Социальный проект по профилактике асоциальных явлений среди подростков Я, ты, он, она…


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 с. Серафимовский Туймазинского района
Республики Башкортостан
Социальный проект
«Я,
ты,
он,
она…»
Автор проекта:                    Мавлютова Лилия Казахнуровна  
Руководитель проекта:   социальный        педагог Анисимова Людмила Ивановна 
2013 год                     
Информационная карта  проекта
Полное название проекта Социальный проект «Я,ты, он, она»
Автор проекта Мавлютова Лилия Казахнуровна
Руководитель проекта Анисимова Людмила Ивановна , социальный педагог
Территория МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский
Юридический адрес учреждения (автора) ул.Ленина, д.14
Телефон Тел/факс 8 (3478226963)
Цель проекта профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека
Срок реализации 5 лет
Место проведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Серафимовский
Краткая аннотация проекта
«Я, ты, он, она…»
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы совместно с учреждениями дополнительного образования с.Серафимовский, через групповые и индивидуальные занятия соцпедагога и классных руководителей с обучающимися и их родителями. По предварительным прогнозам в мероприятиях проекта примут участие не менее 350 человек:  250 обучающихся школы, их родители, педагоги школы, общественность.
Задачи проекта решаются посредством повышения мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации задуманного; формирования представлений о семейных ролях мужчин и женщин; освоения правовых знаний, формирования установок здорового образа жизни. В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:     вовлечение обучающихся во внеурочную  деятельность и внеклассные мероприятия, общешкольные праздники; снижение правонарушений среди несовершеннолетних; выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников;  повышение уровня воспитанности детей.
Во время реализации проекта предусмотрена подготовка и издание материалов просветительского характера: разработка и выпуск буклетов, информационных листов, публикация статей в газете «Туймазинский вестник», размещение материалов на сайте школы, Управления образования. Данные мероприятия будут способствовать привлечению к реализации проекта заинтересованных лиц и увеличению количества участников.
Концептуальные основы проекта
Обоснование социальной значимости
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.  Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков, состоящих на внутришкольном учете, относящихся к «группе риска». Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.
Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития;  недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило,  дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Актуальность проекта «Я,ты,он,она» обусловлена  именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.
Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа  направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
Целью проекта является организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека.
Задачи проекта:
Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
Профилактика негативных явлений:  алкоголизма,  агрессивного и суицидального поведения,  злоупотребления психоактивными веществами.
Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Совершенствовать  внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: социальный проект рассчитан на 5 лет
I этап - организационный
№ п\п Направления по видам деятельности Технологии (формы) по видам деятельности Ответственные Основные следствия проведения данных мероприятий
1 Проведение социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники) Социальный педагог, психолог, классные руководители создание и реализация программы по работе с конкретным ребёнком и семьей; подготовка рекомендаций по проф. работе
2 Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных видах помощи
Составление:
-социальных паспортов класса, школы;
-индивидуальной психолого-педагогической карты обучающегося;
психологического заключения Социальный педагог, психолог, классные руководители Создание благоприятной среды для успешной социализации и реализации детско-родительских отношений; организация развивающей работы
3 Организационно-методическая деятельность Разработка сценариев, тематических планов, семинарских и клубных занятий Зам директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог Создание эффективной среды для коррекционно-развивающей работы;  поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность
4 Поиск социальных партнеров для реализации программы Заключение соглашений о сотрудничестве Руководитель ОУ Составление планов  совместной деятельности
II этап - практический 1 Предупреждение  и предотвращение отклоняющегося поведения групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков; создание эффективной среды для успешного становления личности
2 Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления психоактивных веществ индивидуальные и групповые занятия, консультации Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, мед. работник, зам. директора по ВР Формирование специальных знаний; создание здоровьесберегающей среды
3 Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков
4 Профилактика суицидального поведения подростков индивидуальные и групповые, занятия, консультации Педагог-психолог Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков
5 Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР Контроль эффективности обучения и воспитания; выработка рекомендаций; составление плана дальнейшего сотрудничества
6 Промежуточная диагностика
  Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники, наблюдение) Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители Мониторинг результатов проведенной работы
7 Диагностика эффективности ожидаемых результатов Методы опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, методисты школы Мониторинг результатов
8 Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами Проведение круглого стола зам. директора по ВР, методисты школы Мониторинг успешности
III этап - итоговый 1 Разработка и издание методических материалов Выпуск методического сборника, буклетов, информационных листов зам. директора по ВР Презентация методических материалов программы
2 Обобщение и распространение опыта, освещение в средствах массовой информации Публикация статей в газете «Туймазинский вестник», размещение материалов на сайте школы, Управления образования зам. директора по ВР, соцпедагог Презентация программы
3 Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы Семинары-практикумы, мастер-классы зам. директора по ВР, соцпедагог Подача информации о проведенной работе; составление планов сотрудничества
Содержание проекта
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно  выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Проект «Я,ты,он,она» рассчитан на 5 лет и ориентирован на все возрастные категории обучающихся, родителей и коллектив педагогов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Серафимовская средняя общеобразовательная школа №1. Главным исполнителем проекта является Администрация школы, соисполнителями мероприятий – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник.
