Урок русского языка на тему «Правописание приставки и предлога»
Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 6 классе
Учитель русского языка Рымар Ирина Викторовна
Тема: «Правописание приставки и предлога»
Цель: в весёлой игровой форме повторить то, что учащиеся знают о приставке и предлоге. Познакомить с приёмами различения предлогов и приставок.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие о приставке и предлоге;
- Продолжить обучать учащихся различать приставку и предлог;
- Пополнение словаря учащихся.
Коррекционно - развивающие:
- Способствовать развитию внимания, памяти на основе работы со словарными словами;
- Развивать память, работая над орфографическими правилами и понятиями;
- Развитие устной речи учащихся при ответах на вопросы и высказываниях;
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз.
Воспитательные:
- Воспитывать умение организовать рабочее место, правильно подготовить его к уроку;
- Воспитывать умение правильно оценивать свою работу и одноклассников, посредством самостоятельного анализа работы и выставления оценок;
- Воспитывать осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками при изучении родного языка. Оборудование: презентация, орфографическая таблица «Приставка и предлог», раздаточный материал (карточки с индивидуальным заданием)
1. Орг. момент.
-Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева в начале окажем внимание гостям.
Мы рады приветствовать вас в классе.
Возможно, есть классы лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать
Начнём же урок, будем время беречь.
-Спасибо, будем надеяться, гости с удовольствием проведут время в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Рядоговорение.
число…
месяц…
день недели…
время года…
Запись числа, классная работа.
2. Словарная работа.
-Прочитайте слова.
Перрон
Антенна
Коммунист
Телеграмма
Вставьте пропущенные буквы, запишите в тетрадь.
Выделите орфограмму.
Что объединяет эти слова (словарные слова),
Какую орфограмму в словах надо запомнить? (двойная согласная) Поднять карточку «да», «нет». Поставьте себе плюсик на полях у кого правильно и минус-у кого допущены ошибки.
3. Формирование темы и планирование деятельности на уроке.
Рассмотрите картинки на доске (альбом, кисть, краски).
Для чего эти предметы? (для рисования)
Что надо делать кистью? (рисовать)
Образуйте новые слова от данного (на, при, об, с, пере, за, до, по, под).С помощью чего образовались новые слова? (с помощью приставки)
Что такое приставка? (часть слова, служит для образования новых слов)
Что надо знать о приставках, чтобы правильно их писать? (пишется слитно со словами)
Как вы отличили приставку от предлога?
Какое правило вам помогло? (глаголы «не дружат с предлогами»)
-Предлоги никогда не пишутся перед глаголом, потому что не дружат с ними.
-Может кто-нибудь догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о предлогах и приставках)
4. Изучение нового материала.
-Сегодня мы с вами продолжаем открывать тайны русского языка. Будем учиться различать приставки и предлоги при письме. Есть такая часть нашей речи, которая частью слова не является, её часто путают с приставкой.
Это-предлог.
Посмотрите на это яблоко:
Если мы отрежем часть яблока-это будет частью этого яблока и с ней яблоко будет целым. А вот листик на черенке яблока. Это листик этого яблока, но частью яблока он не является.
Также и предлог.
Он относится к слову, но частью слова не является.
Посмотрим на примерах: запись в тетради.
В классе – в нашем классе.
На отдыхе – на летнем отдыхе.
Что мы сделали? (мы добавили слово)
Мы не просто добавили слова, мы эти слова вставили между предлогом и словом. Добавили черенок между яблоком и листиком. Вот если между двумя такими словами можно вставить еще одно слово, то первое слово является предлогом.
Между ними можно также вставить вопрос ( в каком классе?).
Давайте сделаем вывод:
(предлог-самостоятельное слово, пишется раздельно со словами,
работа предлога связывать слова по смыслу)
Если между предлогом и словом можно вставить еще одно слово или вопрос, то первое слово является предлогом.
5. Физминутка.
6. Тренировочные упражнения.
-Давайте уточним это правило и попробуем вставлять слова между предлогом и словом:
(по)шел (по)дороге,
(за)бежал (за)угол,
(у)видел (у)товарища,
(с)писал (с)образца,
(на)писал (на)доске,
(за)двинул (за)шкаф,
(про)читал (про)героя.
-А теперь сформулируйте правило что же такое предлог? И как он пишется? (на доске правило подсказка).
Давайте повторим правило что такое предлог и как он пишется.
7. Устная работа. Развитие речи.
Необходимо вставить и предлог и объяснить значение образного выражения.
Зарубить _носу (хорошо запомнить)
Льёт как _ведра (проливной дождь)
Ушки _макушки (прислушиваться)
Язык _костей (болтливый человек)
Летать _облаках (не слушать, мечтать)
8. Работа с предложением.
Орёл (с)вил себе гнездо (на)дереве.
Вскоре (в)гнезде появились птенцы.
9. Итог урока. Оценки за урок.
-Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе, что бы вы могли рассказать ему о предлоге? (предлог самостоятельное слово, пишется раздельно со словами, служит для связи слов , повторение правила)
-Оцениваю деятельность учащихся на уроке.