Технологическая карта по русскому языку на тему Приставка, ее роль в слове (2 класс) УМК Перспектива 
                                                      Технологическая  карта  урока  русского  языка во 2 «А» классе
Автор
Харламова Татьяна Юрьевна - учитель начальных классов
МБОУ «СОШ «Технический лицей» 
Обнинск, Калужская область
Класс 2
Предмет Русский  язык
УМК, базовый учебник УМК «Перспектива»
«Русский  язык 2 класс» (в двух частях) Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина            Москва,  Просвещение 2015 г.
Тема: «Приставка, ее роль в слове»
Тип урока по целеполаганию: урок  открытия новых знаний
Цель урока: познакомить обучающихся с новой частью слова – приставкой. 
Задачи урока: учить выделять приставку в словах, находить в тексте  слова с приставками, правильно употреблять в речи слова с приставками.                       
Формы организации учебной деятельности: парные, индивидуальные, фронтальные.
Планируемые результаты:
Личностные:  развивать познавательный  интерес к наблюдению за словом, интерес к родному  языку.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную  задачу; развивать умение  работать с информацией; планировать и выполнять действия 
для  решения  учебной  задачи; контролировать  оценивать результаты  своей  работы.
Познавательные: выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать  изученный материал.
Коммуникативные: участвовать в  коллективном  обсуждении  вопросов, высказывать свою  точку  зрения и  прислушиваться к  
мнению других, развивать  умение  работать в паре.
Этапы урока Ход  урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяΙ.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Посмотрите  на доску, что за  знаки  там  записаны?
                 А,В,Г,Д,Е,З,И,К,Л,                 СЛАЙД 1
   - На  какие  две группы  их  можно разделить?
Все знают, что согласных звуков  в русском  языке больше.
С согласных звуков  начинаются  многие  хорошие  слова. Вот  лишь  некоторые из  них:
                        желание
старание               СЛАЙД 2
                       достижение
- Если  у  вас  будет  желание работать,  если    приложите  старание на уроке, то  непременно нашим  достижением станут хорошие  результаты  и  новые знания. Это и есть  своеобразный  план  нашего  урока.
- Появилось желание работать? Настраиваются на работу. К.Взаимодействуют с учителем во время приветствия.
Р.Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Минутка  чистописания- Сегодня на минутке  чистописания мы будем  писать 
буквы   Я   Е   Е   Ю (чистописание урок 114)
-Что вы можете сказать про эти буквы?-Какая орфограмма в словах(разделительный ь знак)
Найди пары слов: говорить-беседовать, веселье-грусть, месяц-месяц, кружки-кружки.  СЛАЙД 3
Выбери предложение с фразеологизмом:
-Держать язык за зубами. (Объяснить фразу)
-Не хорошо показывать людям язык.   СЛАЙД 4
Прописывают буквы, слова
Находят пары слов. Определяют: синонимы, антонимы, омонимы, омографы.
Самостоятельно работают  в тетради. П.Выделяют  существенную информацию.
Р.Дополняют  и  уточняют высказанные мнения  по  существу поставленного  задания.
ΙΙ.Актуализация знаний. 
Формулирование проблемы, планирование деятельности 
- Прочитайте  слова, записанные  на доске. Чем  они похожи?
                                           цветы
                                 следы                  СЛАЙД 5
  выходы
- Назовите и выделите орфограмму, которая  встречается в каждом  слове. Вспомним    правило, как  проверить безударную гласную в корне слова ?- Давайте  поиграем в игру «Третий  лишний».
Среди  этих слов  найдите  лишнее.    
- Я могу эту  часть убрать (убираю) и опять приставить 
-Как же  можно назвать эту часть, если её можно убрать, или приставить к  корню?
-   Проверим наше предположение по учебнику с.57
Наблюдают за  словами, находят  лишнее слово, объясняют орфограмму.
Находят лишнее слово
Выходы  т.к. в этом слове  есть новая  часть.
Помощник у доски демонстрирует  действия с приставкой.
Формулируют тему урока  «Приставка».
Р.Слушают в соответствии с целевой установкой.
П.Выдвигают предположения о теме урока;                
 отвечают на вопросы. 
К.Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме.
ΙΙΙ.
Работа по теме урока.
Построение выхода из затруднения.
- Что нового узнаем на уроке?
1)Что такое  приставка?
- Поставьте перед собой задачи:
2)Где стоит приставка в слове?
3)Для   чего  нужна приставка?
4)Как обозначается приставка?
-На все эти вопросы вам  поможет ответить профессор  Самоваров на с. 57 в учебнике.
-Поработайте по рядам и  изучите  информацию:
*1ряд найдёт ответ на 1-ый вопрос.
*2ряд – на 2-ой вопрос.
*3ряд – на 3-ий вопрос.
*А  на 4-ый   вопрос отвечу я.
Изучают информацию в учебнике на с. 57,
готовят ответы на вопросы.
Р.   Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания;
-осуществляют взаимоконтроль.
П. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К.Рефлексируют свои действия, 
формулируют собственное мнение и позицию.
ΙV.Первичное закрепление.
Итак, подведём итог нашей исследовательской  работы!
это часть слова
стоит перед корнем
служит для образования  новых слов
              обозначается так  ¬
-Так какая же приставка в слове выходы? 
-Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.
Возьмем слово выходы.
- Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)
- ход, ходить поход, ходовой
- Далее? (Выделим корень: ход)
- А теперь? (То, что перед корнем это приставка)
- Выделим её и назовем (вы-).У нас получился алгоритм «Как найти приставку»
Подбери однокоренные слова
Укажи (выдели) корень
Отметь часть слова перед корнем – приставку
Назови приставку
-Кто хочет  рассказать  правило, которое  мы  сами  вывели сегодня о приставке?(1 чел.), потом-хором.
-Ребята, вчера я  прочитала интересную  статью в местной газете и хочу с вами поделиться информацией.
Вчера  в   наш   сад   прилетела  птица.
Она   перепрыгивала   с   ветки  на   ветку.   Гостья  присела   на  кормушку,  а  потом    улетела     домой.
                                                                      СЛАЙД 6
- Какая  птица могла прилететь на кормушку?
- Как вы можете помочь  птицам зимой? Делятся результатами исследования.
Работают  у доски. 
Выделяют приставку в слове выходы.
Повторяют  правило.
Читают вслух текст.
Рассказывают о птицах. Р.Выполняют учебные действия в речевой  форме; 
П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выполняют  практическое задание.
К. Формулируют собственное мнение и позицию.
V
ФизминуткаЯ буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы поднимаете руки, если слово с корнем САД, садитесь. После каждого слова принимаете исходную позицию.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.Если в слове есть приставка - руки  на пояс, без приставки –садитесь.
Читать, перечитать, заехать, передумать, ходить, знать, узнать, обдумать, учить, выучить.
Выполняют упражнения. VΙ.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы  уже много узнали о приставках, найдите в тексте слова с приставками,  выпишите  их  и выделите приставки. Воспользуйтесь алгоритмом.
 
-А  вот какие ещё  есть  приставки в русском  языке, вы узнаете из  задания  к упр. 75 на с. 57 . Постарайтесь их запомнить.
-Игра «Ромашка»  (1. На лепестках приставки, отрывая их составить слово,  2. В сердцевине слово ДУМАТЬ, подставить приставку, составить слово).-Поработайте в парах. Работа по карточке. Из слогов составить слова(лесной, лесок, лесник, перелесок)
-Проверка.
-Как называются такие слова? (родственные)
-Значение какого слова не понятно? (Перелесок- небольшой лес отделенный от другого леса поляной или лужайкой)    - фото                          СЛАЙД 7
-Какое слово лишнее, почему, как определили?
- С любым из слов составить предложение, подчеркнуть главные члены.
1 ученик работает у доски, остальные  работают в тетради, выделяют и объясняют приставки в словах.
Оценивание работы соседа по парте.
Читают вслух.
По одному работают у доски.
Работают в парах образуя  новые  слова.
Проверяют, исправляют ошибки.
Р.Действуют по инструкции в задании, контролируют  свои действия.
П.Владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач, произвольно строят   речевые высказывания.
К.Выражают свои мысли  с достаточной  полнотой и  точностью,  продуктивно взаимодействуют в паре.
VΙΙ.
Итог  урока. Рефлесия. - Что вы  узнали сегодня о приставке? 
-Для чего же нужны  приставки в русском  языке?
-Сейчас я  бы хотела, что бы  вы  перечитали  ещё раз  слова, с которых  мы начинали  урок. 
                                       желание
                        старание            СЛАЙД 8
                                      достижение
-Признайтесь, кто  сегодня  с желанием  работал  на  уроке?
- Оцените свою работу на уроке.       СМАЙЛИКИ 
- Чтобы ещё больше закрепить свои достижения выучите правило на с.57 и упр.76(красный, желтый смайлики), упр. 77(зеленый смайлик)
 -Спасибо всем за  работу на  уроке. Урок  окончен.
Отвечают на вопросы.
Чтение вслух.
Оценивают свою  работу  на  уроке.
Записывают  домашнее задание в дневник. П.Оценивают  процесс и результат деятельности.
К.Рефлексируют  свои  действий .Выражают  свои мысли  с достаточной  полнотой и  точностью.