Конспект урока по русскому языку на тему Проверяемые безударные гласные в корне слова (4 класс)

Интегрированный урок русского языка и ПДД
3 класс программа «школа России».
Тема: «Правила в нашей жизни»
Цели и задачи:

- систематизация и обобщение знаний об изученных орфограммах русского языка; о частях речи (имя существительное);
- привлечение внимания детей к изучению ПДД, систематизация и обобщение знаний о правилах дорожного движения; о группах дорожных знаков;
- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся;
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации;
- формировать самостоятельность и креативность мышления;
- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
-умение формулировать тему и цели урока;
-умение составлять алгоритм и последовательность действий;
- контроль своей деятельности способом сравнения с образцом;
-умение видеть ошибку;
-умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:
-умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения;
-классификация объектов;
-установление причинно-следственных связей.

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить;
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (при составлении памятки).

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:
а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и слышать учителя, ученика;
- вступать в диалог;
-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
- адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
-формулировать собственное мнение.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, иллюстрация Светофорика, путевой лист для каждого ученика, карточки – таблицы «Выбери группу знаков», слайдовая презентация подготовленная учениками, сообщения детей.
Форма урока:
Путешествие.

Тип урока:
Обобщение и систематизации знаний и способов действий.

Структура урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Систематизация и обобщение
 Применение знаний при решении практических задач
Рефлексия учебной деятельности.
























Содержание урока
1.Орг.момент.
Долгожданный дан звонок –
начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

2. Орфографическая работа.
Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в путешествие, а в какую страну вы узнаете, отгадав кроссворд и записав ответы в единственном числе, в именительном падеже в тетрадь, определите склонение, выделите изученные орфограммы. (Дети, которые быстро и правильно выполняют задание в тетрадь, выходят к доске и записывают слова в кроссворд)

1.Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть .. (переход)

2.Для машин – мостовая,
Для прохожих - . (тротуар)

3. Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома . (трамвай)
4.Три мои волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором.
Как зовусь я? . (светофором)


5. Двери, окна, но не дом. Есть сиденья даже в нём. Фары светят, как глаза, Есть четыре колеса. Из под них клубится пыль. Это что? (автомобиль)

6. В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (улица)


7. Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)





1.п
е
р
е
х
о
д


2.т
р
о
т
у
а
р



3.т
р
а
м
в
а
й




4.с
в
е
т
о
ф
о
р

5.а
в
т
о
м
о
б
и
л
ь



6.у
л
и
ц
а


7.а
в
т
о
б
у
с


- Какой части речи отгадки? (сущ.)
- Что вы знаете о именах существительных?

3. Сообщение темы и целей урока.
- Какое слово получилось? (правила)
- С каким правилом мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Как определить склонение имен существительных в единственном и во множественном числе, несклоняемые имена существительные).
- Какие еще в жизни можно встретить правила(опора на кроссворд)? (ПДД)
- Зачем нужно знать ПДД? (Ответы детей)
- Чтобы с вами не происходили неприятности на дороге я бы хотела на уроке русского языка обобщить знания о имени существительном , повторить изученные орфограммы и параллельно повторить ПДД, согласны? Тогда в путь.
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.
Отправляемся в путешествие в страну Правил на автомобилях. Первая группа ребят на красном автомобиле, вторая на желтом, третья на зеленом. Как можно связать наши цвета автомобиля с нашим путешествием? (цвета светофора).
- Что обозначает каждый цвет светофора? (ответы детей).
- С нами в путешествие отправляется наш гость Светофорчик.(слайд 2,3,4,5)
- Какое самое первое правило нужно соблюдать, когда ребенок садится в автомобиль? (Перевозка детей только в детских автомобильных креслах или в удерживающих устройствах).
- Пристегнулись, улыбнулись!
Каждому ребенку в группе Светофорчик выдает путевой лист составленной по форме: название станции, отметка о выполнении задания. (По ходу путешествия, ребята выполняют задания индивидуально или в группе, отвечают на вопросы, учитель ставит отметки за выполнение работ. Если в задании допущены ошибки, то в талоне делаются просечки и отметка о выполнении задания будет ниже, оценивание по пятибалльной шкале.) (слайд 6)

Форма путевого листа
Название станции
Отметка о выполнении задании

Вспоминалкино


Историческая


Логическая


Поэтическая


Спортивная


Синтаксическая


Итоговая оценка.

