Проект по профилактике преступности среди несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних «Мы вместе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Кропоткин



Проект по профилактике преступности среди несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних «Мы вместе»






Автор проекта: Рыбъякова Светлана Валерьевна
учитель русского языка и литературы, классный руководитель
МБОУ СОШ № 11






г. Кропоткин
2016 год


Пояснительная записка

- Название проекта по профилактике преступности среди несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних «Мы вместе».
- Ф.И.О. автора проекта: Рыбъякова Светлана Валерьевна.
- Обоснование актуальности проблемы:
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.
Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Актуальность проекта «Мы вместе» обусловлена именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.
Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы совместно с учреждениями дополнительного образования г. Кропоткин, через групповые и индивидуальные занятия социально-психологической службы с обучающимися и их родителями.

Адресаты проекта

Участниками данного проекта являются две целевые аудитории:
Внутришкольная общественность: в первую очередь, учащиеся 1 – 11 классов МБОУ СОШ № 11 и их родители (законные представители), а также педагоги школы;
Внешкольная общественность: родители будущих учащихся, жители микрорайона, представители других образовательных учреждений, потенциальные спонсоры, учреждения и ведомства профилактического пространства.
Участие в проекте осуществляется на добровольной основе.

3.Цели и задачи проекта

Цель проекта: организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних; воспитание физически здорового человека; вовлечение подростков в профилактическую агитационно – пропагандистскую деятельность по формированию негативного отношения к асоциальному поведению.
Задачи проекта:
Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
Профилактика негативных явлений: алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, злоупотребления психоактивными веществами.
Поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни у участников образовательного процесса.
Совершенствовать внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.
Привлечение социальных партнеров к проблеме безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

4.Планируемые сроки осуществления проекта

Сроки реализации проекта: социальный проект рассчитан на 3 года
I этап - организационный
№ п\п
Направления по видам деятельности
Технологии (формы) по видам деятельности
Ответственные
Основные следствия проведения данных мероприятий

1
Проведение социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних
Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники)
Социальный педагог, психолог, классные руководители
Создание и реализация программы по работе с конкретным ребёнком и семьей; подготовка рекомендаций по проф. работе

2
Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных видах помощи


Составление:
-социальных паспортов класса, школы;
-индивидуальной психолого-педагогической карты обучающегося;
психологического заключения
Социальный педагог, психолог, классные руководители
Создание благоприятной среды для успешной социализации и реализации детско-родительских отношений; организация развивающей работы

3
Организационно-методическая деятельность
Разработка сценариев, тематических планов, семинарских и клубных занятий
Зам директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог
Создание эффективной среды для коррекционно-развивающей работы; поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность

4
Поиск социальных партнеров для реализации программы
Заключение соглашений о сотрудничестве
Руководитель ОУ
Составление планов совместной деятельности

II этап - практический

1
Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения

групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультация
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР
Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков; создание эффективной среды для успешного становления личности

2
Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления психоактивных веществ
индивидуальные и групповые занятия, консультации
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, мед. работник, зам. директора по ВР
Формирование специальных знаний; создание здоровьесберегающей среды

3
Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители
Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков

4
Профилактика суицидального поведения подростков

индивидуальные и групповые, занятия, консультации
Педагог-психолог
Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков

5
Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних

индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР
Контроль эффективности обучения и воспитания; выработка рекомендаций; составление плана дальнейшего сотрудничества

6
Промежуточная диагностика

Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники, наблюдение)
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители
Мониторинг результатов проведенной работы

7
Диагностика эффективности ожидаемых результатов
Методы опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители
Мониторинг результатов

8
Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами
Проведение круглого стола
зам. директора по ВР
Мониторинг успешности

III этап - итоговый

1
Разработка и издание методических материалов
Выпуск методического сборника, буклетов, информационных листов
зам. директора по ВР
Презентация методических материалов программы

2
Обобщение и распространение опыта, освещение в средствах массовой информации
Размещение материалов на сайте школы, Управления образования
зам. директора по ВР
Презентация программы

3
Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы
Семинары-практикумы, мастер-классы
зам. директора по ВР, методисты школы
Подача информации о проведенной работе; составление планов сотрудничества

Место реализации: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кропоткин.

