Развитие начального общего образования – стратегическая задача общества.
Развитие начального общего образования –
стратегическая задача общества.
Каждый период в развитии начального образования имел ряд специфических проблем с явным отпечатком той или иной эпохи. В области начального образования появились и стали актуальными новые, специфичные для нашего времени проблемы, такие как многопредметность, выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Ввиду этого, объектом нашего исследования является образовательный процесс, а предметом исследования становятся современные проблемы развития начального образования.
Цель: Уточнить наиболее актуальные проблемы начального образования.
Задачи:
Раскрыть проблемы развития начального образования.
Описать возможные пути решения данных проблем.
Ключевые слова: начальное образование; многопредметность; преемственность; сельская малокомплектная школа; межвозрастное взаимодействие.
Сейчас возникают принципиально новые требования к личности, обусловленные изменениями сложившихся ранее представлений о готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. В области начального образования появились и стали актуальными специфичные для нашего времени проблемы, такие как многопредметность, выбор школы для обучения ребёнка, выбор программы обучения и многие другие.
Задумаемся, что будет с нашей страной через 25-30 лет? Ведь ею будут править наши сегодняшние младшие школьники. Поэтому именно сейчас нужно выводить начальное образование на качественно новый уровень. Только так мы сможем воспитать достойное поколение и обеспечить светлое будущее нашей стране. Развитие начального общего образования – стратегическая задача современного российского общества.
Одной из проблем современного начального образования является появление в нем многопредметности.
В настоящее время в начальной школе существует обязательный минимум содержания начального общего образования. В этот минимум входят русский язык, чтение, математика, естествознание, обществознание, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, физическая культура. Но, кроме этих предметов в расписание школьников включают информатику, иностранный язык, риторику, мифологию, основы безопасности жизнедеятельности, народную культуру, историю, географию, речь и культуру общения и т.п. Это предметы регионального и школьного компонента, а также предметы для «поддержания статуса» образовательного учреждения. Иногда включают предметы, содержание которых является трудным для осознания младшими школьниками: экология и диалектика, психология, логика, физика для маленьких, латинский язык и др.
Выходом из ситуации с перегрузкой учащихся начальной школы нам видится ликвидация многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. Отдельные аспекты теории становления интегрированного подхода в образовании рассматривали М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, СИ. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.Н. Нюдюрмагомедов, А.В. Трумин и др.
Применительно к системе обучения в начальной школе понятие «интеграция» может принимать два значения:
-во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
-во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Начальное образование в перспективе до 2030 года должно явиться ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы, где отдельные стороны действительности будут объединены, что сориентирует учащихся на обобщенное усвоение знаний.
Интеграция должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена обучения.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
Игра и другие, специфичные для дошкольного возраста, виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Считаем, что непосредственный контакт психологов детского сада и с учителями, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
Для сохранения преемственности с дошкольным периодом, успешного обеспечения дальнейшего становления личности ребенка, его интеллектуального, физического, социального развития целесообразно, чтобы начальная школа имела базу, похожую на базу ДОУ: комнаты для релаксации, игровые; спортивный зал и площадка с соответствующим оборудованием согласно диапазону возрастных особенностей младших школьников; кабинет музыки с необходимыми музыкальными инструментами и современными техническими средствами; зал для занятий хореографией; лингафонный и компьютерный классы; мастерская для занятий изобразительным искусством; актовый зал и т.д.
Будучи практикантами, мы столкнулись с проблемой завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал числами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в элитную школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
Мы считаем, что работа по преемственности даёт возможность разработать ряд совместных мероприятий для учителей начальных классов и воспитателей детских садов по изучению возрастных особенностей детей, выделению основных приёмов в работе, характерных этим возрастным периодам, обеспечению учебно-воспитательного процесса в ДОУ и школе методическими материалами, по проблеме преемственности в образовании и т.д. Для ее решения необходимо и создание модели преемственности детского сада и школы.
При введении новых стандартов обучения еще более обострилась проблема преемственности между начальным и основным образованием. Переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
Считаем, что принцип преемственности может быть реализован при условии, что работа будет вестись по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
По-прежнему актуальной остается проблема рациональной организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе, в классах с малой наполняемостью. Сегодня признается: малочисленность сельской школы составляет специфическую особенность российского образования. В данной связи акцент надо делать на обеспечение эффективности работы малочисленных школ, ибо наличие школы в сельском поселении как таковой влияет на стабилизацию социокультурной ситуации на селе.
