Открытый урок по русскому языку, посвященный зимней олимпиаде в г.Сочи

Класс 5
Тема урока: обобщающий урок по теме “Лексика”.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.
Цель урока:
Знать: определение лексика, синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

Уметь: находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, уметь находить слова с прямым и переносным значением.
Задачи урока.
Образовательные:
повторить и обобщить тему “Лексика”;
способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающие:
повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Этапы урока, деятельность педагога
Деятельность учащихся

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка, посвященный одному из событий, которое ждет с нетерпением вся наша страна, я думаю, что и вы тоже. Как вы думаете, о каком событии пойдет речь? Могу сделать подсказку, что в этот город съедутся многие знаменитые спортсмены, и это событие будет проходить в феврале месяце, в городе Сочи. Молодцы! И на материале этой беседы мы обобщим и повторим материал такого раздела языкознания, как лексика, а также его единицы. Обратите внимание на (слайд№2).
(комментарий)




- На сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о лексике на предыдущих уроках. А именно, вспомним, что такое языкознание, что такое лексикология, что она изучает, вспомним её единицы: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные и однозначные слова, слова с прямым и переносным значением. Записываем число и тему урока.
2. Слово учителя. Показ презентации.
-Совсем скоро вся страна будет следить за ходом XXII зимних Олимпийских игр в г.Сочи. Ни одна Олимпийская игра не прошла без символов: к ней всегда тщательно готовятся – сочиняются гимны и клятвы, команды придумывают девизы. Не обходится и без талисманов-оберегов . Одним из таких талисманов стал (как вы думаете кто?). Правильно. Бурый Мишка. Известный всеми образ появился не просто так. Медведь всегда связывался с Русью. Мишу успели полюбить все без исключения. Сцена (когда его фигура улетает в небо на закрытии Олимпиады) была вокзальная: один уезжает, другие его провожают. Мы всегда видим, как плачут на вокзалах. А почему плачут? Потому что уезжает кто-то родной. Олимпийский мишка оставил, пожалуй, не меньший след в наших сердцах, чем сами Олимпийские игры. С тех пор прошло более 30 лет, и мало кто может вспомнить имена спортсменов, установивших мировые рекорды. Однако люди всегда с доброй улыбкой вспоминают милого Олимпийского медвежонка. Давайте посмотрим фрагмент закрытия церемонии московской Олимпиады-80(презентация).
3. Закрепление материала
Работа с текстом (на слайде)
До свиданья, наш ласковый Миша.
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес,
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес.
Пожелаем друг другу успеха
И добра, и любви без конца,
Олимпийское звонкое эхо
Остается в стихах и в сердцах.



Задание:

1.Выписать слово до свидания.
Подобрать к нему синонимы из четвертого и пятого куплета.
Расположить слова в порядке усиления эмоциональной окрашенности. (слайд№19)

2.Выписать в столбик из текста выделенные жирным шрифтом слова, подобрать к ним антонимы.(слайд№21)





3. Выписать словосочетание тает время(слайд№25)
Ответить на вопросы:
В каком значении употреблены эти слова.
Как называется такой прием.
Какими словами можно заменить слово тает.
Как мы называем такие слова.


4. Контроль
Игра (найди слово), кто быстрее заштрихует.

Выполнить тренировочный тест.






5. Выводы:
Сегодня на уроке мы вспомнили особенности раздела лексика и обобщили знания.
Узнали историю о российском талисмане Олимпийских игр.
Поднимите вверх смайлики те, кому понравился урок.
Кто собрал три медали? Вы получаете «5».
Запишем домашнее задание: (на выбор) Подобрать стихи или высказывания русских писателей и поэтов о красоте и богатстве родного языка. или
Сочинить сказку о синонимах или антонимах.
До свидания, урок окончен.

Слушают
Наблюдают









Слайд №2(языкознание, единицы языка, лексикология, лексическое значение слова)










Перечисляют праздники(кольца, огонь,белый флаг, талисман).

































Смотрят презентацию.

Чтение текста (распечатки)









Работают в тетради и у доски.





№17Слайд с определением лексики.
№18Слайд (установить соответствие)
№19Слайд Пример синонимов + найти синонимы в тексте.


Слайд №20 (закончи фразу)

№21Слайд Пример антонимов + найти антонимы в тексте.
Слайд №22 (закончи фразу)


Слайд №23,24,25(омонимы,
Многозначные слова,метафора) + найти примеры из текста.
Слайд №22 (закончи фразу)




Слайд№27 (Проверь себя).