Личностно ориентированный подход к обучению младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века» в условиях введения ФГОС НОО
Личностно ориентированный подход к обучению младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века» в условиях введения ФГОС НООТеоретические основы ЛОО; Основные концептуальные идеи технологии личностно ориентированного обучения; Истоки развития личностно ориентированной педагогической технологии; Личностно ориентированное обучение как принцип построения современного образовательного процесса с точки зрения авторского коллектива программы «Проект «Начальная школа XXI века»». Ведущие психолого-педагогические идеи построения УМК «Начальная школа XXI века».
Представленный материал содержит аналитический материал по теме «Личностно ориентированный подход к обучению младших школьников , имеющих при поступлении в первый класс различный уровень подготовки. Личностно ориентированные технологии с опорой на методический инструментарий УМК «Начальная школа XXI века» на оптимальном уровне позволяют не только выровнять стартовые возможности учащихся, но и способствуют их личностному развитию, формированию предметных знаний по всем учебным предметам преимущественно на высоком и повышенном уровнях, позволяют успешно пройти адаптацию при переходе на основной уровень обучения.655955-453390Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сычевская средняя общеобразовательная школа №1
Смоленской области
0Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сычевская средняя общеобразовательная школа №1
Смоленской области
36283906709410Материал подготовлен
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Лазаревой Еленой Михайловной
00Материал подготовлен
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Лазаревой Еленой Михайловной
centercenter1000001000000810260bottom2014
100000150002014
centertop10000025000centerbottom1000000
Теоретические основы личностно ориентированного обучения
Демократические преобразования, которые прошли в последние десятилетия в нашем обществе и в образовании, наложили своеобразный отпечаток на развитие школы. Выявились положительные моменты: учитель мог выбирать программы, учебные пособия, использовать различные формы и методы обучения и воспитания. Однако, в целом, оставались нерешенными проблемы:
преемственность между ступенями школы,
резкое снижение успеваемости детей в среднем и старшем звене,
снижение мотивации к учению.
Кроме того, на первый план выступили и социальные проблемы:
в соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть детей имеет различные виды заболеваний,
увеличилось количество детей, которым доктора ставят диагноз «Задержка психического развития». Появился новый термин – «дети-децелераты», т. е. те, у кого налицо задержка в интеллектуальном и физическом развитии.
В школу стали прибывать дети, имеющие статус «беженцы», из бывших союзных республик.
В соответствии с общенациональными демографическими тенденциями за последние годы резко снизилась численность детей, поступающих в первые классы.
Возросла конкуренция между образовательными учреждениями.
Стали в большом количестве появляться неформальные объединения, которые охватывали большое количество наших учеников, причем резко возросло количество правонарушений. Школа постепенно начала терять статус «объединяющего центра».
Поэтому и возникла необходимость пересмотреть привычные формы, методы, приемы обучения и воспитания. Кто же должен стать тем ядром, вокруг которого должно сплотиться наше общество? Школа. Педагоги. Мы, учителя, несем ответственность за детей, которых нам доверяют родители.
А, значит, мы должны не только обеспечить вооружение учащихся знаниями, но и уметь контролировать стиль общения с учениками, образовательную среду (обстановку в классе), педагогическую технологию, самих себя. Я убеждена в том, что настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. И здесь, по моему мнению, на первый план и выступает профессиональное мастерство учителя, его стремление учиться, совершенствоваться, соответствовать современной общественной жизни. Каким образом это можно осуществить? Внедряя в свою практику современные методики обучения и педагогические технологии.
Основная задача модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности.
Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования.
ФГОС НОО направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной модели массовой начальной школы. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии.
Но учитель начальных классов « призван помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка». Одним из путей решения этой задачи можно считать внедрение в педагогическую практику нетрадиционных систем воспитания и обучения учащихся.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, ставят в центр личность ребенка, а не «среднюю» массу, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к себе, к другим, дают ощущение творческой свободы, и самое главное – приносят радость.
Убеждена, в классах должно быть больше радости! Дети должны испытывать чувство восторга при изучении нового материала, восторженно принимать новые идеи. На уроках, во внеурочной жизни должна быть создана возможность для каждого ребенка оценить себя, свой поступок, осознать свой вклад и свою ответственность за коллективно обсуждаемые и принимаемые решения, за коллективное творчество.
На основе изученных нормативных документов, различных современных педагогических технологий и методик обучения, в ходе наблюдения и отслеживания результатов хода федерального эксперимента по обновлению содержания и структуры начального (общего)образования на базе МБОУ Сычевской СОШ №1 (школа, в которой я работаю) я решила попытаться решить ряд задач, работая по авторской развивающей программе «Проект «Начальная школа XXI века»».
