Педагогическая статья Развитие музыкальных способностей у детей среднего школьного возраста средствами музыкального фольклора
lefttop00
Бутримова И.А.
Педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества» Корочанский район Белгородской облаятиРазвитие музыкальных способностей у детей среднего школьного возраста средствами музыкального фольклора
(на примере детского вокального ансамбля русской народной песни « Ладушки»)
В настоящее время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира детей, их внутреннего «Я». Эту задачу по развитию личности обучающихся помогает решить кружковая работа, в частности, занятия по фольклору. Примером может служить творческая деятельность детского вокального ансамбля русской народной песни « Ладушки» МБУДО «Дом детского творчества». Участниками данного коллектива являются дети среднего школьного возраста. Этот период психофезического развития в педагогике принято называть – подростковым, который характеризуется рядом признаков:
- стремление приобщаться к миру взрослых;
- ориентацией поведения на нормы и ценности «взрослого мира»;
- временным представлением о себе (образ «Я» в настоящем, прошлом и будущем).
Этот этап считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. В этом возрасте наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности, даже в той области, в которой ребенок одарен.
На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия не являются показателем признания в среде одноклассников. Это осложняет межличностные отношения.
Существенную роль в социокультурной адаптации школьников играет работа детских объединений по фольклору в рамках теоретических и практических занятий. В ходе уроков проводится идея комплексного подхода в развитии обучающихся – соединение песни, хореографии, народоведения необходимости психолого – педагогического изучения каждого обучающегося, в плане общения в коллективе – бережное отношение к каждому.
Приобщение к устному народному творчеству осуществляется посредством всех форм деятельности Дома детского творчества:
– детские объединения эстетического цикла;
– концертные программы;
– семейные праздники;
– конкурсы и фестивали искусств;
– экскурсии.
Благотворно влияют на работу детского объединения конкурсы народного искусства, где обучающиеся, занятые одним видом творчества, могут познакомиться программами других коллективов.
Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских и районных смотрах. Принимая участие в них, обучающиеся осваивают разнообразный песенный репертуар, понимают, что они занимаются значимым делом.
В ходе работы по развитию творческих способностей учащихся среднего школьного возраста посредствам музыкального фольклора возникает ряд проблем. Это набор в детское объединение мальчиков, а также учащихся старших классов. Проблему представляет незаинтересованность некоторых родителей. Эту проблему желательно решать укреплением связи с семьей, через организацию семейных праздников.
Для совершенствования работы необходимо поднять престиж детей, занимающихся фольклором. Для этого нужны сценические костюмы, кабинет для занятий, дидактический материал, инструментарий.
Таким образом, сегодня возрастает значимость работы педагогов по пропаганде народного творчества во имя пробуждения в обучающихся чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества. Список использованной литературы
Аникин, В.П. Детский фольклор. – Л.: Просвещение,1983
Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1996.
Земина, А.Н. Детский музыкальный фольклор. – Москва, 2000.
Традиционное народное музыкальное искусство и современность. – М.: ГМПИ им. Гнесеных, 1982.