Тема урока: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Класс: 2
Тема урока: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель: развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Планируемые результаты:
Предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.
Метапредметные:
-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учить работать в паре.
-регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
-познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Этапы урока
Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Настрой на дальнейшую деятельность.
Эмоционально-положительный настрой на урок (Л)
2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотней
Сделать слово из частей.
Итак, внимание!
-Какие части слова вы знаете?
- На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова.
- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?
Что такое приставка и что вы знаете оприставке?
- А сейчас откроем учебники на стр. 64.
Упр84
Как называются изображённые на них инструменты?
Как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах?
Какая тема нашего урока?
- Приставка, корень, суффикс,
Окончание.
- Это главная часть слова, в которой заключен смысл всех родственных слов.
-Суффикс. После корня.
-Суффикс.
-Суффиксы.
Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают осознанно(П,К)
Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока (Л,П)
3.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса.
Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.
прогнозируют предстоящую работу (Р)
4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом.
1) Упражнение №85стр.64.Запишите слова названия спотсменов.
-Запишите слова. Выделите корень и суффикс.
- Как изменилось значение слова?
3)Игра «Побудь волшебником».
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?
5)Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.
Во-первых: они из одних слов
могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение. А если отбросить суффикс, да использовать ещё и приставку, то же что-нибудь получится, например: неуч.
Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.
Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.
6)Роль суффиксов в словах.
а) Допишите суффиксы-ОНОК- или
-ЁНОК-
МЕДВЕЖ_______ ТИГР_________
БАРСУЧ_________ ПОРОС_______
ГАЛЧ____________ ЛЬВ__________
ЗАЙЧ____________
ЖЕРЕБ_______
в) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.
Женя-Женечка Соня-
Таня- Валя-
Оля- Аня-
г) Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
-Маленький зуб или ласково назвали зуб.
-Тонкий лёд.
-Маленький глаз.
-Ласково о мёде.
-Разные. Меняется значение слова.
-Носик, домик, хвостик, столик.
-Это часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова.
-Что такое суффикс.
-На место суффикса в слове.
-О «работе» суффикса.
Дети работают в парах.
Образуют новые слова с предложенными суффиксами.
-Лишнее слово чище.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)
Приобретают умения в образовании новых слов (П)
Формулирование определения «суффикс» (П)
Развивают умение извлекать информацию, запоминать слова учителя (П)
Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)
Вырабатывают умение составлять слова с предложенными суффиксами (П)
Вырабатывают умение образовывать новые слова и выделять в них суффикс (П)
Анализируют текст на основе прочитанного и выявляют лишнее слово (П)
5.Физминутка
Смена видов деятельности.
6. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
1)Работа над словообразованием.Упр87
-Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.
использовать суффиксы.
Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?
. . . Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне.
Без суффикса был простой предмет, после прибавления суффикса, слова изменились, стало сначала уменьшительно-ласкательным, а затем наоборот это что-то большое.
Дети работают в парах.
Самостоятельная работа учащихся.
Выявляют роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов (П)
Анализируют текст, находят однокоренные слова и выделяют корень (П)
------
7.Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
-Что же такое суффикс?
-Что ещё вы о нём знаете?
-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?
-Кто остался доволен своей работой?
-За что вы можете себя похвалить?
Самооценка работы на уроке.
Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
8.Домашнее задание.
Р.т. стр.27 упр. 147, упр. 148
Записывают домашнее задание в дневник
15