ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 2. ЗАДАЧА
Тема: ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 2. ЗАДАЧА
Цель урока: отрабатывать умение детей прибавлять и вычитать число 2.
Планируемый результат: формировать умение использовать термины «слагаемое», «сумма»; познакомить учащихся с отличительными особенностями задачи.
Формирование УУД:
- Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.- Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски (контрольного листа).
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Основные понятия: прибавить, вычесть, задача, условие, вопрос, решение, ответ.
Ресурсы: учебник Моро М.И., Волкова С.И. Математика, 1 часть. Карточки с заданиями, контрольные листы для самопроверки.
Организация пространства: фронтальная, групповая работы, работа в парах, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление знания состава чисел.
Игра «Назови соседей».
III. Отработка умения учащихся прибавлять и вычитать число 2.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Для этой цели учитель может использовать задание 7 (с. 81 учебника, часть 1). Поможет детям «домино». Работа идёт по столбикам.
Например:
(Первое слагаемое – один; второе слагаемое – два; сумма чисел – три. Три – это два и один, значит, три равно один плюс два (или к одному прибавить два).
Три – это два и один, значит, если из трёх вычесть два, получится один.)Аналогичная работа проводится с остальными столбиками.
Затем учащиеся, подробно объясняя, выполняют задание 5 (с. 81 учебника, часть 1). Задание может быть записано в тетрадях.
Например: 10 – 2
10 – 1 = 9
9 – 1 = 8, значит,
10 – 2 = 8
8 + 2
8 + 1 = 9
9 + 1 = 10, значит,
8 + 2 = 10
10 – _ = 9
(10 – это 9 и 1, значит, чтобы получить 9, надо из 10 вычесть 1, или: 9 – предшествующее десяти число, значит, чтобы из десяти получить 9, надо из 10 вычесть 1.) И т. д.
Физкультминутка
IV. Знакомство с задачей.
1. Составные части задачи. Отработка понятий «условие» и «вопрос» задачи.
Учитель читает текст задачи 1 (с. 80 учебника, часть 1).
– О чём рассказ?
– Что в нём известно?
– Что требуется узнать?
– Какое действие выберете, для того чтобы ответить на поставленный вопрос?
– Почему так считаете?
– Запишите решение.
З а п и с ь: 6 + 2 = 8 (к.).
Далее учитель сообщает детям о том, что такие краткие (математические) рассказы, над которыми они работали на протяжении многих уроков, в математике называются задачами.
Любая задача состоит из д в у х основных ч а с т е й: то, что в задаче известно, – это условие; то, о чём спрашивается (неизвестно), – это вопрос. В задаче есть данные (известные) числа и искомое (неизвестное) число.
В задаче не говорится, какое действие надо выполнить.
Далее идёт отработка понятий условие и вопрос в ходе решения других задач. (Учитель может использовать задачи 2, 3, данные в учебнике на с. 80, либо задачи из задания 1, с. 22 в тетради № 1, либо какие-то иные задачи.)
Например, один из учащихся читает задачу 2 из учебника.
– Прочитайте только условие задачи.
– Каков вопрос задачи? Прочитайте его.
– Назовите данные числа.
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Почему так считаете?
– Запишите решение задачи.
Физкультминутка
2. Работа над задачами.
Учащиеся под руководством учителя разбирают и решают ещё 1–2 задачи.
V. Работа с геометрическим материалом.
Учитель просит учеников рассмотреть чертежи в задании 4 (с. 22 в тетради № 1).
– Какие линии изображены на чертеже?
– Сколько звеньев в каждой ломаной?
– Измерьте каждое звено первой ломаной.
– Запишите длину звеньев.
– Что заметили?
– На сколько первое звено короче второго?
– Запишите неравенство.
– Измерьте каждое звено второй ломаной.
– Запишите длину звеньев.
– На сколько первое звено длиннее второго?
– Запишите неравенство.
– Проверьте работу друг друга.
VI. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока учитель может предложить детям задание на смекалку (с. 81 учебника, часть 1) «Как зовут мальчиков?».
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Оцените свою работу.