ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Давыдова Ольга Степановна
учитель технологии
МБОУ СОШ № 61
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д.Ушинский.
Современное общество ждет выпускников школ мыслящих, инициативных, с широким кругозором и прочными знаниями. Целью обучения сегодня является целостность личности ученика, и это возможно только при реализации стратегической педагогической задачи – развития познавательного интереса у учащегося. На наш взгляд проблема соответствия запросам общества, современным стратегиям обучения имеет особую актуальность в условиях общеобразовательной школы.
Что такое интерес. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо)[1.75]; проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн)[5.524];активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова)[3.112];специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев)[2.87]. Мы здесь видим, единой формулировки нет.На наш взгляд в условиях общеобразовательной школы наиболее подходит определение: интерес как избирательная направленность внимания человека и проявление его умственной и эмоциональной активности. И мы берем эти понятия как рабочий вариант.
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес.Наличие большого количества исследований по проблеме развития познавательного интереса свидетельствует об её актуальности, но в то же время данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Поиски принципиально новых подходов к области образования предлагают реализацию важнейших положений в данном направлении. Внедрение научных идей в школьную практику успешно воплощается при условии, если педагог владеет умением переводить учащегося из менее деятельного состояния в более деятельное, подавать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и интересной для более сильных; включать всех учащихся в активную познавательную деятельность. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Важнейшим условием развития является проблема формирования познавательного интереса у детей в процессе обучения. Когда педагог ставит задачу для ребенка в более интересной форме.В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих познавательный интерес. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др.Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.
Что объективно содержит в себе познавательный интерес? Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Исследованиями, посвященными познавательному интересу и познавательной потребности, занимались Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина. Непосредственно проблеме познавательного интереса посвящены исследования многих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова.Исследования, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса – Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Р.Д. Тригер, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина. Современные исследования проблем познавательного интереса – В.Н. Липник, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, Ф.К. Савина, Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося, используя различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Но изобилие научной литературы неизбежно ставит учителя перед вопросами: с чего начинать, какими критериями руководствоваться в процессе отбора и оценки нового, как ориентироваться вогромном потоке педагогической информации, какие научные идеи использовать в практической деятельности?
Г.И. Щукина, занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и, в конечном счете, успешности обучения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).
Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс, связанный с ним состояния личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для развития одаренности каждого ребенка. Особенность интереса и в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательную активность учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса – всегда продуктивно для протекания деятельности, которая вызывает подъем сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и задач, которые ставятся в процессе обучения.
Исследуя данную проблему, А.К.Маркова[4.14] выделяет следующие уровни познавательного интереса:
1. Отсутствие интереса. На данном уровне интерес почти не обнаруживается, за исключением реакции на яркий и занимательный материал, безразличноеили отрицательное отношение к решению любых учебных задач.
2. Реакция на новизну. Данный уровень характеризуется положительной реакцией только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность.
3. Любопытство. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный.
4.Ситуативный учебный интерес. На данном уровне интерес проявляется к способу выполнения учебного задания, участия в ее решении.
5. Устойчивый познавательный интерес. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения целой системы заданий в пределах изучаемого материала.
6. Общественный познавательный интерес. Данный уровень характеризуется постоянным проявлением интереса и творческого отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования.
А.К. Маркова отмечает, что второй, третий и четвертый уровни познавательного интереса характерны для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узкоконкретного содержания. Пятый уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестой уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимые им для будущей профессии.
На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любопытством и любознательностью, а Анатоль Франс определял как жажду знаний.
Сегодня формирование и развитие познавательных интересов – одна из задачобучения и воспитания всесторонне развитой личности. Следовательно,возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. В сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса: они должны не только знакомиться с предметом, а видеть его практическую целесообразность. Активизация познавательного интереса способствует совершенствованию всего учебного процесса. Под его влиянием учитель постоянно ищет новые резервы эффективности своей деятельности, проверяет надежность своего сложившегося опыта. В то же время в процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активная позиция и его творческое устремление.
Высокий уровень познавательного интереса также способствует сложению сил учителя и учащихся, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценные, доверительные отношения, которые обеспечивают благополучие учебного процесса. По нашему мнению, приемов, при которых происходит развитие познавательного интереса, множество. К ним можно отнести и ситуации, в которых ученик должен практиковать свободный выбор знаний, создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий, защищать свое мнение, углубляться в процесс познания, выполнять задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы. Следовательно, учителю необходимо разнообразить деятельность, включать в процесс обучения элементы игры, вовлекать учащихся во внеклассную, проектную работу, создавать ситуации заинтересованности, целенаправленно формируя при этом активный познавательный интерес у учащихся.
Список использованной литературы
Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание /Н. Ф. Добрынин.Проблемы деятельности в психологии. -1987.-137c.
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев.- М.: Политиздат, 1983.- 256c.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей / Н.Г. Морозова. - М: Просвещение, 1969. - 264 с.
Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. / А.К. Маркова -Москва: Издательство «Педагогика», 1983 -64с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии:/С. Л. Рубинштейн.СПб: Питер, 2001.-720 с.