Авторский коллектив проекта «Начальная школа XXI века» под руководством члена-корреспондента педагогических наук, профессора Н. Ф. Виноградовой определил основные задачи учителя начальных классов :Научить своих воспитанников не только усваивать, но и самостоятельно добывать новые знания, пользоваться ими для решения различных учебных задач, не пугаться новой, нестандартной учебной ситуации, а с интересом искать и находить ее решение.
Научить детей уважать окружающих, думать не только о себе, любить свою Родину, гордиться ею.
Добиваться хорошего уровня предметных знаний у своих учеников, овладения ими программного содержания учебных предметов.
Достижение этих задач, по моему мнению, возможно на основе личностно ориентированного подхода к обучению.
Основные концептуальные идеи технологии личностно ориентированного обучения.
По мнению В. С. Кукушина – профессора, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук, понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, изменения и предъявления учебной информации. С другой стороны – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
Цели обучения;
Содержание обучения;
Средства педагогического воздействия;
Организация учебного процесса;
Ученик, учитель;
Результат деятельности.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ( «Толковый словарь русского языка»).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм обучения (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов. (Г. К. Селевко)
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Существует несколько видов классификации педагогических технологий. В наиболее обобщенном виде все известные технологии представлены в классификационной системе Г. К. Селевко. Классификационные группы в данной системе довольно разнообразны, но я остановлюсь на группе «По подходу к ребенку».
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии,
в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Дидактоцентрические технологии
отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка .В них также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Личностно ориентированные технологии
ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Н. А. Алексеев в книге «Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики» дает личностно ориентированному обучению следующее определение – «Личностно ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания».
В.В.Сериков – член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук в книге «Личностно-ориентированное образование» дает следующее определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение – это такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира».
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
антропоцентричностью;(личность ребенка не только субъект, но и субъект приоритетный)
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Рис.1.
Гуманно личностные технологии отличаются
прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощи ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, мистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания
делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Эзотерические технологии
основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом, подсознательном») знании - Истине и путях, ведущих к ней.
Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Истоки развития личностно ориентированной педагогической технологии
По мнению В. С. Кукушина содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение ... Где начинается сознание, там начинается и диалог» (В. С. Библер).
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание.
В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом:
при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог;
при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог.
Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз» всегда назидание.
Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно ориентированного образования.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.
Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Комбинированные личностно ориентированные технологии.
В классификационной системе Г. К. Селевко названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи.
Комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящей в нее технологий.
Обычно комбинированную технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, вносит наибольший вклад в достижение целей обучения.
Остановимся на педагогике сотрудничества и технологии педагогической поддержки ребенка, т.к. принципиальные положения вышеуказанных технологий вошли в концептуальные основы проекта «Начальная школа XXI века».
Педагогика сотрудничества.
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х , вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили), зарубежных педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджере, Э. Берн) в области психолого - педагогической практики и науки.
По мнению профессора В. С. Кукушина , как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария. Однако ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации».
Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
Рис.2.
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
переход от педагогики требований к педагогике отношений;
гуманно-личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» «сотрудничество» трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
Рис.3.
Более подробно рассмотрим второе направление.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов, «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых: (см. схему). Для моей работы важна идея «В развитии личности по Д.Б. Эльконину, В. В. Давыдову, по В.В. Занкову; в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского и др.»
Технология педагогической поддержки ребенка.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. По мнению В. С. Кукушкина,
наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии.
К. Роджерс считает основной задачей педагога - помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
на всем протяжении учебного процесса учитель должен
демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью,
важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы, принимать его;
учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
он должен открыто выражать в классе свои чувства;
должен стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Каковы же средства поддержки ребенка в обучении?
Различают две группы средств поддержки ребенка в образовании.
Рис.
Рис.4
Рис.5.
Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.
Личностно ориентированное обучение как принцип построения современного образовательного процесса с точки зрения авторского коллектива программы «Проект «Начальная школа XXI века»».
Идея личностно ориентированного образования принята сегодня массовой начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Вместе с тем, реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем начального образования. Почему? Профессор Н. Ф. Виноградова считает, что,
во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и ее внедрение дает весьма призрачные результаты.
Во-вторых, часто учитель смутно представляет, что такое личностно-ориентированное обучение и не реализовывает его, т. е. не может изменить те моменты своего взаимодействия с детьми, которые разрушают значение учебной деятельности для каждого ученика.
Что включает в себя «понятие личностно ориентированное обучение младших школьников» с позиции авторского коллектива программы «Начальная школа XXI века»?