Проект опирается на принципы: добровольности, комплексности, конфиденциальности, компетентности, позитивности, объективности.  Формирование групп в том или ином направлении проекта и участие в мероприятиях происходит только на добровольной основе и по желанию несовершеннолетних. В ходе диагностического обследования собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения поставленных задач, отраженных в направлении деятельности в рамках проекта. Вся работа проводится квалифицированными, подготовленными специалистами, знакомыми с последними достижениями в области психологии, специальной и коррекционной психологии и педагогики, психодиагностики.
Работа образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строится по следующим направлениям: профилактическая работа  по предупреждению и предотвращению отклоняющегося поведения обучающихся; профилактика злоупотребления психоактивных веществ, суицидального поведения подростков; коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. Формы работы с обучающимися определяются в соответствии с возрастными особенностями:
Классы Возрастные особенности Формы работы
1-4 классы - Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.                                     - Ведущая учебная деятельность.                                           - Преобладает мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.                                                           - Недостаточно развита волевая сфера.                                                       - Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности.                                       - Значимо мнение взрослых (непререкаемый авторитет)     Беседы, классные часы. Наблюдение, опрос, анкетирование.
Сюжетно-ролевые, психологические игры и упражнения.    
Просмотр видеосюжетов, мультипликационных и художественных фильмов, театрализованных представлений. Чтение художественной литературы. Организация внеурочной деятельности.                                      
5-7 классы - Формируется чувство взрослости.                                    - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии.                                                                - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников.                                     - Отдаление от семьи.                                    - Развитие спортивных, технических, художественных интересов.                                                                  – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план                                     Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д.
Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения.   Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело.  
Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы. Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия.
8-9 классы - Половое взросление, гормональные изменения.                                              - Меняется система ценностей и интересов.                                                                         - Зависимость от  микросреды и конкретной ситуации.            
          Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Психологические игры и упражнения.     Элективные курсы. Практико-ориентированный курс «Твоя профессиональная карьера». Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность.      Коллективное творческое дело.                      
10-11 классы - Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и подготовительных курсов                                                                 - Для юношей актуальна служба в армии Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, конференции, классные часы.     Предметные декады. Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность.
План-график мероприятий
№ п\п Описание видов деятельности, мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1 Разработка и обсуждение проекта по профилактике правонарушений обучающихся апрель 2013г. зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог
2 Проведение первичной диагностики детей и родителей май      2013г. педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители
3 Подготовка практических материалов для реализации мероприятий проекта май – август 2013г. педагог-психолог, социальный педагог
4 Формирование целевых групп для проведения профилактической работы сентябрь 2013г. педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители
5 Сбор сведений и обновление данных о социальном составе обучающихся школы, выявление:
- детей из социально-незащищенной категории;                                                   - детей из многодетных семей;                             
- подопечных детей и детей-сирот;                             - детей-инвалидов;                               - детей «группы риска»;                                       - неблагополучных семей. ежегодно сентябрь социальный педагог, классные руководители
6 Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава  школы ежедневно социальный педагог, классные руководители
7 Проведение «Дней правовых знаний»                                                  (подготовка тематических материалов, наглядных пособий  и т.д.).
- Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних, ответственность   несовершеннолетних (приглашение специалистов) ежегодно      1 раз в квартал зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
8 Акции из цикла «Внимание! Дорога! Дети!»: «Живые знаки» ежегодно  по отдельному плану зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
9 Организация и проведение  классных и воспитательских часов по темам:
- Правила поведения в школе
- Соблюдай правила дорожного движения
- Правила оказания первой помощи
- Профилактика травматизма ежегодно  по отдельному плану социальный педагог, классные руководители
10 Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии ежегодно учителя-предметники
11 Организация и проведение тематических бесед, диспутов и лекций для детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и т.д.) ежегодно  по отдельному плану зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
12 Уроки мужества ежегодно        (февраль, апрель) учителя-предметники, библиотекарь
13 Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди несовершеннолетних специалистами различных медицинских учреждений ежегодно  по отдельному плану зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
14 Оформление тематических информационных  стендов по проблемам  наркомании,  табакокурения, алкоголизма ежегодно      1 раз в квартал социальный педагог
15 Оформление выставки в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании ежегодно библиотекарь
16 Проведение мероприятий по профилактике правонарушений в подростковой среде (кукольные спектакли, концерты, конкурсы и т.д.) ежегодно зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
17 Привлечение несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях ежегодно зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
18 Фестиваль «Мы разные, но мы вместе!»  (5-11классы) ежегодно (ноябрь) зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор
19 Осуществление работы ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для обучающихся  8-9 классов  ежегодно         педагог-психолог
20 Реализация программы «Сердце-людям» по организации в школе волонтёрского объединения (2010-2015) 2013-2015 зам. директора по ВР, педагог-организатор
Участие в районных акциях ежегодно (по плану) зам. директора по ВР,соцпедагог
Слёт «Школа лидера» ежегодно (февраль) зам. директора по ВР
21 Проведение циклов коррекционных (индивидуальных и групповых занятий) по направлениям:     1.Предупреждение  и предотвращение отклоняющегося поведения.        
