Социально-значимый проект патриотической направленности Память сердца
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Социально-значимый проект патриотической направленности
«Память сердца»
Автор: Вафина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Центр детского творчества»
Надым
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Паспорт проекта
Название проекта
Социально-значимый проект патриотической направленности «Память сердца»
Ф.И.О. автора проекта
Вафина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Полное название организации – исполнителя проекта:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Фактический адрес организации- исполнителя проекта
629730 ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, 42а.
Исполнители и участники проекта
Педагог дополнительного образования
Учащиеся учебного объединения «Живое слово» Родители учащихся
Социальные партнеры
Основания для разработки проекта
Государственная политика в области патриотического воспитания:
Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года;
Концепция развития дополнительного образования детей;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»
Актуальные педагогические технологии, применяемые в ходе реализации проекта
Проблемно-исследовательские
Проектные
IT-технологии
Интерактивные технологии
Примечание: при создании проекта были использованы ресурсы сети интернет, авторские презентации.
Тип проекта
Долгосрочный, социально-значимый.
Дата начала реализации проекта:
август 2015 г.
Дата окончания реализации проекта:
октябрь 2016 г.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
«Быть патриотом, значит не только с
уважением и любовью относится к своей
Стране, а, прежде всего, служить
Обществу и стране»
Президент Российской Федерации
Путин В. В.
Актуальность темы. Наш долг бережно хранить историческую память о героических боевых и трудовых подвигах наших земляков в военные годы, окружить заботой и вниманием ветеранов Великой Отечественной войны, отдать дань уважения и памяти погибшим воинам, продолжать по крупицам собирать и внимательно изучать документальные источники их подвигов.
Мы видим, что в настоящее время усиливаются проявления радикализма и экстремизма в молодежной среде, поднимают голову неонацистские молодежные организации. В этих условиях мы должны свой опыт, знания, убеждения передавать детям, воспитывая в них чувство гордости за свою страну, за ее героическое прошлое, формируя ее уверенность в будущем.
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Это актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина переосмысления целей и задач патриотического воспитания детей. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалиться от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного и патриотического воспитания становится одной из самых актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести постоянно. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформировано чувство гражданственности и патриотизма. У Астафьева В. П. есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда, никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях чувства любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Идея проекта: создание на основе изученного материала Книги Памяти. Реализация данного проекта поможет созданию условий для развития творческих способностей учащихся и их вовлечения в процесс творчества, в поисково-исследовательскую и проектную деятельность.
Объект проекта: учащиеся учебного объединения «Живое слово» МОУ ДО «Центр детского творчества».
Цель проекта: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитание чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи проекта:
воспитание у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, предупреждение проявлений национализма и экстремизма в молодежной среде;
формирование у детей активной жизненной позиции, духовно-нравственного начала, чувства ответственности за судьбу своей страны, готовности к защите Отечества, выполнению гражданского долга, ориентира на позитивные события в жизни, физического самосовершенствования;
укрепление и расширение связей с различными ведомствами (Совет ветеранов войны; музеи, библиотеки, церковь);
консолидация и координация деятельности «Центра детского творчества», школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;
развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебно-воспитательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности учащихся;
укрепление общих интересов в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;
формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности;
развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры учащихся, умения работать в коллективе;
повышение мотивации учащихся к учению, познавательной активности, способности к самореализации;
расширение знаний учащихся по истории; ознакомление участников проекта с основными событиями, героями Великой Отечественной войны, вкладом России в победу над фашизмом.
Участники проекта:
учащиеся учебного объединения «Живое слово» МОУ ДО «Центр детского творчества»;
педагогические работники;
родители (законные представители учащихся);
социальные партнеры (МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», МБУК «Детская библиотека», библиотека МОУ СОШ №3, «Музей истории и археологии г. Надым», «Музей Боевой Славы» МОУ СОШ №2, «Музей Боевой Славы» МОУ СОШ №4)
Диагностический инструментарий отслеживания эффективности проекта
Анкетирование участников «Патриотическое сознание детей» в начале и в конце реализации проекта.
Наблюдение за результатами работы творческих групп учебного объединения «Живое слово» МОУ ДО «Центр детского творчества» по созданию Книги Памяти (постоянно в ходе реализации проекта).
Мониторинг результативного участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня (постоянно).
Предполагаемый результат
Создание Книги Памяти.
Разработка комплекса методических материалов.
Рост доли учащихся и их родителей (законных представителей), вовлеченных в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, сформированность специальных и ключевых компетенций учащихся.
Мотивация учащихся на проведение поисково-исследовательской работы. Результативное участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Создание эффективно действующей системы взаимодействия с социальными партнёрами.
Распространение опыта работы на различных уровнях.
Сроки осуществления проекта:
август 2015 – октябрь 2016 гг.
Этапы проекта
I. Проектировочно-организационный этап: август-сентябрь 2015 года.
планирование этапов проекта;
детальное изучение информации о Великой Отечественной войне, ее участниках, ветеранах;
разработка методической базы;
ревизия имеющейся материально-технической базы как одного из условий реализации проекта (базового комплекта оборудования);
формирование творческих групп учащихся, распределение функций участников проекта;
планирование направлений деятельности учащихся, педагогического работника;
привлечение социальных партнеров к реализации проекта;
организация консультаций для учащихся, участников проекта; информирование учащихся, родителей (законных представителей) о внедрении проекта.
II. Практический этап (сентябрь 2015 – май 2016 гг)
реализация плана проекта;
анкетирование «Патриотическое сознание детей» и «Что я знаю о Великой Отечественной войне» в начале и в конце реализации проекта;
ведение проектной, исследовательской деятельности учащихся;
создание Книги Памяти;
мониторинг деятельности творческих групп по созданию Книги Памяти;
обеспечение научно-методической, информационной поддержки проекта;
взаимодействие с социальными партнёрами, образовательными организациями.
III. Обобщающий этап (май – октябрь 2016 г.)
проведение мониторинга эффективности деятельности творческих групп, учащихся в рамках проекта;
анализ полученных результатов мониторинга;
соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами;
распространение и обобщение опыта работы на различных уровнях.
Методическое обеспечение проекта:
План реализации проекта (Приложение 1).
Методические рекомендации по проведению мероприятий (Приложение 2).
Методические разработки конспектов внеклассных мероприятий.
Анкета (Приложение 3).
Инструктаж по ТБ.
Форма представления результатов проекта:
Презентация Книги Памяти.
Представление результатов реализации проекта на конкурсных мероприятиях различного уровня.
Заключение
Важнейшим условием результативности педагогического процесса, формирования патриотической направленности личности ребенка является целенаправленность и систематичность воспитательного воздействия. Такое воздействие должно осуществляться тактично, опосредованно, в формах, привлекательных для детей.
В целом реализация проекта подтверждает, что воспитание патриотизма необходимо, и является эффективным, если:
отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия, характеризуются добровольностью, заинтересованностью включения в российскую историческую культуру и совместное творчество;
осуществляется взаимодействие с социально-культурными институтами на основе специально разработанного и целенаправленного плана мероприятий по патриотическому воспитанию;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности участников проекта, и осуществляется дифференцированный подход к организации деятельности, направленной на развитие патриотической направленности личности ребенка;
в социально-педагогической деятельности при формировании патриотизма в личности ребенка учитываются потребностно-мотивационный, волевой, интеллектуальный, эмоциональный, творческо-деятельностный компоненты;
социально-педагогическая деятельность по формированию патриотической направленности личности обеспечивает элемент «успешности», позволяющий закрепить позитивное отношение ребенка к патриотической деятельности, к людям, к своему Отечеству.
Также продуктивному воспитательному влиянию способствует поэтапное включение детей в патриотическую и социально-культурную деятельность, оптимальное сочетание ее видов.