Рассмотрим такой тип обучения, при котором обеспечивается право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). В научной и научно-методической литературе выделяют несколько путей реализации принципа личностно ориентированного обучения.
Рис.6.
Все эти позиции стали концептуальными основами построения УМК «Начальная школа ХХI века».
Вместе с тем, авторы внесли некоторые существенные коррективы в реализацию этих положений.
Это касается взглядов на способы реализации дифференцированного обучения. Традиционное деление учеников на «сильных», «слабых», «средних» стало очень нецелесообразным в современной школе. «Это педагогически не целесообразно по трем причинам:
во-первых, процесс обучения в «слабых» классах отличается сниженным темпом прохождения материала. Поэтому ребенок, привыкший к нему, никогда не сможет работать в темпе, предложенном в «сильном классе», а это означает, что в «слабом» классе он должен учиться до окончания школы;во-вторых, такая ситуация накладывает отпечаток на личностное развитие: ребенок принимает свой статус и не пытается его изменить; ему не за кем «тянуться», потому что все одинаково «слабые»;
в-третьих, «сильному» ученику также нужны сверстники с разным уровнем развития, как и «слабому» - отличники. В этом случае у первых развиваются такие качества, которые никогда не формируются так успешно в гомогенном классе - критическое и прогностическое мышление, самоконтроль, самооценка, умение выстраивать доказательства и др. Ему не за кем «тянуться», потому что все одинаково «сильные». Рождается «иллюзия всезнайства»».
Авторский коллектив УМК пошел по пути организации целенаправленной дифференцированной работы в гетерогенных классах и разработал детальную методику диагностики и коррекции трудностей обучения и поддержки опережающего развития школьников. Были изменены концептуальные основы дифференциации обучения (в основе лежат исследования коллектива авторов под руководством Л. Е. Журовой) – отказались от такого подхода, при котором лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала.
Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее элементы у ребенка не развиты. Дифференциация и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Данная проблема решается двумя путями:
все задания по всем предметам представляются как разноуровневые. При этом ученик получает возможность попробовать выполнить любое задание, пусть даже с помощью других, т. е. в зоне ближайшего развития. Наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить перспективное развитие учащихся.
Созданы специальные коррекционные развивающие тетради, в которых представлен материал для преодоления возникших проблем и дополнительный материал для развития сильных учащихся.
Таким образом, дифференциация обучения рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях гетерогенного класса, как своевременная реакция учителя и самого ученика на трудности обучения, учет темпа обучаемости.
Это в значительной степени позволяет решить задачу развития общей культуры, эрудиции школьника, его познавательной активности и познавательных интересов.
Ведущие психолого-педагогические идеи построения УМК «Начальная школа XXI века».
У истоков концепции современного начального общего образования, на основе которой и появился УМК «Начальная школа XXI века» стояли известные ученые В. В. Давыдов, А. М. Пышкало, Л. Е. Журова.Сегодня, как отмечает профессор Н. Ф. Виноградова, для организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо, чтобы педагогические цели позволяли получить ответ на один вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого прежнего , (а не «от героя своего времени»)»? С этой точки зрения корректировка педагогических целей должна происходить более динамично и значительно чаще. Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить себя самого, т. е. учебной деятельности. Это требует специального содержания, дидактических методов и средств . Авторский коллектив УМК «Начальная школа XXI века», таким образом, определяет основные целевые установки для учителя и ученика.
Цель ученика - овладеть умениями учиться.
Цель учителя и соответственно школы - направить учебный процесс на развитие учебной деятельности школьника.
Учебная деятельность – это ведущая деятельность ребенка младшего школьного возраста. Д. Б. Эльконин сформулировал известное положение теории развивающего обучения: «Своеобразие и значение учебной деятельности школьника не столько в усвоении тех или иных знаний и умений, сколько в изменении ребенком самого себя. В этом смысле развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием…»
Формирование ведущей деятельности у младшего школьника, по мнению Н. Ф. Виноградовой, должно стать приоритетной задачей образовательного процесса. Проанализировав процесс формирования учебной деятельности в рамках традиционного подхода, авторским коллективом был выявлен ряд негативных последствий, вследствие чего были выявлены:
- низкий уровень познавательных интересов младших школьников,
- неготовность школьника к самостоятельной познавательной деятельности,
- несформированность учебно-познавательной мотивации и др.
Оценив сложившуюся ситуацию, авторы УМК «Начальная школа ХХI века», основываясь на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, определили формирование ведущей деятельности младшего школьника как приоритетную цель и подчинили ее реализации методику и средства обучения.
Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника. Приоритетной целью начального обучения является развитие школьника на основе ведущей деятельности. Учитывая значение начальной школы в современной общей системе образования, по мнению Н. Ф. Виноградовой, нельзя рассматривать формирование предметных знаний как главную задачу начального образования. Школьники должны
владеть учебной деятельностью («умею учить себя»),
иметь развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»),
внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»),
а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Конечно, формирование знаний и умений необходимо, без них невозможно решение ни одной задачи развития и воспитания ребенка, но нельзя ставить знак равенства между «знанием» и «развитием». Выдающийся детский психолог Л. С. Выготский определял развитие « как результат не совпадающий с содержанием обучения и выражающийся в совокупности новообразований, которые представлены существенными изменениями в психическом и личностном развитии ребенка.»
Как подтверждение идеи Л. С. Выготского и возникли теории развивающего обучения, которые подтвердили: если методики обучения специально не направлены на развитие школьника, то развитие осуществляется не благодаря обучению, а вопреки ему, и тогда предугадать результат развития почти невозможно.
Необходимо подробно остановиться на трактовке термина «Развитие школьника» как результат обучения в школе с позиции авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века».
Развитие - это сформированное умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
Развитие - это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;
Развитие - это сформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;
Развитие - это существенные изменения в психике и личности ребенка, высокий уровень (в соответствии с возрастными возможностями) психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.
Существенным является появление новой задачи для начальной школы - осознания своего «Я», своих способностей и возможностей, развитие контролирующей и оценочной деятельности и системы взаимоотношений с другими людьми.
Без решения этой задачи, по мнению авторского коллектива УМК, модернизация начальной школы невозможна. Поэтому одним из важнейших концептуальных основ и является изменение функций контроля и оценки учебной деятельности младших школьников на основе личностно ориентированного подхода. Перед учителем начальной школы ставятся задачи, которые он не должен был решать:
Рис.7
Именно поэтому в учебниках русского языка УМК «Начальная школа XXI века» предусматриваются специальные рубрики «Проверь себя». Работа по данной рубрике направлены на формирование у школьников способов контроля и оценки своей деятельности.
Необходимо остановиться на следующей ведущей идее построения УМК - интеграция учебных предметов.
Интеграция – сущностная характеристика начального образования. Руководитель авторского коллектива проекта «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградова считает, что ориентировка на этот принцип обучения позволяет учесть возрастные особенности младших школьников, использовать возможности каждого учебного предмета для развития и воспитания учащихся, ярче представить характеристики учебных предметов, уменьшить количество учебных предметов, тем самым устранить перегрузку и избежать чрезмерного утомления младших школьников. Так в первом классе вводится созданный авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой интегрированный предмет «Грамота». Основой интеграции в нем является формирование компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Следующее направление поиска путей построения современной начальной школы связано с ответом на вопрос: На каких психических процессах необходимо строить обучение в начальной школе?».
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».(А. Дистервег – психолог.)
Авторский коллектив УМК «Начальная школа XXI века» считает, что любой ребенок, пришедший в школу, получает равные права в образовании, которые предполагают раскрытие и реализацию его индивидуальности. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учение для школьника стало личностно значимым. Для этого все побуждения должны исходить от него самого, а не от взрослого. Поэтому программы конкретных учебных предметов УМК дополнены программами учебной деятельности, где представлено содержание всех компонентов учебной деятельности, которые могут быть сформированы в начальной школе. По мнению Н. Ф. Виноградовой, все это обеспечит особо важную способность к самообразованию, то, что Л. Н. Толстой называл способностью «к свободному самоулучшению».
При обучении младших школьников необходимо учитывать психологические особенности развития способностей и познавательных интересов детей этого возраста, считает Л. Е. Журова. Почему это актуально? Если учитель требует повторения даже самых авторитетных мнений без критической оценки со стороны обучающегося, если высказанная ошибка не становится отправной точкой диалога или дискуссии ученика с учителем, ученика с другими детьми, ученика самим с собой, то ребенок развивается как конформист, как соглашатель, как «репродуктор» чужих взглядов и идей. А это значит, что сокращается число талантливых, одаренных личностей, людей с развитыми разносторонними способностями.
Авторский коллектив УМК ставит глобальную проблему: «Если мы хотим, чтобы в нашей стране было больше талантливых, одаренных людей, способных подтверждать величие России и ее народа, то мы будем стараться, чтобы «средних» учеников было меньше, а их число уменьшалось за счет перехода части середнячков в группу «сильных»». Коллектив для решения этой проблемы предлагает следующий путь: обучение должно быть успешным для каждого ученика, любая учебная ситуация должна давать ему шанс.
