Как сделать урок русского языка интересным?


КАК СДЕЛАТЬ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ИНТЕРЕСНЫМ? Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых? Многообразие поисков на эти вопросы находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Отличительный признак нестандартных заданий – это связь с творческой деятельностью обучающегося, самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, необычные условия работы, воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Приведу примеры таких заданий. Лингвистические "Угадайки" - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; - расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; - разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. Микроисследования Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне). Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами. 1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей? Задание "На засыпку". "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания. Лингвистический диктант . Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Вода, от воды, к воде... Математический диктант. Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, 1000 граммов. 100 килограммов. 1000 килограммов. 1000 метров.
Кто больше сочинит 1. Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок. Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи. К числу более сложных игр относится составление палиндромов. Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.
2. Завершение рассказа. Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...». 3. Составление рассказа с использованием отдельных слов. Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Лингвистическая сказка Сказку на лингвистическую тему учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу. Сказка об однородных членах предложения. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой. Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки. С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены. Следующие два задания одного типа – сочинение, только форма образовательного продукта разная: в первом случае сочинение новых слов, а во втором случае указан конкретный жанр – сказка. Оба задания способствуют развитию креативного мышления, направлены на расширение кругозора, развитие логики, пополнение словарного запаса участников путем образования новых слов. Учебный мозговой штурм (УМШ) Развитие творческого стиля мышления, решение творческих, эвристических задач в группах – вот основная его цель. Дидактические ценности: 1. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы. 2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли. 3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей. 4. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею. 5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы. 6. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру. Занимательные игры и задания по русскому языку ♥ АЗБУКА И АЛФАВИТ Кто лучше знает алфавит? Каждый играющий должен наизусть назвать все буквы русского языка по порядку. Класс оценивает работу и определяет победителя. ♥ Прочитай без запинки! На доске записаны 2 группы согласных букв, названия которых вызывают затруднения у детей: К, X, Ш, Щ, Й, П, Т, Ч, Ц, Л, М, Н, Р, С Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ Играющие выходят к доске парами. Каждый называет по очереди буквы обеих строк. Класс оценивает качество ответов. ♥ Что пропало? (2 чел.) На доске в 2 столбиках записан алфавит с пропуском букв: АБДЕК ГДЕЗК ЛМНСЦ МРУФЧ Ч Ш Щ Ш Э Я Играющие вставляют пропущенные буквы и читают весь алфавит. Класс определяет победителя. ♥ Кто за кем? (2 ком.—2 девочки и 2 мальчика.) Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики — карточки с именами девочек: ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ, ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЕНЯ, СЕНЯ, МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА, ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, НИНА, МАША, КЛАВА, СВЕТА, ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. ♥ Расколдуй слово. (5 чел.) На доске записаны « заколдованные» слова с измененным порядком букв: ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ СВЬОА Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий, первым «расколдовавший» данное ему слово, считается победителем. Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты, авось. ♥ Что за слово? (Класс.) Задача играющих — расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите: 1, 13, 22, 1,3, 10, 20; 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30; 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1. Победителями считаются 3 ученика, первыми расшифровавшие все три слова (алфавит, букварь, грамота). ♥ Расположи по порядку. (3 чел.) У каждого участника игры — список из 5 слов, начинающихся с одной и той же буквы, но различающихся вторыми буквами: СЕКРЕТАРЬ, СМАЗЧИК, СКАЗОЧНИК, СВАРЩИК, САДОВНИК; СЕЛЕДКА, САХАР, СМЕТАНА, СГУСТОК, СКОВОРОДА; СДАЧА, САМОВАР, СЛОВО, СВЕРТОК, СИГНАЛ. Нужно расположить слова в алфавитном порядке по вторым буквам и записать их столбиком на доске. Класс проверяет и оценивает работу игроков. Игру можно повторить со словами СИГНАЛЬЩИК, СНАЙПЕР, СБОРЩИК, СЛЕСАРЬ, САПЕР; СИРОП, СОУС, СВЕКЛА, СЛИВКИ, СДОБА; СЕМЕНА, СМОЛА, СБОРКА, СКАЗКА, СГИБ. ♥ Оживи алфавит. (Класс.) За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их в тетради. Победителями считаются 3 человека, подобравшие слова к наибольшему числу букв алфавита. ♥ По порядку становись! (Класс.) У каждого играющего карточка с начальной буквой его фамилии. По команде дети выстраиваются в алфавитном порядке, держа буквы перед собой. Примечание. Если на одну букву в классе несколько фамилий, то порядок расстановки решается коллективно по вторым, третьим и т. д. буквам вплоть до имени и отчества (если все остальные буквы совпадают). ♥ Споем алфавит Предложить ребятам спеть алфавит на разные известные мелодии. Мелодии могут вспомнить сами ребята, а может предложить и учитель. Например, на мотив "Варяг" (Наверх, вы, товарищи, все по местам), "Во поле береза стояла"НЕДОговорки Как-то раз у Короля Не хватило денег для…Один Верблюд, кипя от злобы, Вчера ушел в пустыню, чтобы… Как-то раз в одной Стране Все решили больше не… ТРУДНОговорки У Осетра была Сестра, Она пила ситро с утра. "Едят ли дятлы червяков?" - Спросил Червяк и был таков. У Зайца зубы заболели. Зря запретили Зайцу зелень. Ужа, несмотря на отсутствие жала, Зеленая Жаба в душе уважала. Большая рыба Камбала Моржу не по клыкам была. Стоит Собака у столба И утирает пот со лба. Слон летит на парашюте. Он взаправду или шутит? На вершине два Орла Пили прямо из горла. Жизнь в пруду скучна у Жабы. Запустить туда Ужа бы... Одна Осьминог подошел к Осьминогу И в знак уваженья пожал ему ногу. Вчера Крокодил улыбнулся так злобно, Что мне до сих пор за него неудобно. Мама – Зебра, папа – Лось. Как им это удалось? По пустыне шли Стада И сгорали со стыда. БЫСТРОговорки Вчера прилетала какая-то птица. Наверное, с нами хотела проститься. Недавно встречала в Работе совместной Твое Уравненье с одной Неизвестной. Я никогда не видела Окружности Такой безукоризненной наружности. Наверное, я Молоко обижала, С чего бы оно из кастрюли сбежало? Пришел Скелет к Скелету в гости И до утра играл с ним в кости. А то, что порой извергается Этна, По внешнему виду ее незаметно. "По-моему, уже не та я", - Сосулька прошептала, тая. А вчера меня Дорога прямо к дому привела, Полежала у порога, повернулась и ушла. Говорит Яйцо Яйцу: "Не судите по лицу!" Еду я, еду верхом на Коне, Не знаю, что думает Конь обо мне. Лук сказал Цветной Капусте: "А тебя мы в борщ не пустим". Жил человек на острове в печальном одиночестве. Детей не знал по имени, но вспоминал по отчеству. От постоянного стояния Изнемогает Изваяние. Жил человек с бородой и усами - А остальное придумайте сами. Когда вам гадит Троглодит, Ведь что-то им руководит? Сегодня до вечера Солнце светило. На большее, видно, его не хватило. Человек построил Дом, Дом стоит с большим трудом. Чуть-чуть похудеть захотелось Скелету, И он ради этого сел на диету. Вот под мостом течет Река, Но только без воды пока. у Лужи за домой работа простая: Зимою - замерзнуть, а летом - растаять. РАЗНОговорки Толпа у причала Спортсмена встречала И долго качала. Но не откачала. Потомки бывают умнее, чем предки, Но случаи эти сравнительно редки. Жил человек полнеющий. А так вообще вполне еще. А где продается такая Кровать, Чтоб рано ложиться и поздно вставать?! Живет на свете Колбаса Вареная, Сама собой неудовлетворенная. Нет загадочней натуры, Чем у Аббревиатуры. "Ну дела, - подумал Лось. - Не хотелось, а пришлось". Известны из истории различные примеры, Что, кроме чувства юмора, полезно чувство меры.