Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщение по разделу Я и мои друзья


Дата. 21.03.2016г.
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2- В класс
Базовый учебник: УМК «Школа России» ФГОС Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. 2 класс.
Цель урока: 
- обобщить и систематизировать знания по разделу «Я и мои друзья».
- развивать интеллект, творческие способности;- воспитывать внимательное отношение к окружающим, культуру общения.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование навыка чтения; формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; развитие творческих способностей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, формирование начальных форм рефлексии; формирование умения грамотно строить речевые высказывания, слушать и слышать собеседника, вести диалог, умения работать в группах; развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
формирование позитивной самооценки, самоуважения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Тип урока: урок- обобщение
Оборудование: карточки с заданиями; презентация; учебник.
Структура и ход урока.
Организационный этап. (На доске запись: «Я и мои друзья»)- О чём говорит запись на доске? (Раздел, который мы изучали)
- На уроках мы читали рассказы, стихи о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать настоящим другом?
- А теперь мы отправимся в путешествие по изученным разделам.
- Посмотрите на названия станций и скажите: чем мы будем заниматься на уроке?
2. Актуализация опорных знаний.
1-ая станция «Знакомые лица»
- Произведения каких авторов мы изучали в этом разделе? ( В.Берестов, Э.Мошковская, В.Лунин, Н.Булгаков, Ю.Ермолаев, В.Осеева)
2-ая станция «Робота над ошибками»
- Исправьте ошибки в названиях произведений.
Игра За игрой
Я обиделся Я ушёл в свою обиду
Мы с Вовкой Я и Вовка
Алла, не грусти «Анна, не грусти !»
Два пирожка Два пирожных
Волшебство слова Волшебное слово
Хорошо Хорошее
Потому, что Почему?
- Кто авторы этих произведений? (Расположить названия произведений под портретами авторов)
- Перед вами названия всех изученных в этом разделе произведений. О чём они? (О дружбе)
3. Мотивация учебной деятельности.
- Что такое дружба?
- В толковом словаре Ожегова «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.» (надпись на доске)
- Чему нужно научиться?
4. Работа над темой.
Объединение в 3 группы.
3 станция «Чьи слова?»
Игра «Чьи слова?»
- «Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…» (Старик, В.Осеева «Волшебное слово»);
- «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» (Юрка, В.Осеева «Хорошее»);
- «А меня здесь нет, я путешествую в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи…» (Наташа, Ю.Ермолаев «Два пирожных»)
4-ая станция «Хочу всё знать!»
- Я знаю, что вы любите читать , часто посещаете библиотеку и познакомились с другими рассказами В.Осеевой.
- К каким рассказам эти рисунки?
5-ая станция «Отдыхай-ка!»
По стихотворению «За игрой»6-ая станция «Народная мудрость»
- Соберите пословицы. К каким произведения они относятся?
Не мил свет, когда друга нет. - «Анна, не грусти!»
Дружбу помни, а зло забывай.- «Я ушел в свою обиду…»
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. - «Хорошее»
7-ая станция «Кроссворд»
- Я приготовила вам кроссворд. Разгадаем его и узнаем, кто помогает нам в жизни, без кого нам становится трудно.
Сколько пирожных съела Оля. (2)
Куда «путешествовала» Наташа из рассказа «2 пирожных»? (Африка)
Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (Пожалуйста)
Как звали собаку в рассказе В. Осеевой «Хорошее»? (Трезор)
Как звали героя стихотворения «Я и Вовка»? (Витька).
Как звали подружку Ани из рассказа Н.Булгакова «Анна, не грусти»? (Катя).
д в а а ф ри к а по ж а л у й с т а
т ре з о рв и т ь к а к а т я 8-ая станция «Театр»
- Следующая станция «Театр».
-Что делают в театре? (смотрят спектакли)
- Вспомните правила поведения в театре, которые мы учили на уроке «Окружающего мира»: как нужно вести себя в театре?
Инсценировка текста «Хорошее».
Стихотворение наизусть «Я и Вовка».
5. Подведение итогов.
- О произведениях какого раздела мы говорили? («Я и мои друзья»)
- Какое главное понятие в этом разделе? ( Дружба)
- Давайте попробуем сформировать законы дружбы. У меня получились вот такие законы, я вам их распечатала. Помните их и соблюдайте.
1. Делиться новостями, успехами или неудачами.
2. Уметь хранить чужие тайны.
3. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
4. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
5. Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.
6. Всегда выполнять свои обещания.
7. Доверять.
6. Рефлексия.
- Вы довольны своей работой?
- Мы справились с задачами, поставленными в начале урока?
- Мы все работали дружно. А почему? (Потому что наш класс дружный).
- Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!
- Спасибо за работу, вы все молодцы.
7. Домашнее задание.
Составить рассказ «Мой друг».