2.Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления.                 3.Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних.  4.Профилактика суицидального поведения подростков.                       5.Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних. в течение всего периода реализации проекта педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители
22 Работа лектория для родителей:
- Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО                                           - Ошибки семейного воспитания. Как помочь ребёнку, если у него проблемы в общении, поведении (памятки для родителей)                                              - Трудности адаптационного периода пятиклассников                                       - Психологические особенности младшего школьного возраста
- Подросток. Трудности переходного возраста                                                         - Знакомство с процедурой ГИА, ЕГЭ (для 9-х, 11 классов)                                             - Профилактика суицидального поведения    несовершеннолетних                                                            
- Особенности воспитания будущего мужчины 
- О влиянии СМИ на психику ребёнка ежегодно сентябрь, май  
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители
23 Мониторинг результатов реализации проекта май 2015г. зам. директора по ВР, методисты школы, педагог-психолог, социальный педагог
24 Коррекция проекта август-сентябрь 2015г. зам. директора ВР, методисты школы
25 Расширенное заседание Совета профилактики при участии Совета учреждения, Совета старшеклассников, Наркопоста, Совета учащихся и общественности по профилактике асоциальных явлений на тему: «Всем миром против зла» Ноябрь 2015 г. зам. директора по ВР, соцпедагог
26 Разработка и выпуск буклетов, информационных листов В течение всего периода реализации проекта зам. директора по ВР, методисты школы, педагог-психолог, социальный педагог
27 Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы 2016-2018г. зам. директора по ВР, методисты школы
Схема управления проектом
        Организация профилактической деятельности образовательного учреждения  требует разработки целенаправленной комплексной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе взаимодействия и сотрудничества с Администрацией сельского поселения; ДМШ, ДХШ, учреждением дополнительного образования «Юный техник; медицинскими работниками и специалистами Серафимовской МСЧ; Органами внутренних дел; инспекцией по делам несовершеннолетних,  Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органами управления социальной защиты населения; Органами опеки и попечительства; Службой занятости населения; родительской общественностью.
Общий контроль реализации проекта осуществляет директор МБОУ Серафимовская средняя общеобразовательная школа №1. Текущий контроль  возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по учебной работе.
Кадровое  обеспечение
№ п/п Должность Функциональные обязанности
1 Заместитель директора по ВР, УР -координирует профилактическую работу в школе                                                                                                      - поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнёрами;                                                           - осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на профилактику правонарушений  обучающихся)
2 Классные руководители - вовлекают обучающихся во  внеурочную деятельность (кружки, секции по интересам)                                                                       - организуют индивидуальные и групповые профилактические беседы, круглые столы, диспуты;                                                                                          - оказывают помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей;                                                                                            - проводят родительские собрания по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних                                                                  
3 Учителя-предметники - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников;                                                                   - используют разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы и т.д.;                                                                                                                                       - проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;                                                                  - адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся
4 Социальный педагог - выявляет и ведёт учёт несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи;                           - вовлекает обучающихся во  внеурочную деятельность (кружки, секции по интересам);                                                          - оказывает педагогическую поддержку детям «группы риска»;                                 - участвует в антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних;                                                                    - осуществляет консультации по социальным и правовым  вопросам;                                                                                  - оказывает помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс развития личности школьника
5 Педагог-психолог - осуществляет  психолого-педагогическое сопровождение  детей «группы риска»;                                                                   - организация изучения особенностей личностного развития и поведения    несовершеннолетнего;                                  - установление и снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;                                                                           - анализ факторов социальной дезадаптации обучающихся;                                                   - проводит психолого-педагогическое консультирование с учётом возрастных особенностей;                                                                - проводит анкетирование обучающихся и их родителей
6 Библиотекарь - подбирает литературу для учителей и школьников;                                                                              - обобщает и систематизирует методические материалы по направлениям работы
7 Медицинский работник - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;                                                                                      - участвует в антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних;                                                                                                                                          - оказывает помощь классным руководителям, школьному психологу и социальному педагогу по реализации проекта
Краткое описание опыта
За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений обучающихся  в различных формах деятельности: организация внеурочной деятельности и летнего отдыха.  В школе создан Совет профилактики, на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности. На Совет профилактики приглашаются обучающиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи. Разработано Положение о порядке постановки обучающихся на внутришкольный учёт и снятие с учёта, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на несовершеннолетних.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребёнку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь. Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих обучающихся и их включение во внеурочную деятельность на бесплатной основе. Для определения направления деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проводится опрос и анкетирование участников образовательного процесса.