Актуальный процесс обучения изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Актуальная деятельность строится по принципу «аванса» - человек всегда развивается и по его прошлому нельзя судить о будущем, всегда остается шанс улучшить свои результаты, свою деятельность, себя. Накопленные школьниками знания, их умения и способности становятся необходимыми, если учитель ориентируется на завтрашний день развития, на те психические процессы, которые будут «завтра». Такими процессами по мнению психологов являются воображение и мышление.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к творческому воображению. «В познавательном процессе теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняют единую функцию, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих» (В. В. Давыдов). Это достигается тогда, когда обучение построено как процесс открытия каждым школьником конкретного знания. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает личностно значимым процесс обучения и формирует у школьника «реально действующие мотивы» (А. Н. Леонтьев).
Поэтому в методическом активе авторского коллектива «Начальная школа XXI века» приоритетными становятся исследовательские и поисковые методы обучения: проблемные ситуации, альтернативные вопросы, задачи на моделирование, способствующие тому, что ученики становятся равноправными участниками учебного процесса.
При этом руководящая роль учителя не снижается, она просто становится скрытой для ученика. «При личностно ориентированном обучении роль учителя остается существенной, но качественно иной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся педагог выступает в роли равноправного партнера по учебному общению, а не только осведомителя заложенного в программе и учебниках содержания.» (Н. Ф. Виноградова).
Таким образом, авторский коллектив проекта «Начальная школа XXI века» под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Н. Ф. Виноградовой считает, что реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения позволила авторам УМК выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника. Авторы считают, что за время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только вырастет, прибавит в весе, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию. Освоив учебную деятельность, он будет способен к изменению самого себя.
Литература.
1.Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография.- Челябинск: Изд-во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995, - 167с.
2.Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332с. – (Здравствуй, школа!)
3.Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы. /Под ред. Н. Ф. Виноградовой и Л. Е. Журовой. – М..: Издательский центр «Вентана –Граф», 1998, - 240 с.
4. Беседы с учителем. Второй класс четырехлетней начальной школы. /Под ред. Л. Е. Журовой. – М..: Издательский центр «Вентана –Граф», 1999,-320 с. 5. Беседы с учителем. Третий класс четырехлетней начальной школы. /Под ред. Л. Е. Журовой. – М..: Издательский центр «Вентана –Граф», 2000,-384с.: ил.
6. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы. /Под ред. Л. Е. Журовой. – М..: Издательский центр «Вентана –Граф», 2001, - 480 с.
7. Безруких М. М., Кузнецова М.И. Рабочие тетради на печатной основе «Письмо №3.»1 класс, «Учимся писать и читать». 1 класс., «Учимся писать без ошибок» 2, 3, 4 класс к учебнику «Русский язык» 2, 3, 4. класса для четырехлетней начальной школы. М.: Вентана –Граф, 2000.
8.Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М.: Педагогика, 1995, -336 с.
9. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа; 1984, - 448с.
10.Возрастные возможности усвоения знания./ Под. ред. Эльконина Д. Б. и Давыдова В. В. – М.: Просвещение, 1996, - 441 с.
11.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991, - 218 с.
Виноградова Н. Ф. Концептуальные основы построения УМК «Начальная школа XXI века», -2-е изд., перараб. М.: Вентана- Граф, 2003 -48 с.
Воронкова В. В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003, -72 с. (Коррекционная педагогика).
Дидактический материал к урокам русского языка для начальных классов. Загадки, пословицы, поговорки русского народа. / Составители: В. П. Канакина, А. В. Пименова; Под ред. В. П. Канакиной. Владимир: Издательство «Владимирская школа», 1995, -72 с.
Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001, - 496с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393) / Народное образование. – 2002. - №3, с.7 -12.
Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004 -384 с.
Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя /АВТ.-сост. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. -2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2001. -320 с. – (Большая библиотека «Дрофы»).
Педагогические технологии. /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: МарТ, 2002, -370с.
Программы четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана –Граф, 2001 - 134с. – (Начальная школа XXI века).
Роджерс К. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1994 – 480 с.
Сборник нормативных документов / Составители: Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2004 – 443 с.
Сборник диктантов для начальных классов: Пособие для учителя трехлетней начальной школы / А. Н. Матвеева, Р. А. Васильева, А. Л. Бугаева. -2-е изд. Доработанное. –М.: Просвещение, 1991, 191 с. – (Библиотека учителя начальных классов).
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998, - 256 с.
Шукейло В. А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ для 1 – 4 класса. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001, 185 с.
Школа диалога культур. Основы программы.// Под общей редакцией В. С. Библера. – Кемерово, АЛЕФ, 1992, -96 с.