Внеклассное занятие по теме: Наши меньшие друзья для детей13-15 лет коррекционной школы.
Внеклассное занятие по теме:
«Наши меньшие друзья».
Образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
формировать представления детей о том, как звери и птицы готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо; ёж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти);
уточнить представления детей о том, что многие птицы улетают осенью в тёплые края;
учить устанавливать причинно-следственные связи между исчезновением корма и отлётом птиц;
формировать понятие «перелётные» и «зимующие» птицы;
закрепить названия комнатных растений и способы ухода за ними;
вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Материалы и оборудование: фартуки по количеству детей, тряпочки, кисти для ухода за растениями, тазик с водой, сундук, 3 баночки: с водой, почвой, пустая, силуэты деревьев, комнатные растения, шапочка ежа, магнитофон с записью голосов птиц, песня «Про ежа».Ход :
В: ребята, садитесь все поудобнее, сегодня нас ждут необычные приключения. Я вам предлагаю отправится в поход в лес, на природу. Как вы думаете, что нам нужно приготовить, чтобы отправится в поход?
Д: Компас, рюкзак, бинокль, фотоаппарат, палатку, подзорную трубу, карту и т.д.В: Молодцы, можно собираться в путь на поиски клада. Хотите найти клад? Но чтобы найти клад, нам нужно преодолеть много препятствий.
(Звучит запись с голосами птиц)
В: Вот мы и попали с вами на лесную поляну. Давайте немного послушаем голоса птиц. Каких птиц вы, ребята, знаете?
Д: Воробей, синица, сова, голубь, скворец, дятел, ласточка, сорока, журавель, грачи.В: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д: Осень.
В: Какой период осени?
Д: Сейчас поздняя осень.
В: А какие птицы улетают в тёплые края?
Д: Жаворонок, скворец, соловей, ласточки, грачи, журавли, гуси.
В: А почему птицы улетают?
Д: Стало очень холодно, червяки и насекомые прячутся глубоко в земле и под корой деревьев, поля скованы морозом, занесены снегом. Птицам трудно найти корм.
В: Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают от нас в тёплые края?
Д: Перелётные птицы.
В: А какие птицы остаются зимовать?
Д: Воробей, синица, дятел, сорока, ворона.
В: Как можно одним словом назвать птиц, которые остаются с нами зимовать?
Д: Зимующие птицы.
В: А как нам, ребята, помочь нашим зимующим птицам в суровые зимние холода?
Д: Повесить кормушки, подкармливать зёрнами, хлебными крошками.
Физминутка «Мы листики осенние».
В: Продолжим наш путь в поисках клада. Кого кроме птиц можно ещё встретить в лесу?
Д: Животных: ежа, зайца, белку, медведя и т.д.
В: А как, ребята, готовится к зиме белочка?
Д: Утепляет дупло мхом, заготавливает орехи, желуди, развешивает по сучкам грибы, меняет шубку на серую.
В: А про какого животного можно сказать, что он «сам себе кладовая»?
Д: Про медведя, барсука.
В: А почему так говорят?
Д: Осенью медведь, барсук накапливают много жира, а зимой устраиваются в берлогу, жир их и греет, и кормит. Он проникает в кровь, а кровь разносит жир по всему телу; медведь и питается этим жиром всю зиму до самой весны.
В: А как готовится к зиме ёжик?
Д: Ёжик натаскивает в норку сухих листьев, мха, устраивает себе тёплую постельку и спит всю зиму под снегом.
В: А какое животное ещё меняет свою шерсть к зиме?
Д: Заяц.
В: Для чего ему это нужно?
Д: Среди белого снега зайца не будет видно и лисица его не найдёт.
В: Ребята, давайте мы с вами вспомним песню про ежа и потанцуем вместе с Ёжиком. Ёжиком я выберу Машу К.
(Дети поют песню «Про ежа»; «ёжик» танцует, дети хлопают в ладоши)
В: Ребята, посмотрите под деревьями виднеется сундук, наверное в нём и таится клад. Садитесь все поудобнее, сейчас будем открывать сундук. Как вы думаете, что за клад в сундуке?
Д: Золото, деньги, конфеты и т.д.
В: (пытается открыть, но ничего не получается) Ущё одно задание нужно выполнить и сундук откроется. Давайте вспомним пословицы, поговорки и стихи об осени.
Д: Осень хвастлива – весна справедлива; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой; октябрь – грязник; ноябрь – зиме родной батюшка.Стихи: «Как обидно», «Осень», «В золотой карете».
В: Вот и открылся наш сундук, а в нём: 3 банки – с почвой, с водой и одна пустая. Вот это клад? Для чего нам, ребята, нужна вода?
Д: Вода нужна, чтобы поливать растения, умываться, варить пищу.
В: А для чего нужна земля, почва?
Д: По земле мы ходим, сажаем растения, комнатные растения.
В: А в этой банке на первый взгляд ничего нет, но этот клад невидимый, он есть повсюду, без него нет жизни на земле.
Д: Это воздух, мы им дышим, он нужен для растений и животных.
В: Ребята, а для чего нужны земля, вода и воздух в нашей группе?
Д: Для комнатных растений.
В: Вот сейчас и проверю какие вы знаете комнатные растения. Слушайте первую загадку:
- На окошке в комнате
«Огоньки» растут
Красным пламенем горят,
Но не жгут, а веселят. (Бальзамин «Огонёк»)
Вторая загадка:
- Вот оно растение
Листья разноцветные
С красными каёмками
Листья все гранёные. (Колеус «Крапивка»)
Слушайте ещё одну загадку:
- Вырос кустик пышный
В комнате не лишний,
Листья незаметные,
А плоды – запретные. (Аспарагус)
А какие ещё комнатные растения есть в нашей группе?
Д: Плющ восковой, хлорофитум, фиалка, щучий хвост, амарилис, циперус, герань.
В: Я приготовила вам все необходимое для ухода за нашими растениями. Вы уже знаете, что за каждым растением нужно ухаживать по-разному. Подумайте и сами решите, что нужно выбрать. Приступайте к работе, работайте аккуратно, не торопитесь.
(Дети работают под бодрую музыку)
В: Молодцы, ребята, все наши растения стали чистые, красивые, теперь будут хорошо расти. А теперь садитесь на стульчики, в сундуке осталось ещё какое-то письмо. Давайте прочитаем.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчёлы в поле и саду
Обучают нас труду,
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце – доброте,
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В: Вот и вернулись мы с вами из похода, узнали много интересного, а самое главное, что что природой нужно не только любоваться , но и охранять её.