Ценным для детей является овладение навыками самообразования, побуждения к свободному обмену информацией, общению, что содействует в дальнейшем активизации познавательных процессов, приобщению к элементам исследования, поиску информации, включению в практическую деятельность, переходу на уровень субъекта воспитательного воздействия.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План реализации проекта
№
Мероприятие
Краткое описание мероприятия
Сроки проведения
Место проведения
Участники
Ответственные
I. Проектировочно - организационный этап
1.
Планирование
Планирование этапов проекта, планирование наполнения методической базы, планирование работы творческих групп
Август 2015г.
Педагог
Педагог
2.
Изучение информации о Великой Отечественной войне, ее участниках, ветеранах
Посещение библиотек, изучение литературы о ВОв, изучение информации через интернет-ресурсы
Август 2015г.
МОУ ДО «ЦДТ», МУК «Межпоселенческая центральная библиотека
Педагог
Педагог
3.
Разработка методической базы
Разработка конспектов, анкеты для учащихся
Август
2015г.
МОУ ДО «Центр детского творчества»
Педагог
Педагог
4.
Взаимодействие с социальными партнерами
Разработка совместного плана работы с соц. партнерами
август-сентябрь 2015г.
МОУ ДО «ЦДТ»,
МОУ СОШ №4,
МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №2, МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», МБУК «Детская библиотека», «Музей истории и археологии г.Надыма»
Педагоги, сотрудники библиотеки, сотрудники Музея
Педагог
5.
Консультация для родителей и учащихся
Выбор творческих групп и направлений для их творческой работы, распределение функций между участниками проекта
Сентябрь
2015г.
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся, родители (законные представители) учащихся
Педагог
II. Практический этап
1.
Анкетирование
Анкетирование «Патриотическое сознание детей», ««Что я знаю о Великой Отечественной войне»
Сентябрь
2015г.
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся
Педагог
2.
«Война Страшнее нету слова»
Мероприятие с театрализованной постановкой сцен, выразительным чтением стихотворений учащимися
Сентябрь 2015г.
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся
Педагог
3.
Создание Книги Памяти
Творческая работа над созданием вступления Книги Памяти
Сентябрь-октябрь 2015г.
МОУ ДО «ЦДТ»
Учащиеся, педагог
Педагог
4.
Библиотечное мероприятие «И даже книги помнят»
Интерактивное мероприятие с театрализованными постановками и выразительным чтением стихов и прозы
Октябрь 2015г.
МУК «Межпосе-ленческая центральная библиотека»
Сотрудники библиотеки, педагог, учащиеся
Сотруд-ники библиотеки, педагог
5.
Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность детей
Поиск и сбор материала по заданной теме (к мероприятию «Жить начавшие едва»)
Октябрь 2015г.
Учащиеся
Педагог
6.
Консультации для учащихся и родителей
Помощь педагога в подборе и поиске информации о детях-героях ВОв, рекомендации педагога по организации выступления
Октябрь 2015г.
МОУ СОШ №3,
МОУ ДО «ЦДТ»
Педагог, учащиеся, родители (законные представители)
Педагог
7.
«Жить начавшие едва»
Мероприятие о детях-героях ВОв, выступления учащихся
Ноябрь 2015г.
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся
Педагог
8.
Посещение Музея Боевой славы МОУ СОШ №2
Обзорная экскурсия, посещение зала имени Тани Савичевой
Ноябрь 2015г.
МОУ СОШ №2
Педагог, экскурсовод,
учащиеся
Сотруд-ники Музея Боевой Славы МОУ СОШ№2педагог
9.
Создание Книги Памяти
Творческая работа над созданием первой главы Книги Памяти о детях-героях ВОв «Жить начавшие едва»
Декабрь 2015г.
МОУ ДО «ЦДТ»
Учащиеся, педагог
Педагог
10.
«Хотелось бы всех поименно назвать»
Мероприятие о подвигах медиков времен ВОв с театрализованной постановкой сцен, выразительным чтением стихотворений
Январь 2016г.
