Реферат на тему Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дачновская СОШ» городского округа Судак
Учитель начальных классов Н.Г. Денисова.
Реферат
Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
Личностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход. Важно, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся была в центре внимания педагогов - исследователей, а также разработчиков образовательных программ и средств обучения, и особенно административных работников. Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребёнка, его эмоциональную и духовную сферу. Необходимо вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Нужна совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда нужно проявлять соответствующие коммуникабельные умения, нужно широкое общение со сверстниками других школ, нужен свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах, культурных и научных.
Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека, носит психологический характер. Поэтому практическая опора на практические знания и разрешения сложных вопросов очень актуальна. Особенно это важно в педагогической деятельности. Современной школе необходим не просто учитель, а учитель, успешно поддерживающий отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, с коллегами. Этот учитель не только вооружает ребенка суммой знаний, умений, навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он ребенок может стать. Такой подход во взаимодействии с детьми (в противовес авторитарному) получил название личностно-гуманного, или личностно-ориентированного. Чтобы его успешно осуществлять, учителю необходимо значительно расширить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать самого себя, а, следовательно, и других. Реализуя личностно-гуманный подход в обучении и воспитании, сам учитель получает гораздо больше от работы и жизни в целом. Основанное на личностно-гуманном подходе, эффективное взаимодействие (общение) учителя с ребенком во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья школьника.
Разбираясь в характеристике личностно-ориентированного обучения, можно прийти к выводу, что это право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, т.е. возможностям, склонностям, интересам. Л.С. Выготский это трактует так: «результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным пребыванием ребенка в школе должна быть: сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы для успешного обучения сегодня и завтра.
Самостоятельными направлениями, по которым надо работать, в рамках личностно-ориентированных технологий, выделяется:
1. гуманно-личностные технологии направлены на поддержку личности, оказание ей помощи. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
2. технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Вместе они вырабатывают цели, содержание, находясь в состоянии сотрудничества.
Как только ребенок приходит в школу, ему необходима педагогическая помощь и поддержка. Такая поддержка осуществляется на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили:
1. Любить ребенка.
2. Очеловечивать среду, в которой он живет.
3. Прожить в ребенке свое детство.
Урок-ведущая форма жизни детей . Такие методические приемы можно использовать при характере личностно-значимого обучения, невольно сравнивая с инструктивно-авторитарными.
Инстинструктивно – авторитарное
Личнличностно-значимое
1. Рассказ учителя.
2. Чтение текста учебника.
3. Ответы на вопросы учителя (ученика).
4. Рассматривание иллюстрации.
Повторение рассказа учителя (учебника). 1. Выдвижение проблемы.
2. Постановка предположения.
3. Обсуждение гипотез.
4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника, рассказом учителя.
5. Поиск эмоциональных опор (иллюстраций).
6. Составление графического плана-опоры.
Лучше использовать модель личностно- значимого обучения, работать над развитием таких компонентов как:
1. сформированность умения добывать знания;
2. умение применять полученные знания.
Все уроки всегда начинать с эмоционального настроя, с развития мотивации учебной деятельности, так как школьник должен знать, зачем ему конкретное знание.
Любой урок начинается с проблемного вопроса (задания). Например: - Выскажи свое предположение. («Перенос слов с мягким знаком», «Перенос слов с удвоенной согласной», «Правописание падежных окончаний и т.д.»). Используя такую модель урока, развивается ребёнок, его речь, познавательная и умственная деятельность, мышление, память.
Таким образом, появляется возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ. Исчезает необходимость говорить слова «неверно, неправильно, не думаешь». Их можно заменить личностно-значимыми и уважительными «это твое мнение, ты так думаешь». Учащиеся высказывают свое мнение, не боятся допустить ошибку в рассуждении, определяют причину ошибок. Чувство выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
На уроке надо стараться использовать активные формы обучения: дидактические, сюжетно-ролевые игры. Игры-диалоги приветствуются на уроках чтения, окружающего мира, математики. Например, игра «Магазин». Ученики активно выступают в роли продавца, используя монеты (урок математики, тема «Состав числа»); игра «Лесное собрание». Дети выступают в роли животных, которые рассказывают о подготовке к зиме.
Для себя я сделала вывод, что при личностно-ориентированном обучении на уроках моя роль, т.е. роль учителя остается существенной, я задаю вопросы, веду дискуссию, но для учащихся остаюсь полноправным партнером.
У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль, самооценка, что отражает довольно высокий уровень их способностей.
В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание), а устранение причин возникновения трудностей. Например, работая со слабоуспевающими учениками, желательно вести учет ошибок, при чем не только контрольных и проверочных работ, но и домашних заданий. В результате этой работы устанавливаются следующие причины низкой успеваемости учащихся данной группы:
1. Незнание правил.
2. Знание правил, но неумение их применять.
3. Мало и плохо читают.
4. Отсутствие положительной мотивации.
5. Низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
6. Дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Для устранения ошибок лучше использовать индивидуальные занятия, работу по карточкам, групповые формы обучения, взаимообучение, ведение индивидуальных тетрадей «Мои ошибки». Для развития мыслительной деятельности вводить в урок ребусы, загадки, кроссворды, шарады и т.д. С целью развития общей культуры и эрудиции применять такие элементы урока, как: «Для любознательных», «Этот удивительный мир», «В мире слов» и т.д.
Начиная с 1 класса, надо строить свою работу по поддержке личности, оказание ей помощи, исповедовать идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Вот тогда ученики научатся уважать мнение других, будут проявлять заботу о ближних, умело сотрудничать с учителями, иметь большое желание ходить в школу.Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немного: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности.