Открытый урок по русскому языку Развитие умения находить в словах суффикс (2 класс)


Тема : Развитие умения находить в словах суффикс 2 класс «Школа 2100»
Цель: развитие умений находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффикса.
Познавательные УУД
Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на развороте учебника.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Деятельность учеников:
Выделять суффикс в доступных словах.
Характеризовать роль суффикса в слове.
Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
Образовывать слова с помощью суффиксов.
Оборудование: презентация, суффиксы-снежинки, изображения животных, деревья, домик для суффиксов, слова для составления предложения, снежинки для самооценки.
Ход урока
1. Орг.момент.
–Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
От тебя, мой друг, не скрою,
Очень правильно сижу.
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Запишем число . Классная работа.
2. Чистописание
-Ребята, с чего мы начинаем обычно урок русского языка? (Чистописание).
-Предложите свои варианты проведения минутки чистописания. (детям очень нравится, когда они меняются тетрадями в паре и прописывают элементы букв или буквы своему соседу для чистописания)
-Поменялись тетрадями, возьмите зеленую ручку и пропишите красиво по 2-3 элемента или буквы. Снова поменяйтесь тетрадями и пропишите. Оцените работу друг друга, укажите на недостатки и подчеркните лучшую букву своего соседа по парте.
3.Словарная работа с элементами актуализации изученного.
-Что мы обычно делаем дальше? (словарная работа)
-На доске записаны слова. Но в них пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы и запишите в столбик.
(тр_мвайст_канб_р_бан-Проверяем. Подчеркните безуд.гласные .непроверяемые ударением в словах. Как называются такие слова? (словарными).
_ Что еще вы можете сказать про эти слова? (все согласные , все гласные (а),
-Назовите слова, в котором все согласные звуки твердые (стакан, барабан)
-Назовите слово, в котором есть согласный звук мягкий. (Трамвай) дайте характеристику этому звуку.
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-К какой части речи относится?
-Что такое существительное?
-Чем занимались на прошлом уроке?
-Что помните про суффикс?
- Жил-был суффикс -чик-. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.
- Запишите рядом какие слова получатся, используя слова: трамвай. стакан и барабан.
-Проверяем. Как называются пары слов,которые получились ? (однокоренные)
-Какие слова называем однокоренными? (имеющие одинаковый корень, в котором заключен общий смысл всех однокоренных слов)
-Выделите корень. Выделите суффикс в новых словах. Какое значение в слова вносит суффикс -чик-? (уменьшительно-ласкательное)
-Что же,ребята , образовывается с помощью суффикса? (новые слова)
-Давайте посмотрим анимационный сюжет про суффиксы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf-Составьте предложения устно с новыми словами.
4.Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)
Проблемная ситуация.
Стр.90 Прочитайте про себя. Вслух.
Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом –ок-.. Петя подобрал слово листок, а Вова предложил слово поток.
-Кто из ребят прав?
На доске появляется запись :листок ? поток
-Определите значение каждого слова.
-Что же такое -ок- в этих словах?*
-Как нужно действовать, чтобы определить?
-Какие у вас есть версии, чтобы определить части слова? (подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень) . А что нужно потом? (посмотреть,что добавилось к корню)
-Действуйте.
-Затрудняетесь подобрать к слову поток однокоренные слова? Их нет. Значит все слово является корнем.
В слове листок какой корень? Что добавилось? Что такое листок (маленький лист). Что такое –ок- в этом слове? Какое значение у суффикса-ок- ? (уменьшительное)
Сделайте вывод.как нужно действовать,чтобы выделить суффикс в слове. (нужно подобрать однокоренные слова и объяснить слово через однокоренное.
Затем посмотреть , что в слове добавилось к корню, стоит после корня)
Сравним наши выводы с авторскими. Стр.90.
-Какая цель сегоднешнего урока. (будем учиться находить суффиксы в словах).
5.Физминутка.
Стоит в лесу избушка, А в ней живёт Петрушка, К нему идёт зверюшка Попрыгать-поиграть! Олени, Носороги, Медведи из берлоги Приходят друг за дружкой Попрыгать-поиграть! Косули и еноты, Ежи И бегемоты Бегут после охоты Попрыгать-поиграть! Малиновка, Овсянка, Живая обезьянка, У всех одно и то же - Попрыгать-поиграть! 
Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Работа в группах.
-Вспомним правила работы в группах. Я хочу вас предупредить, что ту команду .которая дружнее всех и быстрее других выполнит задание, ждет на уроке сюрприз.
Работа в группах.
1 группаЗадание. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, - ист-
строи _____ плот ______
двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
3 группа
Задание.
- Образуйте слова с помощью суффиксов – ёнок-, -онок.
Кот- _______________, козёл- ___________, медведь- ____________,
заяц - ________________ .Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Аня - …____ Алёша - …_____
Света - …____ Оля - …_______
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
4 группа
Задание
- Образуйте слова с помощью суффиксов –ик- . –ищ-
Дом - ________ , ____________ .
Ус - ___________, ____________ .Хвост - _____________ , ____________ .
Зуб - ______________ , ___________ .
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
-Проверка.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папа,Этот пальчик – мама,Это пальчик – я.Это вся моя семья.Упр.127. Письменно в тетрадях.
Одна из команд , которая первая справилась с групповым заданием , работают с интерактивной доской с индивидуальным заданием. Расставить слова в нужную колонку с определенным суффиксом.
-Работа с интерактивной доской. Расставь слова . Из единой коллекции образовательных ресурсов.:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a5c42eb-e617-495e-a50e-bfdf29a9290e/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BIP_010%5D.swf-Проверка.
-Как вы действовали, находя в словах суффикс. (объясняли слово через однокоренное слово, выделяли добавившуюся часть.
6.Итог урока. Рефлексия
-Какая цель была урока, кто помнит?
Подводим итоги.
Откройте памятку. Продолжите фразу :1.сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. Я познакомился…15. мне захотелось
-Кто из вас захотел сделать кому-нибудь комплимент дети делают комплимент тем детям. Кто выделился на уроке, активно работал .)
-В завершении нашего урока послушайте песенку про суффиксы. (с 6минуты 25 сек. http://yandex.ru/video/search?filmId=IX3w3fTeUXI&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B&redircnt=1449995964.1&path=wizard&parent-reqid=1449995926868580-6224028293573688471386156-man1-00397. Домашнее задание
Домашнее задание выберете самостоятельно из упражнений 107-109 дидактического материала. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!
-