Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Маловская основная общеобразовательная школа
Утверждаю
директор школы
В.С.Пусев
«__»______ 2015г.

Программа
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Радуга»
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: июнь 2015 г.

Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе средней школы .  В нем отдыхают учащие 7 – 15 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.  
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы.
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.
Задачи:  
1.Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
2.Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
3.Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.
4.Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.
5.Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
6.Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
7.Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
8.Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
9.Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др. 
Сроки и условия пребывания:
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (21 день).
Программа рассчитана на учащихся 1 –6  классов. Количество детей  в отряде  – 25 человек.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют: начальник  лагеря, воспитатели (преподаватели школы)
Принципы
Программа  летнего оздоровительного лагеря «Радуга» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. 
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе  развития творческих способностей. 
4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: 
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; 
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); 
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; 
- активное участие детей во всех видах деятельности. 
5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. 
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
•Экологическое направление
•Художественно – эстетическое направление
•Трудовая деятельность
•Физкультурно-оздоровительная деятельность
•Патриотическое направление 
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
•руководитель лагеря
Кураторы отрядов:
•воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
старшая вожатая
Методические условия предусматривают:
•наличие необходимой документации, программы, планы;
•проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
•коллективные творческие дела;
•творческие мастерские;
•индивидуальная работа;
•тренинги;
•деловые и ролевые игры;
•диагностика 
Содержание программы
Лагерная  смена проводится  в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают солнышки, кроме этого в сюжете игры за нарушения законов лагеря дети могут получить тучки. Одна тучка «закрывает собой» 3 солнышка. Задача смены: накопить как можно больше солнышек. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.   
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.
Красный цвет – классный день!
Зеленый – день как день. 
Оранжевый – очень хороший день!
Синий – скучный день
Организационно-педагогическая деятельность:
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
-  спортивные эстафеты;
-  подвижные спортивные игры. 
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Диагностика 
Вводная
диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая
диагностика Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
Цветопись
Народный форум (фабрика достижений лагеря)
 
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи
-  Инструктажи для детей:   «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при  терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»
Беседы
-  Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,     «Как беречь глаза?»;
-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Работа по развитию творческих способностей детей
-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;
-   Ярмарка идей и предложений;
-   Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
-   Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»
Мероприятия на развитие творческого мышления: 
•Загадки, кроссворды, ребусы,
•викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», 
•конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу»,
•конкурс – игра «Весёлые минутки»,
•конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
•конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»,
•интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
•конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
•Итоговая выставка поделок, рисунков.
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
•Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
•Выработка и укрепление гигиенических навыков;
•Расширение знаний об охране здоровья.
•Основные формы организации:
•Утренняя гимнастика (зарядка)
•Спортивная игры на спортивной площадке.
•Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия, «Тропа ужасов», «Захват территории»)
•Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)
•Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
•Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
•воспитать бережное отношение к природе
•повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, 
•уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
•Экологический десант
•Операция « Тропинка»
•«Экологическое ассорти»
•«Зеленый патруль»
•Участие в экологических акциях 
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
•Пробуждать в детях чувство прекрасного;
•Формировать навыки культурного поведения и общения;
•Прививать детям эстетический вкус.
•В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
•Основные формы проведения:
•Посещение кинозала, школьного музея;
•Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»
•Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отряд» 
Основным назначением  художественно- эстетической  деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
•Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отряд», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»,)
•Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
•Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
•Игровые творческие программы
•Концерты  («Звездопад»)
•Творческие игры («День рекордов»)
•Праздники («Творческая волна – 2015»)
•Выставки.
•Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. 
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. 
Основные формы работы:
•Бытовой самообслуживающий труд;
•Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
•Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий.
•Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
•Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
•формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
•формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
•возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
•Марафон сказок..
•День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
•«Это ты, моя Россия !»
•Спортивные соревнования «Снайпер»
•Беседа «Символика Российской Федерации»
•Игра «Зарничка»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный –  апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга-2015»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
•встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
•запуск программы «Радуга -2015»;
•знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. 
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
•реализация основной идеи смены;
•вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
•работа творческих мастерских. 
IV этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
•подведение итогов смены;
•выработка перспектив деятельности организации;
•анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
•организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с социумом. 
Ожидаемые результаты  
В ходе реализации данной программы ожидается:
•Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
•Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
•Развитие коммуникативных способностей и толерантности 
Речевки:
Спортивная речевка
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
  Поддержать отряд и честь! 
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
 