Современная деревня существенно отличается от той, которая была 20-30 лет назад. Наблюдаемое в последнее время резкое сокращение сельского населения, вызванное интенсивным оттоком молодежи из села, привело к появлению термина «неперспективная деревня». В связи с этим количество детей школьного возраста резко сократилось. Малочисленность обучающихся, малокомплектность сельской школы - устойчивая социообразующая тенденция села.
Традиционный выход из сложившейся ситуации – создание разновозрастных учебных групп. Несмотря на положительный опыт совместной организации учебной деятельности учащихся разного возраста, основным методом организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах малокомплектной сельской школы остается такой метод, при котором самостоятельная работа учеников одного или двух классов – условие нормальной учебной деятельности учащихся конкретного возраста. Организация самостоятельной работы учащихся одних классов при работе с другим классом требует от учителя дополнительных усилий как во время подготовки к уроку, так и во время его проведения. При этом очень важно научиться рационально использовать время урока. Трудность организации и проведения самостоятельной работы в условиях работы учителя одновременно с несколькими классами состоит еще и в том, что использование наглядных пособий и технических средств обучения в одном из классов отвлекает от работы учащихся другого класса.
Многие из сокурсников будут работать в школах именно такого типа. Полагаем, что традиционные методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации. Еще один шаг для создания условий разновозрастного обучения в сельских малокомплектных школах – это разработка новых программ и учебно-методических комплексов, которые позволили бы построить образовательный процесс по принципу, основанному на межвозрастном взаимодействии. Преимущества такого подхода очевидны: во-первых, труд учителя становится легче, когда он работает с «одним» большим классом; во-вторых, учащиеся образуют единый ученический коллектив; младшие, повторяя вслед за старшими те или иные суждения, продвигаются вперед успешнее. Умелая организация учебной деятельности с использованием возможностей межвозрастного общения делает работу успешнее, поскольку повышается заинтересованность каждого ученика решением общих задач, рождается свойственное младшим школьникам стремление соревноваться и оказывать помощь товарищу в случае затруднения.
Таким образом, отмечаем, что развитие начального общего образования – стратегическая задача современного российского общества. В ходе анализа его основных проблем мы пришли к выводу, что в перспективе до 2030 года на ступени начальной школы необходимо:
- обеспечить межпредметную интеграцию (где отдельные стороны действительности объединены, что сориентирует учащихся на обобщенное усвоение знаний) как базу для углубления и дальнейшего развития личности на следующих этапах средней школы;
- организовать более целенаправленную работу по преемственности, как с дошкольной ступенью, так и со средним звеном (разработать систему совместных мероприятий для учителей начальных классов и воспитателей детских садов, методической работы учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене), наладить взаимодействие с родителями учащихся;
- видоизменить, модифицировать традиционные методические приемы работы в сельских малокомплектных школах (разработать новые программы и учебно-методические комплекссы, которые позволили бы построить образовательный процесс по принципу, основанному на межвозрастном взаимодействии).
Считаем, что, решив данные проблемы сейчас, мы сможем воспитать достойное поколение 2030 года.
Список литературы:
Андреева, В.П. Повышение квалификации учителей начальных классов в условиях многопредметности преподавания в современной школе: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2001)
2. Большая советская энциклопедия: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Ким, А. Чему научат в школе: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (25.07.2006)
4. Мойсеюк, С.Ф. Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (24.09.2010)
5. Пасынок, Ю.Ю. Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18.01.2011)
6. Рудаева, Е.А. Инновационная образовательная среда современной сельской школы: опыт и проблемы: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2011)
7. Социология города и деревни: [электронный ресурс] / URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Андреева, В.П. Повышение квалификации учителей начальных классов в условиях многопредметности преподавания в современной школе: [электронный ресурс] / URL: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-kvalifikatsii-uchitelei-nachalnykh-klassov-v-usloviyakh-mnogopredmetnosti-prepoda (2001)
Мойсеюк, С.Ф. Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения: [электронный ресурс] / URL: http://www.psy-files.ru/bibl/articles/514--problemy-preemstvennosti-detskogo-sada.html (24.09.2010)
Большая советская энциклопедия: [электронный ресурс] / URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Преемственность
Рудаева, Е.А. Инновационная образовательная среда современной сельской школы: опыт и проблемы: [электронный ресурс] / URL: http://malkam-school.narod2.ru/ (2011)
Социология города и деревни: [электронный ресурс] / URL: http://www.ref.by/refs/72/17236/1.html
13PAGE 15
13PAGE 14815
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Преемственность 15