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся
Педагог
11.
Консультации для учащихся и родителей
Помощь педагога в подборе и поиске информации о медиках ВОв для создания очередной главы Книги Памяти
Январь 2016г.
МОУ СОШ №3,
МОУ ДО «ЦДТ»
Педагог, учащиеся, родители (законные представители)
Педагог
12.
Создание Книги Памяти
Творческая работа над созданием второй главы Книги Памяти о медсестрах ВОв «Хотелось бы всех поименно назвать»
Январь-февраль 2016г.
МОУ СОШ №3,
МОУ ДО «ЦДТ»
Учащиеся, педагог.
Педагог
13.
Посещение Музея Боевой Славы МОУ СОШ №4
Обзорная экскурсия
Февраль 2016г.
МОУ СОШ №3
Педагог, сотрудники Музея, учащиеся
Сотруд-ники Музея Боевой Славы МОУ СОШ №4,
педагог
14.
Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность детей
Поиск и сбор материала по заданной теме (к мероприятию «О героях былых времен»)
Февраль-март 2016г.
Учащиеся
Педагог
15.
Консультации для учащихся и родителей
Помощь педагога в подборе и поиске информации о героях-земляках ВОв, рекомендации педагога по организации выступления
Март 2016г.
МОУ СОШ №3,
МОУ ДО «ЦДТ»
Педагог, учащиеся, родители (законные представители)
Педагог
16.
«О героях былых времен»
Мероприятие о подвигах земляков-героев ВОв, выступления учащихся
Март 2016г.
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся
Педагог
17.
Создание Книги Памяти
Творческая работа над созданием третьей главы Книги Памяти о героях-земляках ВОв «О героях былых времен»
Март-апрель 2016г.
МОУ ДО «ЦДТ»
Учащиеся, педагог
Педагог
18.
Экскурсия в Музей истории и археологии г. Надым на фотовыставку, посвященную 70-летию ВОв
Обзорная экскурсия
Апрель 2016г.
«Музей истории и археологии г. Надыма»
Музейные работники, педагог, учащиеся
Сотруд-ники Музея истории и археоло-гии г. Надым, педагог
19.
Региональный конкурс «Гренадеры, вперед!»
Участие в региональном этапе конкурса «Гренадеры, вперед!» (номинация «Рукописная книга»)
Апрель 2016г.
Учащиеся, педагог
Педагог
20.
Конкурс чтецов
Участие в институциональном конкурсе чтецов (I этап)
Май 2016г.
Актовый зал МОУ СОШ №3
Педагог, педагог-организатор МОУ СОШ №3,
учащиеся
Педагог (подго-товка детей), педагог-органи-затор МОУ СОШ №3 -органи-зация конкурса
21.
Конкурс чтецов
Участие в институциональном конкурсе чтецов (II этап)
Май 2016г.
МУК «Межпосе-ленческая центральная библиотека»
Сотрудники библиотеки, педагог, учащиеся
Педагог (подго-товка детей), сотруд-ники библиотеки -органи-зация конкурса
22.
«Памяти нашей священный огонь"
Экскурсия к памятнику "Вечный огонь"
Май 2016г.
У памятника «Вечный огонь»
Педагог, учащиеся
Педагог
23.
Анкетирование
Анкетирование «Патриотическое сознание детей» и «Что я знаю о Великой Отечественной войне»
Май 2016г
МОУ СОШ №3
Педагог, учащиеся
Педагог
III. Обобщающий этап
1.
Анализ полученных результатов мониторинга
Обработка анкет, соотнесение результатов начального и итогового анкетирования
Май-июнь 2016г.
МОУ СОШ №3, МОУ ДО «ЦДТ»
Педагог
Педагог
2.
Соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами
Анализ эффективности реализации проекта
Июнь 2016г.
МОУ ДО «ЦДТ»
Педагог
Педагог
3.
Распространение и обобщение опыта работы. Всероссийский педагогический конкурс
Участие в конкурсе, распространение и обобщение опыта работы
Июль
2016г.