·


4 станция «Вспоминалкино» (Работа с текстом в группе)
Спишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, посовещавшись в группе. Объясни свой выбор.
Знаки предупреждают вдителей и пшеходов об опасных учас.ках пути. Б.льшая часть предупреждающих знаков имеет форму равност.роннего треугольника с красной каймой и белым фоном. (слайд 7)

2) Если на учас.ках д.роги образуется лед, поп.дает на них грязь или участок только что заасфальтирован, то сцепление колес с д.рогой ум.ньшается – д.рога ст.новится сколь.кой. (слайд 8)
3) Каждое утро ты кл.дешь в п.ртфель свои учебники, т.тради и идешь по ул.це в школу. Утром сп.шат на р.боту люди. Грузовики торопятся доставить гру. на стройки, на з.воды. Для того, чтобы на ул.цах было безопасно, в.дители и п.шеходы соблюдают законы д.рожного дв.жения. (слайд 9
- Какие орфограммы были пропущены в тексте? Докажите изученными правилами.
Вывод: Непроверяемую безударную гласную нужно запомнить или проверять по словарю. Такие слова мы будем называть как принято в русском языке – словарными. Безударную гласную проверяем ударением. Парный согласный в корне слова проверяем, для этого подбираем такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный.
- Как определить склонение имен существительных? (алгоритм ) (слайд 10). Определите склонения всех существительных в своих частях.
-Какую новую информацию узнали из текстов ( АФИШИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ!)
-А когда появились первые знаки и где мы узнаем на следующей станции.

5. Станция «Историческая»
Сообщение учеников по теме «История дорожных знаков».
(учащиеся заранее готовят презентацию к своим сообщениям)
- Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).
Группа. Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние. (Слайд 11)
Группа. Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках же дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, ставили часовни. (Слайд 12)

Группа. Первый в истории человечества светофор был установлен очень давно, еще в декабре далекого 1868 года. Произошло это в столице Великобритании – Лондоне. Создателем этого светофора явился инженер по имени Джон Пик Найт. Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев. Он был на ручном управлении и представлял собой конструкцию с набором из двух стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху – перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зеленый разрешал дальнейшее движение. (Слайд 13)

Станция «Логическая» (Работа в группах)
Над каждым знаком, расположенным в таблице, впиши номер группы, к которой он относится.
1. Предупреждающие знаки.
2. Запрещающие знаки.
3. Предписывающие знаки.
4. Знаки особых предписаний.
5. Информационные знаки.
(Каждой группе выдаются таблицы со знаками)


Итог: слайды 15-20

Развитие речи. Станция «Поэтическая»
Вставьте пропущенные слова в стихотворение.
Если регулировщик,
Для вас, ребята, путь открыт.
А если.,
Путь закрыт! Опасно! Стой!
Слова для справки: боком стоит, грудью стоит, спиной стоит, или.
- Запишите текст, определите у имен существительных склонение и число. (Слайд 21)

Станция «Спортивная»
Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать. (Потягивания) В светофор мы поиграем,  (Ходьба на месте) Руки, ноги разминаем. (встряхивание руками, ногами) Красный свет нам «Стой!» кричит,  Ждать зелёного велит. Чтобы было ждать нескучно,  Наклоняемся мы дружно. И назад, и вперёд (Наклоны). Влево, вправо поворот. (Повороты туловища) Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем. (Рывки руками перед грудью) Начинаем, детвора!
Самостоятельная работа. Станция « Синтаксическая»
- Запишите текст под диктовку. Определите главные и второстепенные члены предложения в 1 и в 4 предложениях.

Человек живёт в большом и красивом городе. В нашем городе много улиц и дорог. По ним днём и ночью едут автомобили. Машины подвозят хлеб и продукты к магазинам, моют улицы. Автобусы, трамваи и троллейбусы возят людей на работу. Водители машин строго соблюдают правила дорожного движения. Эти правила должны хорошо знать и выполнять пешеходы.

Итог.
- Вот и окончилось наше путешествие по стране Правил. Что повторяли на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Что показалось самым трудным?
- Какое задание было интереснее всего?
- Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?». Грамотный пешеход и знающий дорожные знаки будет более внимательным и осторожным. Ведь улица нас о чём – то предупреждает, а пешеход не знающий идёт себе беспечно и ни на что не обращает внимание. Случается, за такую безграмотность расплачивается здоровьем или жизнью. Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны, соблюдайте ПДД, учите дорожные знаки и вспоминайте наши уроки.
- Так о чем должен помнить каждый человек, выходя за порог дома, школы? (Слайд 22)

Игра «Какой знак» (Слайд 23)
Рефлексия.
У вас на столах светофорчики. Раскрасьте их так:
Зелёным – мне урок понравился, я узнал много для познавательного.
Жёлтым – урок нормальный, но было трудно или ничего не узнал.
Красным – урок ничему меня не научили, только зря потерял время.
- Сдайте Светофорчику свои путевые листы и рабочие тетради для выставления оценки за работу на уроке.
Урок закончен.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




‰ђ Заголовок 215