Рабочая программа Боголюбов профильный уровень 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по обществознанию (профильный уровень)
для 10-11-х классов.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования МО РФ 2004г . и Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию.
Изучение обществознания на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
10 класс:
Количество часов:
по учебному плану 105 часов, 35 учебных недель - в неделю 3 часа
Учебно-методический комплект для учащегося:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл.общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. - М: Просвещение, 2012
Формы организации учебного процесса:
урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок- лекция, урок-семинар, урок -дискуссия.
Формы текущего контроля:
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится:
поурочно и по темам;
по полугодиям на среднем общем уровне;
в форме: устных и письменных ответов, диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой), контрольных и (или) зачётных работ, тестов, защиты проектов, рефератов.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля один раз в год с целью проверки освоения результатов освоения образовательной программы, в форме теста.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематический план
Класс: 10
Плановых контрольных работ
Плановых зачётов 5
Плановых практических работ
№
Раздел программы
Лабораторные, практические работы
Контрольные работы
К-во часов
Дата
1
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
1
19
2
Общество и человек
1
24
3
Деятельность как способ существования людей
1
15
4
Сознание и познание
1
15
5
Личность. Межличностные отношения
2
29
6
Итоговое повторение
1
3
Итого
5
105 часов
№
Содержание
Цели
Контрольные и измерительные материалы
К-во ч.по разд.
К-во ч. по теме
Дата
Глава1.Социально-гуманитарные знания
Этапы развития и современная характеристика отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
19
Социальные науки, их классификация.
Наука и философия.
Как философия помогает постигать общество
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.
Философия и общественные науки в Новое
Философия и общественные науки в Новейшее время.
Из истории русской философской мысли XI- XVIIIвв
Из истории русской философской мысли XIX- XXвв
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Анализ текста: цели и основные этапы
Анализ текстов по теме «Социально-гуманитарные знания»
Защита рефератов по теме «Социально-гуманитарные знания »
Защита рефератов по теме «Социально-гуманитарные знания»
Работа с тестами ЕГЭ часть А,В по теме «Социально-гуманитарные знания»
Работа с тестами ЕГЭ часть С по теме «Социально-гуманитарные знания»
Выполнение творческой работы (эссе) по теме «Социально-гуманитарные знания»
Анализ творческих работ (эссе)
Повтортительно обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания»
Зачет (вопросы и задачи, практическое задание)
ГлаваII.Общество и человек
Характеристика и черты общества и человека в его социальной сущности. Характеристика общества, как системы, включающей ряд элементов и подсистем и в то же время рассмотреть его как исторически изменчивую субстанцию. Анализ человека с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
24
Происхождение человека и становление общества
Происхождение человека и становление общества
Сущность человека как проблема философии
Общество и общественные отношения
Роль культуры в жизни общества
Общество как развивающаяся система
Сферы общественной жизни как подсистемы общества
Типология обществ. Традиционное общество.
Индустриальное общество
Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Восток и Запад в диалоге культур
Историческое развитие человечества: формационный подход
Историческое развитие человечества: локально – цивилизационный подход
Исторический процесс
Проблема общественного прогресса
Проблема общественного прогресса
Свобода в деятельности человека
Защита рефератов, исследовательских работ по теме «Общество и человек»
Защита рефератов, исследовательских работ по теме «Общество и человек»
Работа с тестами ЕГЭ часть А,В по теме «Общество и человек»
Работа с тестами ЕГЭ часть С по теме «Общество и человек»
Выполнение творческой работы (эссе) по теме «Общество и человек»
Анализ творческих работ (эссе)
Повторительно - обобщающий урок по теме «Общество и человек»
Зачет (вопросы и задачи, практическое задание)
ГлаваIII.Деятельность как способ существования людей
«Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
15
Деятельность людей и ее многообразие
Деятельность людей и ее многообразие
Содержание и формы духовной деятельности
Трудовая деятельность
Трудовая деятельность
Проблемное обсуждение по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности.»
Политика как деятельность
Власть. Легитимность власти
Проблемное обсуждение по теме «Легитимность власти».
Защита рефератов по теме «Деятельность»
Работа с тестами ЕГЭ часть А,В по теме «Деятельность»
Работа с тестами ЕГЭ часть С по теме «Деятельность»
Выполнение творческой работы (эссе) по теме «Деятельность»
Анализ творческих работ (эссе)
Повтортельно- обобщающий урок по теме «Деятельность»
Зачет (вопросы и задачи, практическое задание)
ГлаваIV.Сознание и познание
Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания
15
Проблема познаваемости мира.
Истина и ее критерии
Истина и ее критерии
Многообразие путей познания мира
Научное познание
Социальное познание: принципы, инструменты
Обыденное и научное социальное знание
Знание и сознание
Самосознание и развитие личности
Защита рефератов по теме «Сознание и познание»
Работа с тестами ЕГЭчасть А,В по теме «Сознание и познание»
Работа с тестами ЕГЭ часть С по теме «Сознание и познание»
Выполнение творческой работы (эссе) по теме «Сознание и познание»
Анализ творческих работ (эссе)
Повторительно - обобщающий урок по теме «Сознание и познание»
Зачет (вопросы и задачи, практическое задание)
ГлаваV.Личность. Межличностные отношения
Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности
29
Индивид, индивидуальность, личность
Структура личности
Периодизация развития личности
Возраст и становление внутреннего мира
Направленность личности
Общение как обмен информацией
Особенности общения в современном мире
Общение как взаимодействие
Юношеский возраст и общение
Общение как понимание
Малые группы. Классификация.
Межличностные отношения в группах
Групповая сплоченность и конформное поведение
Групповая дифференциация и лидерство
Лидерство. Лидерские роли. Стили лидерства
Проблемное обсуждение по теме «Межличностные отношения в группах»
Семья как малая группа. Гендерное поведение
Дискуссия «Традиционная семья допетровских времен и современная семья»
Антисоциальные и криминальные молодежные группы
Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Структура и динамика межличностного конфликта
Поведение личности в конфликте
Как успешно разрешать конфликты
Защита рефератов «Личность. Межличностные отношения»
Работа с тестами ЕГЭ часть А,В по теме «Личность. Межличностные отношения»
Работа с тестами ЕГЭ часть С по теме «Личность. Межличностные отношения»
Выполнение творческой работы (эссе) по теме «Личность. Межличностные отношения»
Анализ творческих работ (эссе)
Повторительно–обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения»
Зачет (вопросы и задачи, практическое задание)
Итоговое повторение
3
Работа с тестами ЕГЭ
Повторительно–обобщающий урок по курсу «Обществознание»
Зачет (вопросы и задачи, практическое задание)
Повторительно–обобщающий урок по «Обществознание»
Итого
5
105 часов
Литература:
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М: Просвещение, 2010.
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл.общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. - М: Просвещение, 2012
Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. - М: Просвещение, 2012
Обществознание.Практикум.10 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений: профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др. – М.:Просвещение, 2010.
Школьный словарь по обществознанию/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2010.
15