Педагог
Педагог
4.
Распространение и обобщение опыта работы. Публикация на личном учительском сайте «Инфоурок»
Распространение и обобщение опыта работы.
Август 2016г.
Педагог
Педагог
5.
Распространение и обобщение опыта работы. Международный педагогический конкурс
Участие в конкурсе, распространение и обобщение опыта работы
Сентябрь 2016г.
Педагог
Педагог
6.
Презентация Книги Памяти
Распространение и обобщение опыта работы
Октябрь 2016г.
Актовый зал МОУ СОШ №3
Педагог, педагоги МОУ СОШ №3, учащиеся
Педагог
Приложение 2
Методические рекомендации по проведению мероприятий
Современная система дополнительного образования обладает потенциальными возможностями патриотического и гражданского воспитания, поскольку не только формирует соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и осуществляет становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих успешную жизнедеятельность гражданина.
Сущность предлагаемой методики состоит в широком использовании творческого потенциала детей и возможностей ИКТ на всех этапах подготовки, организации и проведения мероприятий.
Для эффективной реализации предназначенной методики проведения требуются следующие аппаратные и программные средства:
Компьютер с мультимедийными возможностями;
Видеопроектор;
Программы для просмотра Audio и Video файлов, презентаций.
Используя творческие возможности детей и ИКТ, а также различные мультимедийные эффекты фрагментов фильмов, сопровождающиеся дикторским текстом и звуковой иллюстрацией, педагог добивается эмоционального проникновения в глубь тех военных времен, когда мальчишки и девчонки, ровесники учащихся, уходили на войну и погибали за свою Родину. Такой подход в методике проведения мероприятий позволяет добиться усиления эмоционального эффекта, повышает интерес учащихся к изучению истории своей страны, позволяет глубоко и содержательно воспринимать и понимать представляемый материал. Наряду с этим, предложенная методика не отрицает традиционных подходов в проведении воспитательных мероприятий. Активное участие в проведении внеклассных мероприятий принимают сами учащиеся. Они собирают материал, необходимый для выступлений, читают стихи, участвуют в театральных постановках сцен, рассказывают о судьбе героев войны. Также к проведению мероприятий привлекаются социальные партнеры, родители и ветераны. Социальные партнеры проводят мероприятия на базе библиотек и музеев с использованием презентаций, фото- и видеоматериалов, что повышает интерес детей к изучению истории своей страны. Большое место в проекте занимает творческая работа по созданию Книги Памяти, которую в дальнейшем педагог и дети презентуют перед родительской и школьной общественностью. Родители и педагог помогают учащимся в подборе и поиске информации по заданной теме, в творческой работе над созданием Книги Памяти.
При проведении мероприятий рекомендовано использовать фоновую музыку, песни военных лет и современных композиторов. Такое комплексное использование информационных и традиционных форм и методов воспитания способствует усилению эмоционально-нравственного состояния учащихся, вызывает патриотические чувства, уважительное отношение к исторической памяти своего народа, любовь к своей Родине.
Тематика представленного материала ориентирована на проведение уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организацию экскурсий в библиотеки и музеи; организацию и проведение совместных мероприятий с родителями учащихся и социальными партнерами. Также важное место в проекте занимает поисково-исследовательская и творческая деятельность детей.
Все мероприятия по патриотическому воспитанию не должны быть формальными.
Школа и дополнительное образование – отправная точка путешествия в историю нашей Родины, в далекое военное время. И путешествие это должно быть познавательным, создающим условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, народу, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Важно создать в коллективе атмосферу сотрудничества и сотворчества, увлечь ребят «поиском истины», активизировать их потенциальные продуктивные силы.
Для успешного проведения уроков мужества прежде всего необходимо собрать как можно больше информации о событиях, героях, которым посвящено данное мероприятие. Заранее подбирается фоновая музыка, фрагменты художественных и видеофильмов, создание компьютерных проектов (презентаций). Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо правильно распределить роли для каждого учащегося, рассчитать время на все акты мероприятия, предусмотреть и проверить всё необходимое оборудование и оснащение. Задолго до мероприятия раздаются стихи для заучивания, сценарии для репетиций театральных сцен.