Предполагаемые конечные результаты
В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
У обучающихся:
Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.
Формирование умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повышение уровня воспитанности.
Определение позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
Повышение правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.
Осознание системы половых ролей, социальных функций, понимание, что есть «мужское» и «женское».
Усвоение знаний о способах сохранения здоровья.
Совершенствование коммуникативных навыков.
 У родителей:
Формирование у родителей адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.
Понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
ситуаций с ребёнком.
Повышение социальной роли родителя, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.
Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
степень включенности педагогов в программу;
продуктивность профессиональной деятельности;
высокий уровень групповой сплоченности;
создание условий для развития личностного потенциала каждого ребёнка, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.
Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
уменьшение количества несовершеннолетних «группы риска»;
снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;
формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе детско-родительских отношений;
уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
благополучное прохождение социализации подростков в обществе;
формирование негативного отношения к злоупотреблениям и положительно устойчивого отношения к здоровому образу жизни;
уменьшение количества подростков, склонных к суицидальным проявлениям отсутствие суицидальных попыток среди подростков.
Финансово-экономическое обоснование проекта
Материально-техническое оснащение
Для подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации проекта в школе имеется: актовый зал, 2 спортивных зала, кабинет психолога, кабинет социального педагога.         
аудио-видео аппаратура, фонд психологических методик, учебно-методические материалы;
стимульный материал с диагностическими, коррекционными методиками и тестами;
вспомогательный материал (распечатки деловых игр, упражнения для занятий);
специальные документы (коррекционные карты, протоколы);
организационно-методическая документация.
Финансовое обеспечение. 
Финансирование осуществляется за счёт средств бюджета школы.
Смета затрат на реализацию проекта
Материалы и оборудование Количество Цена Сумма Наличие
Оборудование для реализации Принтер, ксерокс, сканер 2 5000-00 10000-00 есть

п/п Наименование Кол-во Цена Сумма
1 Ватман 20 20-00 400-00
2 Фломастеры 5 45-00 225-00
3 Маркеры   20 30-00 600-00
4 Гуашь 2 120-00 240-00
6 Клей ПВА 2 30-00 60-00
7 Скотч 2 30-00 56-00
8 Скотч двусторонний 2 45-00 90-00
10 Бумага ксероксная 4 190-00 760-00
ИТОГО: 2431-00
Литература
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско-вечера. Вып. 2. – Волгоград: Учитель, 2007. – 153 с.
Бадирова З.А., Козлова А.В.Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
 Дик Н.Ф. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с.
Касаткина Н.А. Уроки знаний: классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. -157 с.
Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова Е.Н. Школьный родительский клуб/Программа работы, формы занятий, методические разработки. - М.: Глобус; Волгоград Панорама, 2009.-176 с. – (Воспитательная работа)
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ.  высш.учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
Методический сборник «Мы в ответе за своих детей»/ Администрация Октябрьского района. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2011.108с.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые заняти, рекомендации/ авт.-сост. Я.К. нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -171 с.
Правильный выбор: Программа формирование у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни./ Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина -  М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./под ред Битяновой М.Р. –СПб.: Питер,2007. – 304 с.
Прикуль Л.В.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. Волгоград: Учитель, 2009.-217 с.
Профилактика наркомании среди несовершеннолетних группы риска/ Методическое  пособие. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие/ под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт.-сост. И.В.Чумаков. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
Рудякова О.Н. Развитие культурыобщения в подростковой среде/ Программа, разработки занятий, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2011.-149с.
Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
Сгибнёва Е.П. Класснык часы в средней школе: практ. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с. – (Методика).
Сизова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы. ПТУ.М.: «ВАКО»,2006, 272 с.-(Педагогика.Психология.Управление).
Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2002.
Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009.-256 с.- (Воспитательная работа).
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Образование – Культура, 2002.
С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях. Учебно – методическое пособие для учителей.