Конспект урока по русскому языку на тему Проверяемые безударные гласные в корне слова (4 класс)
Интегрированный урок русского языка и ПДД
3 класс программа «школа России».
Тема: «Правила в нашей жизни»
Цели и задачи:
- систематизация и обобщение знаний об изученных орфограммах русского языка; о частях речи (имя существительное);
- привлечение внимания детей к изучению ПДД, систематизация и обобщение знаний о правилах дорожного движения; о группах дорожных знаков;
- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся;
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации;
- формировать самостоятельность и креативность мышления;
- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
-умение формулировать тему и цели урока;
-умение составлять алгоритм и последовательность действий;
- контроль своей деятельности способом сравнения с образцом;
-умение видеть ошибку;
-умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
-умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения;
-классификация объектов;
-установление причинно-следственных связей.
Общеучебных УД:
а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить;
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (при составлении памятки).
Логических УД:
Развитие логического мышления при обработке логических операций:
а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и слышать учителя, ученика;
- вступать в диалог;
-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
- адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
-формулировать собственное мнение.
Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, иллюстрация Светофорика, путевой лист для каждого ученика, карточки – таблицы «Выбери группу знаков», слайдовая презентация подготовленная учениками, сообщения детей.
Форма урока:
Путешествие.
Тип урока:
Обобщение и систематизации знаний и способов действий.
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Систематизация и обобщение
Применение знаний при решении практических задач
Рефлексия учебной деятельности.
Содержание урока
1.Орг.момент.
Долгожданный дан звонок –
начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2. Орфографическая работа.
Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в путешествие, а в какую страну вы узнаете, отгадав кроссворд и записав ответы в единственном числе, в именительном падеже в тетрадь, определите склонение, выделите изученные орфограммы. (Дети, которые быстро и правильно выполняют задание в тетрадь, выходят к доске и записывают слова в кроссворд)
1.Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть .. (переход)
2.Для машин – мостовая,
Для прохожих - . (тротуар)
3. Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома . (трамвай)
4.Три мои волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором.
Как зовусь я? . (светофором)
5. Двери, окна, но не дом.Есть сиденья даже в нём.Фары светят, как глаза,Есть четыре колеса.Из под них клубится пыль.Это что? (автомобиль)
6. В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (улица)
7. Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
1.п
е
р
е
х
о
д
2.т
р
о
т
у
а
р
3.т
р
а
м
в
а
й
4.с
в
е
т
о
ф
о
р
5.а
в
т
о
м
о
б
и
л
ь
6.у
л
и
ц
а
7.а
в
т
о
б
у
с
- Какой части речи отгадки? (сущ.)
- Что вы знаете о именах существительных?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Какое слово получилось? (правила)
- С каким правилом мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Как определить склонение имен существительных в единственном и во множественном числе, несклоняемые имена существительные).
- Какие еще в жизни можно встретить правила(опора на кроссворд)? (ПДД)
- Зачем нужно знать ПДД? (Ответы детей)
- Чтобы с вами не происходили неприятности на дороге я бы хотела на уроке русского языка обобщить знания о имени существительном , повторить изученные орфограммы и параллельно повторить ПДД, согласны? Тогда в путь.
В стране родного языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнёмИ сами до всего дойдём.
Отправляемся в путешествие в страну Правил на автомобилях. Первая группа ребят на красном автомобиле, вторая на желтом, третья на зеленом. Как можно связать наши цвета автомобиля с нашим путешествием? (цвета светофора).
- Что обозначает каждый цвет светофора? (ответы детей).
- С нами в путешествие отправляется наш гость Светофорчик.(слайд 2,3,4,5)
- Какое самое первое правило нужно соблюдать, когда ребенок садится в автомобиль? (Перевозка детей только в детских автомобильных креслах или в удерживающих устройствах).
- Пристегнулись, улыбнулись!
Каждому ребенку в группе Светофорчик выдает путевой лист составленной по форме: название станции, отметка о выполнении задания. (По ходу путешествия, ребята выполняют задания индивидуально или в группе, отвечают на вопросы, учитель ставит отметки за выполнение работ. Если в задании допущены ошибки, то в талоне делаются просечки и отметка о выполнении задания будет ниже, оценивание по пятибалльной шкале.) (слайд 6)
Форма путевого листа
Название станции
Отметка о выполнении задании
Вспоминалкино
Историческая
Логическая
Поэтическая
Спортивная
Синтаксическая
Итоговая оценка.
·
4 станция «Вспоминалкино» (Работа с текстом в группе)
Спишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, посовещавшись в группе. Объясни свой выбор.