Уроки мужества целесообразно начинать с прослушивания фоновой музыки, песни на фоне показа демонстрационного ролика (презентации) на экране с помощью видеопроекционной установки. На электронных слайдах демонстрационной программы показывается актуальность темы мероприятия. Помощь в организации просмотра АVI файлов программы оказывает помощник педагога, назначенный и проинструктированный накануне проведения мероприятия.
Материалы внеклассных мероприятий посвящены героическим подвигам детей и подростков, медсестер и героев-земляков в годы сражения с немецко-фашистскими захватчиками. В проекте автором представлена структура и конспекты данных воспитательных мероприятий.
При разработке сценариев были использованы материалы исторического и литературного фонда, фрагменты из фильмов о Великой Отечественной войне, подобраны фотографии, рисунки, подготовлены презентации.
Слайды презентации в зависимости от характера и содержания представляемого материала разработаны в статике или динамике. Дизайн фона слайдов также соответствует характеру представленного материала. Графические фрагменты слайдов разработаны в графическом редакторе в форматах bmp, ipq. Тестовые фрагменты слайдов разработаны средствами редактора Word. При необходимости просмотр слайдов презентации может быть организован в автоматическом или в ручном режиме.
Основное настроение мероприятий не патетика и пафос, а задушевность, раздумье
Приложение 3
Анкета «Патриотическое сознание детей»
I блок
В какой стране, государстве мы живем?
Как зовут нашего президента?
Какой город является столицей нашей Родины?
Какие слова выражают любовь к Родине?
Знаете ли вы пословицы о Родине? Назовите их.
Какие вы знаете стихи и песни о Родине?
Назовите Российскую символику.
Где записаны права и обязанности гражданина РФ?
II блок
Патриот – это
Нужно ли отдавать воинский долг Родине?
Что означают слова «служить в армии»?
Каким должен быть солдат?
Каким бы ты хотел быть военным?
Какие праздники военных ты знаешь?
Какой военный праздник твой самый любимый?
Какие праздники русского народа ты знаешь?
Когда и как они отмечаются?
IIIблок
Кто такой ветеран?
Вам интересно ходить на встречи с доблестными воинами, ветеранами ВОВ?
Что такое памятник?
Зачем нужны памятники?
Почему к памятнику кладут живые цветы?
Какие песни, стихи ты знаешь о наших воинах?
IV блок
Знаете ли вы, почему так называется город, в котором вы живёте?
Сколько лет вашему городу?
Ты любишь свой город?
Зачем нужны герб, флаг, гимн? Что изображено на гербе ЯНАО?
Что вы делаете и будете делать для того, чтобы ваш город, ваш двор, дом были чистыми и красивыми?
Анкета «Что я знаю о Великой Отечественной войне».
1. Я думаю, что война – это________________________________________________
2. Я знаю, что была война (когда? с кем?) ____________________________________
3. О войне я узнал(а) (откуда? что?) _________________________________________
4. Я читал (а) книги о войне (автор, название) _________________________________
Приложение 4
Информационные источники
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4;
Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение /Сборник материалов конференции. – СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2002;
Байкова В. Философия Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки // Безопасность Евразии. – 2003. – № 2;
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
Дети помнят: книга воспоминаний о Великой Отечественной войне. - СПб: ЗАО "ИТС+", 2005;
Колчина М. С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. – 2004. – № 8;
Корольков Ю. Пионеры-герои. Лёня Голиков: художественно-документальный рассказ // Ленинград Блокада Подвиг / Ю. Корольков. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Миронова Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. –2005. – № 7;
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашковец. – М.: Глобус, 2007;
Орлов О. Рекомендации по планированию военно–патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 5.
"&*hjґ¶ДЖКМ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†ђЗаголовок 1
ђЗаголовок 315