Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие в написании приставок и предлогов.
Конспект урока во 2 классе по теме
«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие в написании приставок и предлогов».
Выполнила
Учитель МБОУ СОШ №1
Ромашова
Любовь Геннадьевна
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие в написании приставок и предлогов.
Тип урока Урок открытие нового знания
Цель урока:
формирование у учащихся представление о приставке как о части слова.
Задачи
Образовательная – познакомить с приставкой как частью слова; научить находить в слове приставку, образовывать новые слова, понимать новую смысловую окраску в однокоренных словах, различать на письме приставку от предлога;
Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; способствовать формированию связной речи;
Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.
Формирование УУД:
Предметные – научиться находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок, различать на письме приставку как часть слова, а предлог как отдельное слово,
Метапредметные :познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;
Регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием.
Коммуникативные – работать в паре, сотрудничать с учителем и учащимися.
Личностные –проявлять интерес к новому учебному материалу .
Оборудование и материалы - учебник: Н. А. Чуракова «Русский язык. 2 класс» - в трех частях, часть №3; Тетрадь для самостоятельной работы Т. А. Байкова, О. В. Малаховская
- раздаточный материал: карточки для работы в парах;
- мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска;
Методы
проблемный, объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический.
Технологии игровая, ИКТ, рефлексия.
Формы организации урока фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик все замечу. Я хочу учиться. Я буду хорошо учиться. Слайд №1
Начинаем урок русского языка. Как обычно нам будут помогать Волшебница со своими друзьями, а сегодня еще к нам пришли герои мультфильма «Маша и Медведь» Дети хором читают текст
2. Этап мотивации деятельности. Прочитайте пары слов, разберите их по составу, объясните при помощи какой части слова они образованы?
Паук-паучок
Еж-ежик
Рыба-рыбка
Слайд №2
Как вы думаете, есть ли еще такая часть слова, которая тоже принимает участие в образовании новых слов?
Волшебница попросила вас прочитать сказку В.Волиной «Новые друзья корней» (Приложение 1) и ответить на вопросы:
1. Что за новые друзья появились у корней и суффиксов?
2. Как выглядели их домики?
3. Какую работу они все вместе стали выполнять?
Это сегодня нам предстоит выяснить. Дети записывают слова, разбирают их по составу.
Слова образованы при помощи суффиксов - ок, ик, к.
Есть, но мы пока с ней не знакомы.
Работа по карточкам.
Дети в парах читают сказку. Отвечают на вопросы
Новые друзья - это приставки. А на 2 и 3 вопросы мы не смогли
ответить из-за того, что волшебница эту информацию зашифровала.
3. Постановка учебной задачи Назовите тему урока. Что нам предстоит выяснить о приставке?
Слайд №3 Приставка.
Как обозначается приставка? Какую работу она выполняет в слове?
4. Поиск решения учебной задачи. А где мы сможем получить эту информацию?
Правильно, откройте учебники на странице 60 ,там летучая мышь приготовила плакат с информацией. Прочитайте ее и тогда мы разгадаем загадки Волшебницы.
Что вы выяснили о приставке? В учебнике.
Дети читают информацию.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки можно образовывать новые слова.
5. Первичное усвоение новых знаний. Слайд №4
Образуйте новые слова при помощи приставок. Дети записывают слова, выделяют в них приставки.
6. Физкультминутка.
Слайд №5
7. Первичная проверка понимания. Миша спросил: «Зачем нужно так много разных приставок?» А Маша предложила выполнить задание.
Слайд №6
Сравните смысл предложений. Определите, какую работу выполнили приставки?
Миша заинтересовался: «Почему в 1 предложении частичку «до» написали в одном месте слитно, а в другом раздельно?»
Прочитаем правило на 61 странице учебника. Дети читают предложения, анализируют, что изменилось в смысле предложений. Делают вывод: «Приставка изменяет смысл предложения»
Как вы объясните это?
Добежал–до–приставка. До магазина до – предлог. Предлоги –пишутся отдельно от других слов. А способ проверки их написания мы уже знаем.
8. Первичное закрепление. Слайд №7. Определите где приставка и где предлог. Дети выполняют задания, комментируют написание.
9. Включение в систему знаний. Слайд №8 Дети выбирают правильную информацию, лишняя информация исчезает.
10. Домашнее задание. Тетрадь для самостоятельной работы №2 Упражнение 57 11. Выставление оценок. 12. Рефлексия Слайд №9 Список литературы
Волина В. Весела грамматика. – М.: Знание, 1995. 336 с.
Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с второклассниками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160 с.
Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс. Методическое пособие.- М.: Академия/Учебник, 2010. – 280 с.
Электронные материалы
Физкультминутка «Маша и Медведь» URL[http://www.youtube.com/watch?v=e9DEUqXeKhM]
Приложение 1
Задание для работы в парах.
Сказка В.Волиной « Новые друзья корней»
Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое много изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.
Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И непросто остаться, а еще и построили им домики перед своими, в знак уважения к женщинам (Ведь приставки женского рода.) Вот так выглядели эти домики:
Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли очень важную работу
Вместе работать всегда интереснее и веселее.
Попробуйте выяснить:
Что за новые друзья появились у корней и суффиксов?
Как выглядели домики друзей?
Какую работу они все вместе стали выполнять?