Конспект урока по литературному чтению П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России»
Учителя начальных классов МАОУ «СОШ №124»
Некрасовой Елены АмировнаТема: П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
Предметные результаты:
-Формировать навык правильного беглого чтения
-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять
значение устаревших слов;
Метапредметные результаты:
-Учиться прогнозировать содержание сказки «Конек-горбунок» по ее
заголовку и уметь воспринимать произведение на слух;
- Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;
-Формировать умение высказывать свою точку зрения;
-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
Личностные результаты:
- Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.
- Формировать у детей выдумку, фантазию.
- Расширить словарный запас.
Оборудование: презентация; детские книги; учебник по литературному
чтению – 4 класс.стр.37-40.
План:
1. Организационный момент - 1 мин
2. Проверка домашнего задания -8мин
3. Работа над новым материалом - 8 мин
4. Подготовка к восприятию – 10 мин.
5. Первичное чтение – 15 мин
6. Закрепления нового материала– 12 мин
7. Итог урока – 5 мин
8. Задание на дом – 1 мин.
Ход урок
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, -
Начнём скорей урок!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: « Приходи!».
Эта присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
2.Проверка домашнего задания.
Ребята, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (сказку «Сивка-Бурка») Перед вами находится иллюстрация. -Что на ней изображено?
-Какой эпизод соответствует этой иллюстрации?
-Какая это сказка?(народная)
-А сегодня мы познакомимся с авторской сказкой.
3.Работа над новым материалом
- Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр
Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал
читать сказку:
(читает фонограмма)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор
сказки - студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.
-Ершову было тогда 19 лет.
-А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина
-"Теперь этот род занятий мне можно и оставить", - такую высокую оценку
произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.
При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось
создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское
и народное начало. На сегодняшнем уроке мы прочитаем первую часть сказки.
-Читая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в
авторской сказки Ершова.
4.Подготовка к восприятию
-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение
является сказкой? (зачин, повторы)
-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)
А из каких частей состоят сказки?(зачин, основная часть, концовка)
-Прочитайте название сказки?
-Как вы понимаете это название?
-Почему не конь, а конек? Почему горбунок?
-Как вы думаете о чем будет это произведение?
-Всего в сказки три части мы познакомимся только с первой.
5. Первичное чтение сказки
(дети читают)
Старинушка – старик
Детина – рослый и сильный молодой мужчина.
Град – столица – Москва.
Деньги с четом принимали – считали прибыль.
Аль – или.
Недалече – недалеко
Сума – мешок из ткани, кожи.
Отродяся не видали - никогда не видели.
Соглядать – подсмотреть, выследить.
Как вы думаете, что будет дальше?
Смекнули – поняли.
Смеркаться – темнеть.
Сбираться – собираться.
Сенник – закопаться под сено.
Сынова – снова.
Не ударил в грязь лицом – не позорился.
Несподручно – неудобно.
Усом не ведет – равнодушен.
Очи- глаза.
Пенять – упрекать.
Погонять- заставляли идти.
Лубков – ярко раскрашенные картинки.
Малахай – старинная крестьянская верхняя одежда.(большая шапка на меху с
наушниками.)
6. Закрепления нового материала.
Анализ прочитанной части сказки.
- Чем занималась семья старика?
-Как шли дела у братьев?
-Прочитайте, какое горе у них приключилось?
-Что они придумали? (ходить в дозор, чтобы поймать вора)
-Кто первым пошел караулить поле? ( старший брат)
-Чем закончился его дозор? ( Он никого не поймал)Почему?
-Что он взял с собой? Зачем?
- Что он рассказал дома отцу?
-Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?
-Как бы вы поступили на его месте?
-Как сходил в дозор средний брат?
-Что он взял с собой? Почему?
-Прочитайте, что он рассказал дома?
-Чем закончился дозор младшего сына?
-С какими героями вы уже познакомились? (Иван, два брата,) -А какие, отношение у вас сложилось к братьям главного героя. Почему?
7. Работа над иллюстрациями
Рассмотрите иллюстрацию
-Кто на ней изображен?
-Кто изображен на переднем плане?
-Как художник изобразил Ивана?
- Кто изображен на заднем плане?
-Найдите в тексте подходящие слова, которые соответствуют этой
иллюстрации? Прочитайте?
7.Итог урока
-Что вас заинтересовало при чтении сказки?
-Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?
-Хотелось ли вам прочитать всю сказку?
-Кто из героев вам понравился? Почему?
-Прочитайте на доске русские народные поговорки:
А)Утопающий и за соломинку хватается
Б)Не в службу,а в дружбу
В)Без беды дружбы не узнаешь.
-объясни смысл каждой.
-Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок»
8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение первой части сказки.