Содержание проекта

Проект «Мы вместе» рассчитан на 3 года и ориентирован на все возрастные категории обучающихся, родителей и коллектив педагогов МБОУ СОШ № 11. Главным исполнителем проекта является Администрация школы, соисполнителями мероприятий – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.
Проект опирается на принципы: добровольности, комплексности, конфиденциальности, компетентности, позитивности, объективности. Формирование групп в том или ином направлении проекта и участие в мероприятиях происходит только на добровольной основе и по желанию несовершеннолетних. В ходе диагностического обследования собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения поставленных задач, отраженных в направлении деятельности в рамках проекта. Вся работа проводится квалифицированными, подготовленными специалистами, знакомыми с последними достижениями в области психологии, специальной и коррекционной психологии и педагогики, психодиагностики.
Работа образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строится по следующим направлениям: профилактическая работа по предупреждению и предотвращению отклоняющегося поведения обучающихся; профилактика злоупотребления психоактивных веществ, суицидального поведения подростков; коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. Формы работы с обучающимися определяются в соответствии с возрастными особенностями:

Классы
Возрастные особенности
Формы работы

1-4 классы
- Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. - Ведущая учебная деятельность. - Преобладает мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. - Недостаточно развита волевая сфера. - Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности. - Значимо мнение взрослых (непререкаемый авторитет)
Беседы, классные часы. Наблюдение, опрос, анкетирование.
Сюжетно-ролевые, психологические игры и упражнения.
Просмотр видеосюжетов, мультипликационных и художественных фильмов, театрализованных представлений. Чтение художественной литературы. Организация внеурочной деятельности.

5-7 классы
- Формируется чувство взрослости. - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии. - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников. - Отдаление от семьи. - Развитие спортивных, технических, художественных интересов. – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план
Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д.
Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения. Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело.
Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы. Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия.

8-9 классы
- Половое взросление, гормональные изменения. - Меняется система ценностей и интересов. - Зависимость от микросреды и конкретной ситуации.

Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Психологические игры и упражнения, тренинговые занятия. Элективные курсы. Практико-ориентированный курс «Твоя профессиональная карьера». Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. Коллективное творческое дело.

10-11 классы
- Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и подготовительных курсов - Для юношей актуальна служба в армии
Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, конференции, классные часы. Предметные декады. Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность.


План-график мероприятий

№ п\п
Описание видов деятельности, мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные

1
Разработка и обсуждение проекта по профилактике правонарушений обучающихся
апрель 2017г.
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

2
Проведение первичной диагностики детей и родителей
май 2017г.
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

3
Подготовка практических материалов для реализации мероприятий проекта
май – август 2017г.
педагог-психолог, социальный педагог

4
Формирование целевых групп для проведения профилактической работы
сентябрь 2017г.
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

5
Сбор сведений и обновление данных о социальном составе обучающихся школы, выявление:
- детей из социально-незащищенной категории; - детей из многодетных семей;   
- подопечных детей и детей-сирот; - детей-инвалидов; - детей «группы риска»; - неблагополучных семей.
ежегодно сентябрь
социальный педагог, классные руководители

6
Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава школы
ежедневно
социальный педагог, классные руководители

7
Проведение «Дней правовых знаний» (подготовка тематических материалов, наглядных пособий и т.д.).
- Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних (приглашение специалистов)
ежегодно 1 раз в квартал

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

9
Организация и проведение классных и воспитательских часов по темам:
- Правила поведения в школе
- Соблюдай правила дорожного движения
- Правила оказания первой помощи
- Профилактика травматизма
ежегодно по отдельному плану
социальный педагог, классные руководители

10
Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии.
ежегодно
учителя-предметники

11
Организация и проведение тематических бесед, диспутов и лекций для детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и т.д.)
ежегодно по отдельному плану
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

12
Уроки мужества
ежегодно (каждый четверг)
учителя-предметники, библиотекарь

13
Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди несовершеннолетних специалистами различных медицинских учреждений
ежегодно по отдельному плану
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

14
Оформление тематических информационных  стендов по проблемам  наркомании,  табакокурения, алкоголизма
ежегодно 1 раз в квартал
социальный педагог