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
 
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
 
На зарядку!  - На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
 
 Наши законы и традиции
1. Закон точности
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок.
Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
2. Закон поднятой руки
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль.
Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.
3. Закон территории
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории.
Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4. Закон доброго отношения к людям
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека,
готовность поступиться личным в интересах коллектива
 
5. Закон улыбки
Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
 
6. Закон песни  
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа  
 
Символика и атрибутика:
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы,
Название смены - Город Радуги.
Герои его – человечки весёлые.А чтобы жилось нам всем дружно и весело,Давайте мы сказку придумаем вместе все.   
Сказка про весёлых человечков.
У синей речки живёт весёлое племя разноцветных человечков. Человечки проводят время весело и интересно в своём маленьком городе – городе Радуги.   В далёкое время на синей извилистой речке   Дружили и жили семейки цветных человечков.   Мои человечки беспечно по речке бродили   И рыбу речную без помощи лесок удили.   Была у них рыба на завтрак, обед и на ужин.   У них были милые, большие и чуткие уши.   Лишь только услышат, что кто-нибудь в мире заплачет,   Они огорчатся, на тоненьких ножках заскачут,   Руками замашут, по синей воде разбегутся,   И в синее небо без помощи крыльев взметнутся…   Они прилетят к человеку, которому плохо,   На плечи присядут, и вот он услышит два вздоха…   Увидит их, синих, нелепых таких и ушастых…   И вдруг улыбнётся, забыв о несчастьях ужасных…   А их уже нет – улетели домой человечки   И также беспечно под ручку гуляют по речке.  Человечки очень любят природу и радуются, когда капельки дождика под лучами солнышка превращаются в радугу. Тогда разноцветные человечки скачут по ней, как по лестнице, и распевают весёлые песенки. Хотите увидеть их? Тогда добро пожаловать в наш город – город Радуги!   
Гимн Города Радуги.   От улыбки хмурый день светлей!   От улыбки в небе радуга проснётся.   Поделись улыбкою своей,   И она к тебе не раз ещё вернётся.        Припев: И тогда наверняка вдруг запляшут облака,                      И кузнечик запиликает на скрипке.                      С голубого ручейка начинается река,                      Ну, а дружба начинается с улыбки.   От улыбки солнечной одной   Перестанет плакать даже хмурый дождик.   Темный лес простится с тишиной,   И захлопает в зелёные ладоши.   Припев:
Девиз лагеря: “ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”Законы Города Радуги:
Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.С ней в любое время годаЯркой выглядит природа! Закон здоровья:
Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня!
Закон доброго отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ получишь понимание.Будь приветлив, не дерись,А подрался, так мирись! Закон творчества:
Пой, играй, твори, дерзай!
Солнышки получай!Солнышек соберёшь,Приз за них себе возьмёшь!
Режим дня
8.30 - 9.00.  – сбор детей, зарядка
Всем привет! Пора. Пора!
Вас приветствуют, друзья!
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
9.00 - 9.15 -  утренняя линейка
9.15 - 10.00      Завтрак
Нас столовая зовёт,
Каша вкусная нас ждёт!
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00 - 12.00    Отрядные, лагерные дела (работа по плану)
Лучше лагеря нет места на свете ─
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
12.00 - 13.00 – культурно- массовые и спортивные мероприятия
13.00 - 14.00  -   Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
Время обеда настало, и вот
Бодро отряд наш к столовой идёт…
14.00 — 14.30 – занятия по интересам. Уход домой