Интеллектуально-познавательная игра Главная высота России
Интеллектуально-познавательная игра
«ГЛАВНАЯ ВЫСОТА РОССИИ».
Цель: проверить знания обучающихся о Мамаевом кургане
Задачи: развивать и активизировать познавательный интерес к героической истории своего края; воспитывать у обучающихся любовь к Родине, своему городу, чувство гордости за свой народ, смотивировать обучающихся посетить Мамаев курган.
Время и место проведения :11.00-11.40, Штаб Поста № 1, музейный зал
Участники: личный состав Почётного караула (три команды, по 5человек).
Оборудование: 1.Игровое поле.
2.Цветные карточки с цифрами
3.Экран соревнования.
4.Диск с фонограмами.
5.Магнитофон
Содержание игры:
1. Вступительная часть.
Звучит песня А. Розенбаума «Красная стена».
Ведущий: Сотни лет
расходиться широким кругам
по огромной воде
молчаливой реки…
Выше всех Эверестов –
Мамаев Курган!
Зря об этом
в учебнике нет
ни строки.
(Р. Рождественский)
Ведущий: Свое название легендарный Мамаев курган получил со времен татаро-монгольского нашествия. На его вершине были когда-то сторожевые дозоры. Застава была учреждена ханом Мамаем. Около сотни отборных и преданных воинов посылались им из своей личной охраны для несения службы на кургане. Хан Мамай знал, что надежный караул может контролировать Волгу и переволоку и тем самым спасет от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке.
Но славен Мамаев курган не легендами, а своим легендарным прошлым. В 1942 – 43 годах на этом невысоком холме развернулась жестокая битва. На его склонах насмерть стояли советские воины. В грозном 1942 году Мамаев курган называли главной высотой России, хотя он поднимался над уровнем Волги на 110 метров, над уровнем Балтийского моря на 102 метра. Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта.
Главной высоте России посвящена наша игра.
2. Объявить правила игры (по принципу «Морского боя»).
3. Очерёдность выстрелов определяется с помощью жетонов 1, 2, 3.
4. Команды, делая выстрел, определяют категорию и сложность вопроса, на который они должны ответить. Правильный ответ приносит команде указанное количество баллов.
5. Результаты игры заносятся на экране соревнования.
6. Члены жюри подводят итоги игры и объявляют о результатах соревнования.
Экран соревнования
1 2 3 4 5 Итого
I II III
Игровое поле.
1 2 3 4 5
А 15 5 10 10 10
Б 10 15 10 15 5
В 10 15 10 10 10
памятники
история
музыка, литература, архитектура.
II. Вопросы.
ИСТОРИЯ.
1. А-3. Сколько суток продолжались бои за Мамаев Курган?
ОТВЕТ: 135 (140) суток. (10 баллов)
2. А-5. Когда состоялось торжественное открытие Мамаева Кургана?
ОТВЕТ: 15 октября 1967 года. (10 баллов)
3. А-2. Кто из военачальников завещал похоронить себя на Мамаевом Кургане?
ОТВЕТ: маршал В. И. Чуйков. 1982 год.(5 баллов)
4. В-2. Воины чьей дивизии вели беспрерывные бои за Мамаев Курган в течение 4-х месяцев?
ОТВЕТ: 284-я стрелковая дивизия под командованием полковника Н. Ф. Батюка. (15 баллов)
5. В-4. Когда на склонах Мамаева Кургана встретились воины 21-й и 62-й армий?
ОТВЕТ: 26 января 1943 года.(10 баллов)
ПАМЯТНИКИ (НАДПИСИ).
Где на Мамаевом Кургане вы можете прочесть следующую надпись:
1. А-1. «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
ОТВЕТ: надпись на символическом знамени на Площади Героев (слева).(15 баллов)
2. А-4. «Слава тебе во веки веков, морской пехотинец Михаил Паникаха.»
ОТВЕТ: правая стена – руина. (10 баллов)
3. В-3. «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!», «Каждый дом – это крепость»
ОТВЕТ: площадь «Стоять насмерть». (10 баллов)
4. Б-2. «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им такую возможность.»
ОТВЕТ: монументальный рельеф у входа в Зал Воинской славы.(15 баллов)
5. В-5. «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью – Родиной»
ОТВЕТ: в Зале Воинской славы. (10 баллов)
МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА.
1. Б-4. Звучит фонограмма «Грёзы». ВОПРОС:
- Как называется эта мелодия? («Грёзы»)(5 баллов)
- Кто её автор? (Шуман) (5 баллов)
- Где она звучит на Мамаевом Кургане?
(Зал Воинской славы)(5 баллов)
2. В-1. Звучит фонограмма «Священная война».
- Как называется эта песня? («Священная война»)(5 баллов)
- Где её можно услышать на Мамаевом Кургане?
(Стены – руины)(5 баллов)
Дополнительное задание:
- Назовите автора музыки (Александров) (5 баллов)
Назовите автора слов (Лебедев-Кумач) (5 баллов)
- 3. Б-1. Ведущий зачитывает стихотворение.
- Как называется это стихотворение? («2 февраля»)(5 баллов)
- Кто его автор? (Маргарита Агашина)(5 баллов)
В свой срок – не поздно и не рано –
придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву Кургану
придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
каким он был, их ратный путь!
Февраль – февраль, солдатский месяц –
пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль – февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
4. Б-5. Назовите фамилию главного скульптора Мамаева Кургана?
ОТВЕТ: Вучетич Евгений Викторович.(5 баллов)
5. А-3. Какова общая высота монумента «Родина – мать» с подземной частью постамента до кончика меча?
ОТВЕТ: 102 метра.(10 баллов)
III. Заключительное задание (резерв).
Расположить в порядке очерёдности:
1. Название площадей и монументов Мамаева Кургана.
2. Открытки с изображением Мамаева Кургана.
3. Один из элементов площади (монумента).
Задания определяются по жребию.
Оценка: засчитывается по 2 балла за каждое правильно выполненное задание.
(Всего 16 баллов)
Главный монумент «Родина – мать зовёт» Меч.
Площадь Скорби Могила маршала Сов. Союза В. И. Чуйкова.
Зал Воинской славы Вечный огонь
Площадь Героев 6 скульптурных композиций.
Стены - руины Гранитная лестница (46 метров)
Площадь «Стоять насмерть» Русский богатырь.
Аллея пирамидальных тополей Пирамидальные тополя.
Вводная композиция «Память поколений» Ниши – урны с землёй городов – героев.
IV. Подведение итогов. Награждение команды победителей.
Сценарий разработан педагогом МОУ Центр «Пост №1» Беспёрстовой Е.В.