Урок русского языка на тему Развитие умения находить грамматическую основу предложения
Урок русского языка во 2 классе
Тема: "Развитие умения находить
грамматическую основу предложения".
Учитель: Криворучко Н. А.
Цели и задачи урока:
- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;
- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
- Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
Ход урока – путешествия.
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.
- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.
Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик).
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец;
Колотят, молотят
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
2. Минутка чистописания.
- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)
Игра «День и ночь»
- Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.)
- Вспомните алгоритм написания букв Ч, ч (на плакате)
- Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее..
3. Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).
Показ карточек после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает (воробей).
2) Летает, ворует, стрекочет (сорока).
3) Летает, важничает, клюёт, каркает (ворона)..
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро- )
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
4. Зарядка для глаз «Осень»
5. Сообщение темы и цели урока.
- Продолжаем наблюдать за природой осенью.
- Прочитайте предложение на доске:
С.рока л.тит к дер.ву.
- Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)
- Запишите.
- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).
- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии
- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )
- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)
- Что говорится о сороке? (летит)
- Задайте вопрос хором: сорока (ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
( сказуемое)
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
6. Упражнение в нахождении грамматической основы.
- Мы отправляемся в воображаемый лес.
Откройте учебники на стр. 56, упр. 89.
1) Читаем 1 часть задания.
2) Стихотворение читает подготовленный ученик.
- Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?
(Знаки в конце предложений)
- Мы участники этого сбора грибов.
- Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)
- Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.
Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.
(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)
Выполните задание по образцу самостоятельно.
Проверка.
Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.
о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.
7. Составление предложений по схемам с опорой на картину.
- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите?
- Какое время года?
- Как изменились деревья?
- Что растёт в лесу?
- Чем заняты дети?
- Что происходит на поле?
- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)
- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.
(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?
- Какой вопрос задан к сказуемому?
что? что сделала?. Осень наступила.
что? что сделал? Урожай созрел.
что? что делают? Машины работают.
что? что делают?. Грибы растут.
кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.
Запишем предложения.
-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?
Проверка.
Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.
8. Физминутка «Дождь».
IX. Творческая работа.
Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.
- Вспомним, какая погода бывает осенью.
- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.
Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.
Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.
Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.
- Прочтите, что получилось.
- Находим главные члены предложения.
10 . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.)
- Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.
1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов.
3)Записываем предложение.
4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
Ребята гуляли в осеннем лесу.
Теперь школьники пришли домой
11. Итог урока.
- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились.
Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)
На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)
Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)
.
12. Домашнее задание. Д/м упр. 72, стр. 35 - составить маленькие предложения по схемам.
15