Конспект урока русского языка по теме Развитие умения находить грамматическую основу предложения 
Русский язык 
                                 2 класс «Школа 2100»
Урок закрепления пройденного материала и формирования умений. 
        Тема урока: 
Развитие умения находить грамматическую основу предложения.
         Цели урока:                                                                                                                                                    
1) закреплять знания о грамматической основе предложения;
2) учить правильно составлять предложения;
3) развивать творческие способности;
4) воспитывать познавательную активность.
         Оборудование:
«Снежки», «снежинки», визитки, карточки со словами, магнитофон, иллюстрация «Зимний пейзаж».   
        Ход урока
1) Организационный момент
 - Ребята, сегодня нас ждет много интересного. Вместе мы раскроем некоторые секреты русского языка и даже, возможно, найдем клад.
- Запишите число, «Классная работа».
 - Какое время года наступает? (Зима) 
 - Отгадайте, пожалуйста, загадку.
С  неба падали пушинки                                                                                                   На замерзшие поля.                                                                                                        Ель закутали косынкой,                                                                                                Жаркой шубой – тополя.                                                                                                             И укрыли дом и площадь                                                                                        Необычным одеялом.                                                                                               – Как же их зовут? – ты спросишь.                                                                                                  Имя здесь я написала. (И.Семенова) 
 - Какие «опасные места» есть в отгадке?
2) Минутка чистописания 
 -  К нам на урок влетела  Снежинка, она любит рисовать зимние слова-узоры.
 - Посмотрите, подумайте, прочитайте это слово.
 - Что нужно было сделать, чтобы прочитать слово? 
 - Какую букву будем писать?
 - Какие у нее есть секреты? 
 - Рассмотрите средний узор с этой буквой, подберите слова, где встретим это сочетание.
 - Запишите эти соединения, придумайте и запишите свои варианты.
 - Рассмотрите нижний узор. Подберите слова, где буква встречается 2 раза, запишите.
 3) Словарная работа 
- Как думаете, какое самое любимое время года у Снежинки?
 - А вам нравится это время? Почему?
 - Весело играть зимой с друзьями в снежки. Вот и Снежинка предлагает игру «Попади в цель». Цель – это слово, а снежки – пропущенные буквы. 
  - Теперь назовите «лишнее слово» («вьюга», «ветреный», «погода», «иней», «мороз», «метель» – отодвинуть в сторону)з_ма          п_года            ветр_ный              м_тель                         
м_роз        хол_ д             ин_й                       в_юга- Что общего у оставшихся слов?
- Прочтите слова еще раз, запишите три из них по памяти (закрываю доску).
 Физминутка  (социо-игровая по нескольким условиям).
 - Давайте поиграем. Встаньте. Если я назову имя существительное  - приседаете, слово, в котором есть «ь» – руки вверх, другие слова – ничего не делаете (играть, серебристый, гармонь,  морозит, звенеть, ельник).4) Актуализация знаний (мотивация, введение в тему) 
 - Придумайте предложение, запишите его (с комментированием).
 - Найдите главные члены предложения.
   - Молодцы, вы составили такое красивое предложение, а я недавно прочитала письмо от мальчика Майкла из страны, где зимы совсем не бывает. Вот что в нем было написано.
«Никогда не видел снега. Здесь ярко солнце. На деревьях сочные.»
 - Что вас рассмешило, а, может, удивило?
 - А что именно Майкл не знает, не умеет? (правильно использовать грамматическую основу предложения)
 - А вы считаете, это необходимо знать и  уметь?  
 - Значит, тема урока? (открываю)
 - Давайте сначала поможем Майклу. 
 - Найдите основу  предложений.
5) Практическая часть (формирование умений) 
а) Работа в сменных парах.
 - Посмотрите на схемы: (кто?), (что делает?), (что?), (что делают?) 
 - Прочитайте вопросы. Что будут обозначать эти слова в предложении?
  - Как по-другому  можно назвать такие пары слов? (главные члены, грамматический центр, маленькое предложение, грамматическая основа)
 - Составьте предложение по картине с грамматическим центром. 
- Скажите его своему соседу по парте (пересадка по хлопку)
 – Какие предложения вам понравились?
 б) А я придумала такое предложение.
 И спящий лес укрыл пушистый снег.  
- Найдите  его основу. 
Физминутка (перекидываем воображаемую снежинку из одной руки в другую, следим глазами за ее плавным движением)
 -Вообрази, какого цвета у тебя снежинка? А какие оттенки белого могут быть у снега? (Розовый, голубой, серебристый) 
в) Творческое закрепление в форме групповой работы. 
 - Как вы думаете, какое существительное с  каким  глаголом нужно соединить, чтобы получилась красивая грамматическая основа?
вьюга            поземка            метель                     
 злится          метет                 поет
 - Поднимите руки, у кого голубые бейджи. Вы придумываете предложение с этой основой и т. д. (выслушивание предложений, выбор лучших).
6) Подведение итогов урока
  - Чем мы занимались на уроке?
 - Дома сочините небольшой рассказ о зимней природе или о зимних забавах для Майкла. Ему, вероятно, будет очень интересно.
 - Ребята, вы сегодня работали замечательно! 
- Осталось только отыскать клад. Где же он? (показываю «шифр», включаю музыку)
 - Очень осторожно разверните снежинки, ведь они такие хрупкие. Давайте устроим здесь снегопад, чтобы к Новому году выпало много-много снега! Урок окончен. Спасибо за работу.