Знаки предупреждают вдителей и пшеходов об опасных учас.ках пути. Б.льшая часть предупреждающих знаков имеет форму равност.роннего треугольника с красной каймой и белым фоном. (слайд 7)
2) Если на учас.ках д.роги образуется лед, поп.дает на них грязь или участок только что заасфальтирован, то сцепление колес с д.рогой ум.ньшается – д.рога ст.новится сколь.кой. (слайд 8)
3) Каждое утро ты кл.дешь в п.ртфель свои учебники, т.тради и идешь по ул.це в школу. Утром сп.шат на р.боту люди. Грузовики торопятся доставить гру. на стройки, на з.воды. Для того, чтобы на ул.цах было безопасно, в.дители и п.шеходы соблюдают законы д.рожного дв.жения. (слайд 9
- Какие орфограммы были пропущены в тексте? Докажите изученными правилами.
Вывод: Непроверяемую безударную гласную нужно запомнить или проверять по словарю. Такие слова мы будем называть как принято в русском языке – словарными. Безударную гласную проверяем ударением. Парный согласный в корне слова проверяем, для этого подбираем такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный.
- Как определить склонение имен существительных? (алгоритм ) (слайд 10). Определите склонения всех существительных в своих частях.
-Какую новую информацию узнали из текстов ( АФИШИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ!)
-А когда появились первые знаки и где мы узнаем на следующей станции.
5. Станция «Историческая»
Сообщение учеников по теме «История дорожных знаков».
(учащиеся заранее готовят презентацию к своим сообщениям)
- Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).
Группа. Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние. (Слайд 11)
Группа. Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках же дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, ставили часовни. (Слайд 12)
Группа. Первый в истории человечества светофор был установлен очень давно, еще в декабре далекого 1868 года. Произошло это в столице Великобритании – Лондоне. Создателем этого светофора явился инженер по имени Джон Пик Найт. Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев. Он был на ручном управлении и представлял собой конструкцию с набором из двух стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху – перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зеленый разрешал дальнейшее движение. (Слайд 13)
Станция «Логическая» (Работа в группах)
Над каждым знаком, расположенным в таблице, впиши номер группы, к которой он относится.
1. Предупреждающие знаки.
2. Запрещающие знаки.
3. Предписывающие знаки.
4. Знаки особых предписаний.
5. Информационные знаки.
(Каждой группе выдаются таблицы со знаками)
Итог: слайды 15-20
Развитие речи. Станция «Поэтическая»
Вставьте пропущенные слова в стихотворение.
Если регулировщик,
Для вас, ребята, путь открыт.
А если.,
Путь закрыт! Опасно! Стой!
Слова для справки: боком стоит, грудью стоит, спиной стоит, или.
- Запишите текст, определите у имен существительных склонение и число. (Слайд 21)
Станция «Спортивная»
Раз, два, три, четыре, пять!Ох, устали мы писать.(Потягивания)В светофор мы поиграем, (Ходьба на месте)Руки, ноги разминаем.(встряхивание руками, ногами)Красный свет нам «Стой!» кричит, Ждать зелёного велит.Чтобы было ждать нескучно, Наклоняемся мы дружно.И назад, и вперёд(Наклоны).Влево, вправо поворот.(Повороты туловища)Вот и жёлтый загорелся,Приготовиться пора.Руки, ноги разогреем.(Рывки руками перед грудью)Начинаем, детвора!
Самостоятельная работа. Станция « Синтаксическая»
- Запишите текст под диктовку. Определите главные и второстепенные члены предложения в 1 и в 4 предложениях.
Человек живёт в большом и красивом городе. В нашем городе много улиц и дорог. По ним днём и ночью едут автомобили. Машины подвозят хлеб и продукты к магазинам, моют улицы. Автобусы, трамваи и троллейбусы возят людей на работу. Водители машин строго соблюдают правила дорожного движения. Эти правила должны хорошо знать и выполнять пешеходы.
Итог.
- Вот и окончилось наше путешествие по стране Правил. Что повторяли на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Что показалось самым трудным?
- Какое задание было интереснее всего?
- Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?». Грамотный пешеход и знающий дорожные знаки будет более внимательным и осторожным. Ведь улица нас о чём – то предупреждает, а пешеход не знающий идёт себе беспечно и ни на что не обращает внимание. Случается, за такую безграмотность расплачивается здоровьем или жизнью. Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны, соблюдайте ПДД, учите дорожные знаки и вспоминайте наши уроки.
- Так о чем должен помнить каждый человек, выходя за порог дома, школы? (Слайд 22)
Игра «Какой знак» (Слайд 23)
Рефлексия.
У вас на столах светофорчики. Раскрасьте их так:
Зелёным – мне урок понравился, я узнал много для познавательного.
Жёлтым – урок нормальный, но было трудно или ничего не узнал.
Красным – урок ничему меня не научили, только зря потерял время.
- Сдайте Светофорчику свои путевые листы и рабочие тетради для выставления оценки за работу на уроке.
Урок закончен.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
‰ђЗаголовок 215