ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению ДЛЯ 2 КЛАССА НА ТЕМУ: Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Разработано:
Юськив Оксана Стефановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Петровская школа № 1»
Красногвардейского района
Республики Крым
План – конспект урока по литературному чтению
2 – класс
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Цель урока: Обобщить знания по разделу «Я и мои друзья»
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навык выразительного чтения и навык осознанного
чтения целыми словами; формировать систему читательских умений
(реагировать на поступки героев, давать им оценку); соотносить
основную мысль рассказа с пословицей.
Развивающие: развивать интерес к чтению, умение объяснять своё отношение к
прочитанному, выявлять авторское отношение, развивать
любознательность, творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим
людям; способствовать формированию коммуникативных
компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- электронная презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие
Введение в тему урока.
- Наш урок я хочу начать вот с какого стихотворения.
«Если дружба есть на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать,
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
- Какое произведение мы читали на прошлом уроке?
( В. Осевой «Почему?»)
- Ребята, какова же тема этого рассказа? (Дружба мальчика и собаки)
- А главная мысль? ( Без дружбы – нельзя жить)
Какой раздел мы изучали? ( « Я и мои друзья»)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока.(Обобщение по разделу)
3. Работа по теме урока
По какому предмету мы изучаем похожий раздел?
У вас на партах лежат карточки
Задание 1
Восстанови пословицу ( На листочках)
Без человек друзей корней что дерево ..
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Как вы понимаете эту пословицу?

- На наших уроках мы читали стихи, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вам вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать, «настоящим другом».
Посмотрите на экран и скажите с какого произведения эта иллюстрация?
( волшебное слово) стр. 87
Найди в тексте и прочитай слова, подходящие к картинке.
Посмотрите на следующую картинку.
С какого произведения эта иллюстрация?
«почему?» с. 96
Найди в тексте и прочитай слова , подходящие к картинке.
Посмотрите на следующую картинку.
С какого произведения эта иллюстрация.?
Хорошее с. 93.
Что объединяет эти произведения.
Кто автор их?
В одной из своих книг В. Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: « Дорогие ребята, когда я была такой как вы, я любила читать маленькие рассказы. Они короткие и их можно читать без помощи родителей. Один раз мама меня спросила – «Понравился тебе рассказ?» Я ответила –
- Не знаю, я о нём не думала.
Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.
4 Физкультминутка

Проблемная ситуация. Подумай.
Дружба греет сердца. Она нужна и взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего начинается дружба?
Звучит песня «От улыбки».
Задание ( в группах)
Какие качества вы хотели бы видеть в своём друге?
Распределить на группы слова: верность, равнодушие, отзывчивость, честность, внимание, эгоизм, жадность, лень, откровенность, зависть.

6. Продолжение работы по теме урока.
Посмотрите на экран и скажите к какому произведению эта иллюстрация?
Кто автор? с. 83
С какого произведения эти строки: А меня здесь нет - Не отрываясь от книги, проговорила Наташа, - я путешествую по Африке.
На экране картинка.
Как вы понимаете слова уйти в обиду? В каком произведении герои смогли с ней справиться?
Можно ли назвать Вовку из стиха « Я и Вовка» другом?
Обоснуй свой ответ.
7. Рефлексия.
Тест.
1.Какая пословица подходит к стихотворению В. Берестова
«Гляжу с высоты на обиду.
Теряю обиду из виду.»
А) В каждой шутке есть доля правды.
Б) Дружбу помни, а зло забывай.
В) Жизнь дана на добрые дела.
2. Какая пословица подходит к рассказу Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
А) Остёр на язык, да к делу не привык.
Б) Вежливость открывает все двери.
В) Не мил свет, когда друга нет.
3.Какое слово лучше всего подходит старичку из рассказа «Волшебное слово»?
А) Маг Б) Волшебник В) Чародей
4.Какое волшебное слово сказал старичок в рассказе В. Осеевой
«Волшебное слово»?
А) пожалуйста Б) спасибо В) на здоровье
5. «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Что
означает слово стряпает?
А) стирает бельё Б) стирает пыль
В) готовит еду Г) носит воду
6. Какое желание однажды утром появилось у Юрика из рассказа
В. Осеевой « Хорошее»?
А) чистить зубы
Б) сделать что – нибудь хорошее
В) позавтракать
7. О чём не мечтает Юрик?
А) помочь няне убрать посуду
Б) спасти няню
В) спасти сестру
Г) спасти собаку
8. Что разбил мальчик в рассказе В. Осеевой «Почему?»
А) мамину вазу
Б) свои коленки
В) папину чашку
9. Выбери ответ, который ты считаешь правильным (по рассказу В.
Осеевой «Почему?»)
А) Мальчик боялся наказания.
Б) Мальчик признался в своём поступке, потому что его мучила
совесть.
В) Мальчик жалел маму.
10. К какому произведению подходит пословица: «Вежливость
открывает все двери»?
А) «Почему?» Б) «Хорошее» В) «Волшебное слово»


8. Подведение итога работы.
- На каждом столе есть конверт с буквой. Давайте соберём их вместе и подумаем, что из них можно составить.
(Дети собирают слово дружба)
- Какое замечательное слово! А Какие однокоренные слова можно подобрать к слову дружба.
(Дети предлагают свои варианты)
- Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь .
А кого вы вспоминаете?
(Дети называю своих друзей)
Да! Для некоторых из вас «друг» - это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс. Другом может стать умная книга, интересный человек, даже любимая игрушка. Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям.
Закончить наш урок хочу вот такими словами.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжныё друг
Ему протянет руку!
9. Домашнее задание.
Нарисовать портрет своего друга и подготовить рассказ на тему «Мой друг».


Верность равнодушие
Отзывчивость честность
внимание эгоизм жадность лень откровенность зависть.

Верность равнодушие
Отзывчивость честность
внимание эгоизм жадность лень откровенность зависть.

Верность равнодушие
Отзывчивость честность
внимание эгоизм жадность лень откровенность зависть.

Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.
Человек без друзей ,что дерево без корней.

Д р у ж б а