15
Оформление выставки в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании
ежегодно
библиотекарь

16
Проведение мероприятий по профилактики правонарушений в подростковой среде (кукольные спектакли, концерты, конкурсы т.д.)
ежегодно
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

17
Привлечение несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях

ежегодно
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

18
Фестиваль «Мы разные, но мы вместе!» (5-11классы)
ежегодно (ноябрь)
зам. директора по ВР, классные руководители

19
Осуществление работы ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для обучающихся 8-9 классов
ежегодно

педагог-психолог


20
Проведение циклов коррекционных (индивидуальных и групповых занятий) по направлениям: 1.Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения.
2.Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления. 3.Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. 4.Профилактика суицидального поведения подростков. 5.Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних.
в течение всего периода реализации проекта
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

21
Работа лектория для родителей:
- Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО - Ошибки семейного воспитания. Как помочь ребёнку, если у него проблемы в общении, поведении (памятки для родителей) - Трудности адаптационного периода пятиклассников - Психологические особенности младшего школьного возраста
- Подросток. Трудности переходного возраста - Знакомство с процедурой ГИА, ЕГЭ (для 9-х, 11 классов) - Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних
- Особенности воспитания будущего мужчины
- О влиянии СМИ на психику ребёнка
ежегодно сентябрь, май

октябрь



октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель


зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

22
Мониторинг результатов реализации проекта
май 2018г.
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

23
Разработка и выпуск буклетов, информационных листов
В течение всего периода реализации проекта
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог


Кадры проекта

Внедрение проекта проводится под руководством директора школы и заместителя директора по воспитательной работе.
Комплектование педагогического состава, проекта производится из штатных сотрудников МБОУ средняя общеобразовательная школа №11:
- заместитель директора по ВР - 1;
- социальный педагог - 1;
- педагог-психолог - 1;
- классные руководители - 26;
- педагоги дополнительного образования - 2;
- учителя-предметники - 36;
- медицинский работник – 1;
- библиотекарь - 1.



Партнеры по проекту

Организация профилактической деятельности образовательного учреждения требует разработки целенаправленной комплексной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе взаимодействия и сотрудничества с Администрацией МО Кавказского района; Центром внешкольной работы; медицинскими работниками и специалистами МБУЗ «КГБ»; Органами внутренних дел; Отделом по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органами управления социальной защиты населения; Органами опеки и попечительства; Службой занятости населения; родительской общественностью.
Общий контроль реализации проекта осуществляет директор МБОУ СОШ №11. Текущий контроль возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по учебной работе.

Предполагаемые результаты

В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
У обучающихся:
Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.
Формирование умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повышение уровня воспитанности.
Определение позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
Повышение правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.
Осознание системы половых ролей, социальных функций, понимание, что есть «мужское» и «женское».
Усвоение знаний о способах сохранения здоровья.
Совершенствование коммуникативных навыков.
У родителей:
Формирование у родителей адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.
Понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
Повышение социальной роли родителя, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.
Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
степень включенности педагогов в программу;
продуктивность профессиональной деятельности;
высокий уровень групповой сплоченности;
создание условий для развития личностного потенциала каждого ребёнка, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.
Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
уменьшение количества несовершеннолетних «группы риска»;
снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;
формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе детско-родительских отношений;
уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
благополучное прохождение социализации подростков в обществе;
формирование негативного отношения к злоупотреблениям и положительно устойчивого отношения к здоровому образу жизни;
уменьшение количества подростков, склонных к суицидальным проявлениям отсутствие суицидальных попыток среди подростков.

9.Устойчивость проекта

Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Предполагаем, что успешная реализация проекта подготовит и привлечет к участию в профилактике правонарушений несовершеннолетних не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, учащихся, их родителей и партнеров по проекту.
Проект рассчитан для учащихся от 7 до 17 лет на три года и является
документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка проекта допускается ежегодно в соответствии с результатами анализа, работы всех структур школы.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Рисунок 1E:\Для презентаций\КАРТИНКИ, ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ, РИСУНКИ\картинки\2008_01_26(19-40).jpg Заголовок 115