Конспект урока по русскому языку Учимся различать падежи имен существительных.



План урока
По Русскому языку
Тема: «Учимся различать
падежи имен
существительных»

Дата:
Тема: «Учимся различать падежи имен существительных.»Цель: «Закрепление и систематизация знаний о падежах имени существительного».Задачи: 1.Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже. 2.Развивающая: Развивать речь, мышление, внимание. 3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: картина, предложения, доска, мел, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2.Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять и различать падеж имен существительных. 3.Минутка чистописания.
- Спишите буквосочетания, продолжив закономерность
Срв Вср Рвс- Прочитайте. Спишите.
Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
4.Орфографическая работа.
Словарный диктант по теме «Овощи».Б…клажан, г…орох, к…бачок, к…пуста, к…ртофель, м…рковь, …гурец, п…мидор, р…диска, с…лат, ч…снок.
5.Работа по теме урока. - Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.) - Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.) - А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.) - Вот каким увидел зимний лес С.Есенин. На доске Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. - Назовите имена существительные, записанные на второй строчке. - Форма. какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного падежа единственного числа является начальной для имен существительных). - Есть ли здесь имена существительные в начальной форме? - Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род. Поработаем с именами существительными в начальной форме. Диктант – цепочка. (Диктую по три слова). Мороз, метель, снегопад, Шубка, снеговик, лед, Снегирь, лыжник, северный. - Кто записал все слова? - Какое слово вызвало затруднение? - Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное). - В каком падеже стоят имена существительные? - Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога). - Как называются остальные падежи? (Косвенными). - Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение). – Просклоняем существительное снег: - Что происходит с существительными при склонении? (Изменяется окончание) - Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать. (Устно) - Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании. Прочитать предложения. Списать, вставляя пропущенные буквы.
На доске На старой б_резе с-дела любопытная с_ничка. Она с интересом наблюдала за д_тьми под деревом. (Проверяем коллективно) - Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (О правописании безударных гласных). - Как же проверить безударную гласную? - Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены? - Что знаете о падеже подлежащего? (Подлежащее всегда стоит в именительном падеже). - Как определить падеж имени существительного в предложении? Памятка.
ПАДЕЖ Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги
Именительный падеж есть Кто? Что? Родительный падеж нет Кого? Чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у
Дательный падеж дать подойти к Кому? Чему? к, по
Винительный падеж вижу Кого? Что? под, за, про, через, в, на
Творительный падеж доволен Кем? Чем? за, между, над, под, с
Предложный падеж говорить О ком? О чём? в, о, об, на, при
Для существительного в предложении нужно: 1. Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже. 2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.
Физкультминутка. Зимняя зарядка. Не боимся мы пороши – Мы шагаем по сугробам, Ловим снег, По сугробам крутолобым. Хлопок в ладоши! Поднимай повыще ногу, Руки в стороны, по швам – Проложи себе дорогу! Снега хватит нам и вам!
6.Самостоятельная работа. - Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить. Ветка (рябина) (Р.) (Ветка рябины) Гулять (улица) (Д.) (Гулять по улице) Любоваться (снежинка) (Т.) (Любоваться снежинкой) - Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)
Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней: О русской природе, о милой природе, О тающем снеге, о ясной погоде, О яблонях в наших садах, О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце сквозистых берез, О гроздьях рябины, о шорохах бора, О ландышах ранней весной. - Узнали падеж? Докажите. - Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).
Работа по учебнику.
Страница 153 упражнение 345.
7. Итог урока. - Чем же мы занимались на уроке? - Какое задание вызвало затруднение? - Какое задание понравилось?
Домашнее задание.
Страница 155 упражнение 348.
На старой б_резе с-дела любопытная с_ничка. Она с интересом наблюдала за д_тьми под деревом.