Конспект урока по русскому языкуна тему: Корень слова. Однокоренные слова.


Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока:
обобщить знания детей об однокоренных словах.
Задачи урока:
Обучающие:
повторить изученные признаки однокоренных слов;
проверить сформированность понятия: корень слова;
совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:
развивать память и орфографическую зоркость;
развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
Воспитательные:
привить культуру общения на уроке;
привить любовь и уважение к различным профессиям.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У каждого слова свой смысл, своя суть.
И если ты проникнешь в тот мир-
Слово за это тебе наградит.
-В нашем языке тысячи слов. У многих из них интересная история. Изучая её, мы можем ответить на разные вопросы. Когда появились слова? Как произошло то или иное слово? Что обозначало раньше? И мы продолжаем знакомиться со словами, но сначала минутка чистописания.
2.Минутка чистописания:
С с С с ( дайте характеристику звукам)

-Назови дни недели, месяцы, времена года, в которых есть буква с.
-Вспомните, какие слова, начинающиеся на звук с, звучали в стихотворении?
(слово, смысл, суть).
-На прошлом уроке мы познакомились с новыми словами и их значениями. Давайте их вспомним. Разгадаем кроссворд:
Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье)
Маленький, варёный пирожок. (Вареник)
Жидкое горячее кушанье. (Варево.)
Большая ложка для разлива горячей пищи. (Поварёшка)
Мастер по приготовлению пищи. (Повар)
Повар на судне. (Кок)
   
-Запишите слова из кроссворда через запятую в тетрадь.
- Какое слово по вертикали у нас получилось? (корень)

- Почему, как вы думаете? (Корень-это тема нашего урока).
- А что такое корень? (Корень-это главная часть слова).
- А почему главная? (В ней заключён главный смысл слова и корень есть у всех слов).
- Посмотрите на кроссворд и назовите лишнее слово.
- Почему оно лишнее?(Это слово кок, т.к. оно не является однокоренным) .
- А какие слова мы называем однокоренными? ( Однокоренные слова - это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению).
- Выделите корень у однокоренных слов.
- У какого слова вы не выделили корень? (Кок).
- А у всех ли слов есть корень? (Да).
- Давайте и у этого слова найдём корень. Как правильно это сделать? (Нужно подобрать однокоренные слова и найти общую часть-это и есть корень)
-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову кок. (Не получается).
- Это слово пришло к нам из Голландии, оно заимствованно из другого языка. Однокоренных слов не имеет. Корень здесь всё слово кок.
Физминутка.
Упражнение в различении однокоренных слов.
-А от судового повара вам задание:

-Найдите корень в этих словах. Как правильно это сделать? ( Необходимо подобрать однокоренные слова и найти общую часть)
Дети выполняют работу самостоятельно в тетрадях, затем коллективная проверка.
-Какое слово может быть здесь лишним? (Дачник, т. к. это не профессия)
-Ребята, а давайте попробуем составить текст, который бы начинался так:
Каждый занят своим делом! и в каждом предложении должны быть однокоренные слова.
(Учитель учит детей. Печник кладёт печи. Повар варит обед. Грузчик грузит грузы. и т.д.)
-Какие пословицы о труде вы знаете?
Дело мастера ______________.
Терпенье и труд всё ____________.
Каков мастер –такова и _____________.
Мало хотеть, надо _______________.
Труд кормит, а лень _____________.
Человек от лени болеет, а от труда ______________.
Все работы хороши – выбирай на ___________.
- Какая пословица стала бы завершающим предложением в нашем тексте? (Все работы хороши – выбирай на вкус!).
Физминутка.
-Как дворник метёт улицу?
-Как повар мешает суп?
-Как маляр красит стену?
-Как доктор стряхивает градусник?
- Как шофёр крутит баранку?
- Как парикмахер делает причёску?
-Ребята, а вы уже выбрали себе профессию? Дома вы должны будете написать небольшой рассказ о том, кем вы хотите стать. А что же сейчас?
-Какой ваш главный труд на сегодняшний день?
Прочитайте про себя текст. Затем вслух читает 1 ученик.

-Для чего же нужно учиться?(Чтобы легче было в работе).
Самостоятельно выпишите однокоренные слова и выделите корень.
Проверка.

Итог урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?