям)
- Приступим к исследованию. (на слайде)
- Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
- А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
- Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
- Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),
а у Крылова? ( в начале басни)
- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
- Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова. Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)
- Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)
Близки животному миру. Близки миру людей.
Аллегория. Аллегория.

- Продолжим нашу исследовательскую работу.
- Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
-Время написания? ( разное: 6 век до н. э. , 18 век)
- Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни).
А в басне Крылова? (в начале басни)
- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).
А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
- Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?
- Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы.
(жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)
- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)
- К сегодняшнему уроку я предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё получилось.
- Чему же учит басня Ксении?
V. Рефлексия.
- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?
- Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
- С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
VI. Домашнее задание: подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.
















Литературное чтение 3 класс (система Л. В. Занкова)